о понуждении выдать лицензию (путевку)



дело № 2-416/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2010 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Фефеловой Н.И.,

с участием заявителя Ануфриева В.И.,

заинтересованного лица охотоведа МУП «Смоленское» Родионова С.Г.,

представителя заинтересованного лица Смоленского охотобщества Чупрова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ануфриева В.И. о понуждении выдать лицензию (путевку),

у с т а н о в и л :

Ануфриев В.И. обратился в суд с заявлением о понуждении выдать лицензию (путевку), указывая, что Дата обезличена г. он обратился в МУП «Смоленское» с заявлением на выдачу разрешения (путевки) любительской охоты в осенне-зимний период с Дата обезличена - Дата обезличена г. с гончей собакой. Однако охотовед МУП «Смоленское» Родионов С.Г. отказал ему в выдаче путевке по причине того, что свидетельство на гончую посчитал незаконным и выступил в роли эксперта. Правом на добывание объектов животного мира обладают: граждане РФ, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства РФ порядке. При добывании объектов животного мира, лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а также лицензию в случае, установленном абз. 1 п. 6 Правил. При добывании объектов животного мира с применением оружия лица обязаны иметь при себе также разрешение на оружие в соответствии с требованиями законодательства РФ об оружии. Все перечисленные разрешающие документы для проведения охоты у него имеются. Оценка законности свидетельства охотоведом МУП «Смоленское» не является основанием для выдачи путевки на охоту. Полагает, что охотовед необоснованно уклонился от выдачи разрешения (путевки), вследствие чего он лишается права на льготную охоту с гончей. Просил обязать МУП «Смоленское» выдать ему разрешение на проведение любительской охоты на лису и зайца с гончей в охотничьих угодьях МУП «Смоленское».

В судебном заседании заявитель Ануфриев В.И. просил удовлетворить заявленное им требование, суду пояснил, что он обратился к охотоведу Родионову за выдачей путевки на охоту на лису и зайца с использованием гончей собаки с Дата обезличена г., предоставил ему свидетельство о родословной, которое ему выдало общество в 2001 г., но Родионов сказал ему, что такого общества не существует и отказал в выдаче разрешения. В течение 8 лет он получал по этому свидетельству путевки и не возникало сомнений в подлинности данного документа. В 2008 г. их направляли к Зеленцову с тем, чтобы он поставил свою печать на свидетельстве. В 2002 г. свидетельство на охотничью собаку ему выдало общество охотников и рыболовов. Он предъявлял родословную на собаку и саму собаку. Документ ему выдал Чупров. Собаку он покупал у Сигатова, не помнит, были ли какие-либо документы с щенком и не помнит отдавал ли он эти документы в охотобщество. Просил удовлетворить заявленные требования.

Лицо, решение которого оспаривается - охотовед МУП «Смоленское» Родионов С.Г. суду пояснил, что требования Ануфриева В.И. полагает не обоснованными, им было представлено свидетельство на охотничью собаку, которое не соответствует действующим требованиям, в свидетельстве отсутствует номер, в свидетельстве нет сведений на указание акта вязки, акта обследования помета, справки о происхождении. Свидетельство выдано Смоленским районным общ-ом охотн., к которому Общественная организация охотников и рыболовов Смоленского района Алтайского края отношения не имеет, отсутствует подпись руководителя организации, выдавшей свидетельство. Кроме того, Общественная организация охотников и рыболовов Смоленского района Алтайского края не могла законно выдать такой документ, так как в штате организации отсутствует кинолог.

