о признании необоснованным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2-457/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Фефеловой Н.И.,

с участием истца Орлова А.Д.,

прокурора Лебёдкина В.Г.

представителя ответчика Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Смоленского района, поданного в интересах Орлова А.Д. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании необоснованным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

И.о. прокурора Смоленского района Якушев М.В. обратился в суд в интересах Орлова А.Д. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании необоснованным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что прокуратурой Смоленского района была проведена проверка по обращению Орлова А.Д. о незаконном отказе ему в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Установлено, что Орлов А.Д. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета. Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий должны быть обеспечены жильём в кратчайший срок. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Орлов А.Д. проживает с сыном - Орловым П.А. в доме, жилой площадью 40,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>. Данный дом ему принадлежит на праве собственности. Согласно акту проверки жилищно-бытовых условий Орлова А.Д. в доме имеется печное отопление, нет горячей воды. Основание и фундамент - бутобетонный, имеются массовые разрушения. Дом рубленный из брёвен, наблюдается глубокие трещины в венцах, поражение гнилью нижних окладных венцов, неравномерная осадка капитальных стен и перегородок, трещины в штукатурном слое, перекос в дверных и оконных косяках. Пол деревянный, имеются прогибы и просадки досок, дверные коробки перекошены. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Орлов А.Д. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в связи с обеспеченностью общей жилой площадью. То есть, жилищной комиссией взято во внимание лишь общая площадь жилого дома, в котором проживает инвалид Великой Отечественной войны. Однако, хотя дом пригоден для жилья, но капитальный его ремонт Орлов А.Д. не может провести, в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья. Кроме того, Орлов А.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом, находится в преклонном возрасте и нуждается в периодическом лечении с применением водных процедур, но горячей воды в доме нет. К тому же, он не в силах самостоятельно приносить уголь, дрова для печного отопления, заготавливать топливо.Таким образом, полагает, что Орлов А.Д. является гражданином, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Отказ межведомственной комиссии в постановке на учёт Орлова А.Д., в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, нарушает его конституционные права на обеспечение жильём. Просил признать решение межведомственной комиссии Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Орлов А.Д., нуждающимся в улучшении жилищных условий, необоснованным; обязать Администрацию Смоленского района поставить Орлов А.Д. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании материальный истец Орлов А.Д. настаивал на поданном иске, в обоснование его ссылался на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что его жилой дом очень ветхий, много гнили, он делал некоторый ремонт сам, но какие-то работы по ремонту он сделать самостоятельно не может. В доме зимой холодно, несмотря на то, что он постоянно топит, так как фундамент разрушился, и сгнили нижние бревна, они сыпятся, их спасает от разрушения только штукатурка. Он обратился в Администрацию района с заявлением, просил предоставить субсидию на приобретение жилья, но получил отказ, он не согласен с этим отказом и просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и удовлетворить поданный иск.

Прокурор Лебёдкин В.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, уточнив их основания, кроме тех оснований, которые указаны в иске, просил принять во внимание и то обстоятельство, что согласно Постановлению Администрации Алтайского края норма предоставления жилого помещения социального найма на семью из двух человек составляет не менее 42 кв. м. Орлов А.Д. проживает в доме вдвоем с сыном, жилая площадь которого составляет 40,2 кв.м., то есть, и по эти основаниям, Орлов А.Д. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании, исковые требования не признала и суду пояснила, что решением межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района Орлову было отказано в постановке на учёт, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, так как площадь жилого помещения, в котором он проживает соответствует нормам обеспечения на одного члена семьи, в связи с чем, решение комиссии является законным, а в удовлетворении иска прокурора, поданного в интересах Орлова, следует отказать. Повторно заявление Орлова комиссией не рассматривалось, так как он в администрацию с таким заявлением больше не обращался.

Выслушав объяснение истца, прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из заявления - жалобы Орлова А.Д. на л.д. 5-8 он просит прокурора района обратиться в суд в его интересах с заявлением о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что Орлов А.Д. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой сер. МСЭ- 2004 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Кроме того, Орлов А.Д. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением серии ВОВ №, выданным ему ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16). Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесенными № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Такие же меры социальной поддержки установлены и ст. 15 указанного Федерального закона в отношении участников Великой Отечественной войны.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В силу п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно закону Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по обеспечению жильём ветеранов ВОВ возложены на органы местного самоуправления.

Как следует из заявления Орлова А.Д. на имя главы Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), он просит поставить его на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий, согласно Указа президента и в соответствии с законом «О ветеранах».

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 20, проведённого помощником прокурора Смоленского района Лебёдкиным В.Г. по адресу: <адрес> установлено, что отопление в доме печное, в доме не имеется горячей воды. Основание и фундамент бетонные, имеют массовые разрушения. Дом рубленный из брёвен, наблюдаются глубокие трещины в венцах, поражение гнилью нижних окладных венцов, неравномерная осадка капитальных стен и перегородок, трещины в штукатурном слое, перекос в дверных и оконных косяках, пол деревянный, имеются прогибы и просадки досок, дверные коробки перекошены.

Как следует из протокола № заседания районной межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), районная межведомственная комиссия, рассмотрев документы, представленные ветеранами Великой Отечественной войны, в том числе Орловым А.Д., постановила: не признать нуждающимся в улучшении жилищных условий: Орлова А.Д. на основании ст. 51 ЖК РФ (помещение соответствует нормам обеспечения общей площадью жилого помещения).

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу <адрес>, что подтверждается справкой на л.д. 18, согласно которой, Орлов А.Д. имеет дом на земле, расположенный по адресу <адрес> общей площадью 51 кв.м., жилой - 40,2 кв.м. Владение значится за Орлов А.Д..

Согласно справки Администрации Смоленского сельсовета истец Орлов А.Д. действительно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> в <адрес> и в состав его семьи входит сын Орлов П.А. (л.д. 12).

В соответствии со ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>» № - ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 42 квадратных метра общей площади семье из двух человек. Аналогичные нормы установлены и Администрацией Смоленского сельсовета на территории с. Смоленское.

Учитывая, что в соответствии п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и общей площади жилья 36 квадратных метров, то в данном случае, норма обеспечения общей площадью жилого помещения для предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для указанной семьи составляет 57 кв. м. (21 кв.м. + 36 кв.м. = 57 кв.м.), а учитывая, что истец проживает в жилом помещении общей площадью 51 кв.м. и количеством членов семьи 2 человека, он должен был быть признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» указано на необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в федеральное законодательство касающиеся обеспечения жильем за счёт средств федерального бюджета указанных выше лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.

Учитывая, что судом установлено, что истец Орлов А.Д. хоть в настоящее время и имеет собственное жильё, но, в силу ст. 51 ЖК РФ является гражданином, нуждающимся в жилом помещении, своё право на обеспечение жильём за счёт бюджетных средств не использовал, а одна из важнейших задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - полное обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, он вправе претендовать на меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором Смоленского района в интересах Орлова А.Д. о признании решения межведомственной комиссии администрации Смоленского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных необоснованным и обязании администрации в постановке его на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Смоленского района, заявленные в интересах Орлова А.Д..

Признать решение межведомственной комиссии Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Орлову А.Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий, необоснованным.

Обязать Администрацию Смоленского района поставить Орлова А.Д. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

Судья В.Д. Прохорова