Дело № 2-291/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
08 сентября 2010 г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Лобановой Н.А.,
с участием прокурора Кошевой Г.В.,
представителей ответчиков: Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Кормакова В.И.,
Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края - Клименко В.А.,
представителя третьего лица: Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю -Гурьянова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Отделу водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И., Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о признании незаконной государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование,
у с т а н о в и л :
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор Дмитриев А.П. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Отделу водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне- Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И., Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о признании незаконной государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, указывая, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения водного законодательства в деятельности Отдела водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентстваводных ресурсов. Данным отделом ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация решения о предоставлении водного объекта в пользование индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И., о чём в государственном водном реестре сделана запись №-ДД.ММ.ГГГГ.№. Решение принято с целью проведения ИП Казанцевым Е.И. работ по расчистке русла реки Песчаная на трех участках: в <адрес> и в 4 км. на северо-восток от окраины <адрес> в <адрес>. Планируемые работы повлекут изменение дна и берегов реки Песчаная. В соответствии с п. 5 ст. 23 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре. Решение о предоставлении ИП Казанцеву Е.И. водного объекта - реки Песчаная принято с нарушением природоохранного законодательства, в связи с чем, его государственная регистрация в государственном водном реестре подлежит признанию незаконной по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных Водным кодексом РФ. Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передала субъектам РФ ряд полномочий в области водных отношений, в том числе: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к мерам по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий относятся работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. Таким образом, расчистка русел рек как мероприятие по осуществлению полномочий субъекта Российской Федерации, должна осуществляться победителем торгов, проведенных в форме и порядке, установленном вышеназванным законом.
Согласно гидрологическому заключению по обоснованию расчистки русла реки Песчаная в Смоленском районе Алтайского края, подготовленному ЗАО ПИИ «Алтайводпроект», ИП Казанцевым Е.И. планируется проводить изъятие песчано-галечной смеси из русла реки Песчаная в местах, где наблюдаются негативные русловые процессы, угрожающие нормальному существованию инфраструктуры сельских поселений. Разработку песчано-галечных отложений планируется проводить в многолетней перспективе, открытым способом, с помощью специальной землеройной техники. Предполагаемый объем изъятия ресурсов - 20000 м. куб. в год, что свидетельствует о том, что расчистка русла реки Песчаная планируется с целью предотвращения негативного воздействия вод, т.е. для государственных нужд, а, следовательно, выполнять ее вправе лицо, с которым заключен государственный контракт. Однако торги на право проведения работ по расчистке русла реки Песчаная не проводились, о чем свидетельствуют материалы по обоснованию решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Мероприятиями по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №предусмотрено проведение работ по увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков на основании проектов. В силу п. 1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», проведение работ по расчистке русла реки Песчаная должно осуществляться на основании проекта, отвечающего требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 6.1 Санитарных правил и норм Сан ПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, их соблюдение обязательно при размещении проектировании, вводе в эксплуатацию и эксплуатации хозяйственных или других объектов и проведении любых работ, способных оказать влияние на качество воды водных объектов. В связи с чем, наличие в проекте по расчистке русла реки Песчаная обоснования безопасности проводимых работ с точки зрения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является обязательным.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О животном мире» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. По Правилам согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с приложением к ней: документации, обосновывающей размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и
проекты технической документации; данных об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов; сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению
негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п.п. 3. 4 Правил). Проект по расчистке русла реки Песчаная, соответствующий положениям природоохранного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения ИП Казанцевым Е.И. не разработан, в связи с чем, не представляется возможным установить какие конкретно работы должны быть произведены Казанцевым Е.И. при расчистке русла, каково их воздействие на водный объект и обитающие в нем водные биологические ресурсы. В связи с отсутствием проекта согласование специально уполномоченных органов Казанцевым Е.И. не получено.
Согласно п.п. 48.3, 53 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, представленные на регистрацию проходят проверку регистрирующим органом на комплектность и на соответствие действующему законодательству, о чем составляются соответствующие заключения. Одним из вопросов, проверяемых регистратором при оценке представленных документов на соответствие законодательству, является проверка наличия необходимых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных, органов исполнительной власти, путем проверки наличия соответствующих документов (п. 51.4 Административного регламента).
Вместе с тем, при регистрации решения о предоставлении Казанцеву Е.И. реки Песчаная с целью расчистки русла, оценка наличию соответствующих согласований условий водопользования Отделом дана не была, что привело к незаконной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того, проектом по расчистке русла реки может предусматриваться также строительство необходимых для расчистки водного объекта гидротехнических сооружений (плотин, дамб и др.), а также производство работ по берегоукреплению водного объекта, что требует проведения государственной экспертизы проектной документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий,выполняемых для подготовки такой проектной документации на основании ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, одним из разделов которой является оценка влияния намечаемой деятельности на состояние окружающей среды.