Возможно, ранее заявителю и выдавались разрешения на охоту, но он лично никогда ему разрешение не выдавал. В настоящее время вступил в силу новый закон об охоте, в связи с чем, от охотников стали требовать письменные заявления на выдачу разрешения, в данном заявлении обязательно указывается номер свидетельства на собаку. Раньше разрешения выдавали на основании устного заявления. При решение вопроса о выдаче разрешения у него возникли сомнения в подлинности документа, а именно свидетельства на собаку, которое предъявил Ануфриев, поэтому он отказал в выдаче разрешения.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица по ходатайству заявителя председатель правления Общественной организации охотников и рыболовов Смоленского района Алтайского края - Чупров Е.В. суду пояснил, что в Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» он работает с 1985 г., ранее существовала только Бийская межрайонная общественная организация, куда входило Смоленское общество, как филиал. Затем Смоленское охотобщество было выделено как самостоятельное, был принят Устав, оно было зарегистрировано в установленном порядке. В то время он был принят на работу егерем, на него были возложены обязанности по ведению собаководства. Он получал бланки свидетельств, он эти бланки оформлял и сдавал в общество в г. Бийске, где велась книга охотничьих собак. У них в организации никакой журнал выдачи свидетельств не велся. Кинолога в штате организации нет. В последующем была создана секция любителей охотничьих собак, на общем собрании секции Зеленцова на общественных началах избрали председателем данной секции. На свидетельстве стоит печать их общества. Свидетельство заполнено Зеленцовым, но подтверждает, что свидетельство выдавалось их организацией, так как стоит их печать. С 2004 г. организация такие свидетельства не выдает. Предоставить какие-либо документы, подтверждающие, что данное свидетельство было выдано их организацией не может, так как выдача свидетельства не регистрировалась ни в каком журнале, возможно, оставляли только копии родословных. Все это делалось на общественных началах.

Выслушав пояснения заявителя, заинтересованных лиц Родионова С.Г. и Чупрова Е.В., допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, обозрев подлинники документов, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено следующее: Дата обезличена г. заявитель Ануфриев В.И. обратился в МУП «Смоленское» с заявлением на выдачу ему разрешения на проведение любительской охоты на лису и зайца с гончей в охотугодьях МУП «Смоленское» согласно установленных норм и сроков.

Охотоведом МУП «Смоленское» Родионовым С.Г. Дата обезличена г. в письменной форме было отказано Ануфриеву В.И. в выдаче разрешения на проведение любительской охоты на лису и зайца с гончей в охотугодьях МУП «Смоленское» л.д. 9). Основанием для отказа в выдаче разрешения на проведение любительской охоты, как следует из его текста, явилось то, что предъявленное Ануфриевым В.И. «Свидетельство на охотничью собаку» является имитацией предусмотренного действующими правилами документа. В свидетельстве указано, что оно выдано Смоленским районным обществом охотников, однако этому общественному объединению никогда не предоставлялось право выдавать такие документы, отсутствует регистрационный номер свидетельства, отсутствуют подписи и печати должностных лиц, имеющих право выдавать такие документы. В свидетельстве имеется подпись неизвестного лица, не имеющая расшифровки, в графах «кинолог» и «ответственный за племенную работу» проставлены подписи одного и того же лица, с расшифровкой подписи, как Зеленцов В.И., однако, данное лицо не уполномочено и не имело полномочий на право выдачи таких документов.

В соответствии со ст. 40 ФЗ «О животном мире» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена пользователи животным миром имеют право: пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование и обязаны: осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром. Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации. Правила охоты устанавливаются в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Согласно ст. 6 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе: введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Это же предусмотрено и ст. 33 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Номер обезличенФЗ от Дата обезличена, охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержаться в государственном охотхозяйственном реестре. Охотник должен иметь охотничий билет и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии».

Согласно ст. 22 ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения охоты: 1) запрет охоты в определенных охотничьих угодьях; 2) запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов; 3) запрет охоты в отношении охотничьих ресурсов определенного пола и возраста; 4) установление допустимых для использования орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц; 5) определенных сроков охоты; 6) иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.

В соответствии с п. 7 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утв. Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен следует, что при добывании объектов животного мира лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а также лицензию в случае, установленном абзацем первым пункта 6 настоящих Правил.

При добывании объектов животного мира с применением оружия лица обязаны иметь при себе также разрешение на оружие в соответствии с требованиями законодательства РФ об оружии.

Согласно п. 16 указанных Правил для добывания объектов животного мира могут использоваться собаки охотничьих пород и ловчие птицы.

Добывание объектов животного мира с собаками осуществляется в сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

В силу п. 17 данных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации вправе осуществить корректировку сроков добывания объектов животного мира в пределах 2 недель раньше или 2 недель позже установленных сроков с учетом изменения сроков миграции и воспроизводственных циклов животных в связи с изменением климатических условий в конкретном году.