Кроме того, отсутствие разработанного проекта по расчистке русла реки Песчаная делает невозможным процесс контроля за фактическим производством работ.
Отсутствие у ИП Казанцева Е.И. разработанного проекта по расчистке русла реки Песчаная, с описанием в нем планируемых работ, способа их выполнения, оценки воздействия на окружающую среду, согласованного в установленном порядке с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за использованием и охраной объектов животного мира может повлечь неконтролируемые изменения водного баланса реки, негативно сказаться на обитающем в нем растительном и животном мире, а также повлечь необоснованное изъятие песчано-гравийной смеси, являющейся общераспространенным полезным ископаемым. Изложенное создает угрозу нарушения вышеназванных конституционных прав неопределенного круга лиц, что недопустимо.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
В силу ст. 36 Водного кодекса РФ река Песчаная находится в федеральной собственности (протекает по территории Республики Алтай и Алтайского края). Поскольку осуществление водопользования с целью расчистки русла реки Песчаная осуществляется с нарушением действующего законодательства, прокурор имеет право обратиться с данным иском и в интересах Российской Федерации.
Просил признать незаконным Решение Управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды Алтайского края о предоставлении
Индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И. водного
объекта в пользование с целью проведения работ по расчистке русла реки
Песчаная от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконной государственную регистрацию в государственном водном реестре за номером №-ДД.ММ.ГГГГ.№ Решения о предоставлении водного объекта в пользование от
ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского
бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
аннулировать запись в государственном водном реестре за номером №-ДД.ММ.ГГГГ.№ о регистрации Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании прокурор Кошевая Г.В. поддержала заявленный иск, ссылаясь на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении, полагая, что решение о предоставлении водного объекта в пользование принято с нарушением действующего водного законодательства, поскольку расчистка русла реки относится к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и относится к государственным нуждам, поэтому должно осуществляться путем проведения торгов или аукциона. Мероприятия по расчистке русла рек должны проводиться в соответствии с проектами, проект должен соответствовать требованиям природоохранного законодательства, законодательства о животном мире. Такой проект в материалах отсутствует, поэтому нельзя понять, какие работы будут включаться в мероприятия по расчистки русла реки. Просила признать незаконным Решение Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о предоставлении индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И. водного объекта в пользование с целью проведения работ по расчистке русла реки
Песчаная от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконной государственную регистрацию данного решения в государственном водном реестре и обязать Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
аннулировать запись в государственном водном реестре о регистрации данного решения.
Представитель ответчика - Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Кормаков В.И. в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что он полностью поддерживает доводы изложенные в письменном отзыве на иск, который приобщен к материалам дела, просил в удовлетворении иска прокурора отказать.
Ответчик Казанцев Е.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд о причинах своей неявки не известил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика Казанцева Е.И.
Представитель ответчика Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края - Клименко В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, полностью поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю - Гурьянов П.Ю. в судебном заседании полагал иск прокурора необоснованным, так как в действиях индивидуального предпринимателя Казанцева не усматривается нарушений действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Верхнеобского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, суд о причинах неявки не известил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Как следует из письменного отзыва на исковое заявление, поступившего в суд, Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай с исковыми требованиями Алтайского межрайонного природоохранного прокурора не согласилось по следующим основаниям. Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд»
регулирует размещение государственных заказов за счет федерального бюджета и
бюджета субъектов РФ т.е. Алтайского края, расчистка же русла <адрес>
проводится на средства ИП Казанцева Е.И. Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса следует,
что подлежат государственной экспертизе проекты объектов капитального
строительства и результаты изысканий, выполняемых для подготовки такой
проектной документации. При расчистке русел рек никаких объектов
строительства не возникает, работ по строительству, капитальному ремонту,
реконструкции не ведется. Часть 3 ст. 16 Водного кодекса РФ предусматривает проведение аукциона на пользование акваторией водного объекта только для заключения договора
водопользования. Статьи 21,22,23 Водного кодекса РФ определяющие порядок
выдачи решений, не предусматривают проведение аукционов для выдачи решения
о предоставлении водного объекта в пользование. В связи с чем, считают, что решение Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды о представлении ИП Казанцеву Е.И. водного объекта в пользование с целью проведения работ по расчистке русла <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является законным, выданным с соблюдением всех норм водного и строительного законодательства, и его государственную регистрацию в государственном водном реестре законной.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев подлинные документы, суд приходит к следующему.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ Решением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края № о предоставлении водного объекта в пользование, индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И. предоставлен в пользование водный объект для проведения работ по расчистке русла реки Песчаная на трех участках: в <адрес> и в 4 км. на северо-восток от окраины <адрес> в <адрес>. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данное решение зарегистрировано Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за №-ДД.ММ.ГГГГ.№ (л.д. 14-19).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод; 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъема затонувших судов: 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей; 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
Перечень аналогичных целей, в связи с которыми могут предоставляться водные объекты в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование предусмотрен и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В указанном перечне отсутствует такая цель использования водного объекта - как проведение работ по расчистке русла реки.
В силу п. 24 указанных Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: а) сведения о водопользователе; б) цель, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); в) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование; г) срок водопользования.
В решении о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве цели использования водного объекта указана цель: проведение работ по расчистке русла реки Песчаная. Таким образом, цель предоставления водного объекта в пользование, указана в нарушение ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ и п. 2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, поскольку предоставление водных объектов в пользование для этих целей указанными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, расчистка русла рек относится к перечню мер, осуществляемых для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24-27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 17 ст. 24 Водного кодекса РФ осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.1 Водного кодекса РФ размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно ст. 3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
В соответствии с п.п. 1 п. ст. 19 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Таким образом, в силу названных положений закона и Водного кодекса РФ и их системного толкования, расчистка русла рек относится к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, является государственными нуждами и должна осуществляться в установленном ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке, то есть победителем торгов, проведенных в форме и порядке, установленных указанным законом.
Кроме того, в соответствии с п.п. «е» п. 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование должен быть представлен документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Как следует из представленных суду документов Казанцевым Е.И. в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края был предоставлен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный администрацией Смоленского района сроком на три года. Однако данный договор не имеет юридической силы, поскольку в нарушение п. 2 ст. 609 ГК РФ не прошел государственную регистрацию.
Согласно п. 20 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; б) выполняет расчет параметров водопользования; в) определяет условия использования водного объекта; г) обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции; д) рассматривает и оценивает возможность использования водного объекта для заявленной цели.
Как следует из представленных ответчиком документов, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края было проведено согласование условий водопользования с Верхнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Между тем, как следует из содержания согласования условий водопользования, оно дано данным органом под условием предоставления заявителем Казанцевым Е.И. необходимой документации, а именно: данных об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного назначения водных объектов и сведений о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства РФ в области охраны окружающей среды, что, по мнению суда, является недопустимым. Поскольку, в силу п.п. «г», «д» п. 5 Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, к заявке на согласование условий должны прилагаться в том числе, данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов и сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а в силу п.п. «а» п. 11 указанных Правил основанием для отказа в согласовании представленных документов является непредставление заявителем в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящих Правил. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что согласование условий водопользование было осуществлено Верхнеобским территориальным управлением Федерального агенства по рыболовству с нарушением установленного законодательства и в частности указанных Правил.
Следовательно, решение о предоставлении водного объекта в пользование индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И. для цели расчистки русла реки Катунь, было принято с нарушением требований перечисленных выше законов и других нормативных правовых актов, в связи с чем, является незаконным, поэтому требование прокурора о признании незаконным данного решения подлежит удовлетворению.
Согласно п. 48.3, п. 53 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, документы, которые предоставляются на регистрацию проходят проверку регистрирующим органом на компетентность, а также на соответствие действующему законодательству, о чем составляются соответствующие заключения. В соответствии с п. 51.4 указанного Административного регламента при оценке представленных документов на соответствие законодательству, регистратором проверяется также наличие требуемых согласований условий водопользования с территориальными органами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных законодательством, путем проверки наличия соответствующих документов.
По мнению суда, в данном случае при оценке на соответствие законодательству принятого решения о предоставлении водного объекта в пользование индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И. регистрирующим органом во внимание не было принято то, что решение о предоставлении водного объекта в пользование не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем, его регистрация была произведена незаконно.
Таким образом, поскольку, суд пришел к выводу о незаконности принятого решения, то и его государственная регистрация в государственном водном реестре должна быть признана незаконной и на отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов возложена обязанность по аннулированию записи в государственном водном реестре о регистрации данного решения. Следовательно, исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды Алтайского края о предоставлении
индивидуальному предпринимателю Казанцеву Е.И. водного
объекта в пользование с целью проведения работ по расчистке русла реки
Песчаная от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать незаконной государственную регистрацию в государственном
водном реестре за номером №-ДД.ММ.ГГГГ.№ от
ДД.ММ.ГГГГ решения о предоставлении водного объекта в пользование от
ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского
бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
аннулировать запись в государственном водном реестре за номером №-ДД.ММ.ГГГГ.№ от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в суде ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Д. Прохорова