В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края Номер обезличен от Дата обезличена г. «О введении ограничений на использование охотничьих ресурсов в сезон охоты 2010-2011 годов на территории Алтайского края, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» следует, что введено ограничение на использование охотничьих ресурсов в сезон охоты 2010-2011 годов на территории Алтайского края, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, путем установления следующих сроков добывания охотничьих ресурсов: заяц (беляк, русак) - с Дата обезличена года по Дата обезличена года, заяц (при охоте с гончими и борзыми, имеющими свидетельство о происхождении) - с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Запрещена охота на зайца по понедельникам, вторникам, средам и четвергам до Дата обезличена г.

Согласно п. 10 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что для получения разрешения соответствующее физическое лицо представляет заявление лично или по почте указанным в п. 4 настоящего Порядка юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственные соглашения, или в орган исполнительной власти субъекта РФ либо в природоохранное учреждение. В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество заявителя; данные основного документа, удостоверяющего личность заявителя; вид охоты, который предполагается осуществить; сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве; места охоты; дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер.

В соответствии с п. 15 указанного Порядка выдачи разрешений уполномоченные соответственно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган исполнительной власти, учреждение при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, оформляет и выдает заявителю разрешение, в получении которого делается соответствующая отметка в разрешении, или направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, мотивированный отказ с указанием причин отказа.

В силу п. 19 данного нормативно-правового акта, отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в следующих случаях в том числе, если: заявитель представил заявление и прилагаемые документы, которые не соответствуют требованиям настоящего Порядка или содержат недостоверные сведения.

Как следует из договора о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования охотничьими видами животных Номер обезличен от Дата обезличена г. л.д. 19-21) он заключен с Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края и МУП «Смоленское». В соответствии с предметом договора арендодатель передает, а охотпользователь принимает в пользование охотничьи угодья сроком на 15 лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года с постоянно или временно (сезонно) обитающими животными, являющимися объектами охоты, в административных границах Смоленского района общей площадью 178540 га за исключением земель Государственного лесного фонда.

В соответствии с п. 6 данного договора охотпользователь имеет право, в том числе: использовать закрепленные угодья для охоты, рыбной ловли и отдыха членов своего коллектива и других охотников по установленным правилам.

Согласно долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии XX Номер обезличен от Дата обезличена г. нал.д. 18 она выдана Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай МУП «Смоленское» на любительскую охоту следующих объектов животного мира: косулю, марала, кабана, лося, барсука, бобра, ондатру, норку, колонка, зайца-беляка, лисицу, волка, утку, гуся, тетерева, глухаря, рябчика, перепела, кулика, дикого голубя. Срок действия лицензии до Дата обезличена г.

Как следует из трудового договора Номер обезличен от Дата обезличена г. нал.д. 17, Родионов С.Г. принят на работу с указанной даты в МУП «Смоленское» в должности охотоведа и в его обязанности входит: возглавлять работу по ведению и развитию охотхозяйства предприятия; организовывать работу по проведению биотехнических мероприятий в охотугодьях; организовывать и непосредственно участвовать в проведении работ по учету охотничьей фауны и вносить в краевые органы охотуправления предложения по планам, нормам и срокам добычи охотничьих животных; организовывать совместно с РОВД и осуществлять надзор за соблюдением правил и сроков охоты в охотугодьях МУП «Смоленское».

Таким образом, исходя из анализа перечисленных документов, суд приходит к выводу о том, что охотовед МУП «Смоленское» Родионов С.Г. является лицом, уполномоченным на выдачу разрешения на любительскую охоту, а, следовательно, и лицом, правомочным выдать отказ в выдаче разрешения.

Как следует из отказа в выдаче разрешения на проведение любительской охоты на лису и зайца с гончей, выданного охотоведом МУП «Смоленское» Родионовым С.Г. заявителю Ануфриеву В.И., в выдаче разрешения отказано по тем основаниям, что представленное им «Свидетельство на охотничью собаку» содержит недостоверные сведения об органе его выдавшем, а также недостоверные сведения о кинологе и лице ответственном за племенную работу, а также в нем отсутствует регистрационный номер.

Учитывая, что в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края Номер обезличен от Дата обезличена г. «О введении ограничений на использование охотничьих ресурсов в сезон охоты 2010-2011 годов на территории Алтайского края, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» введено ограничение по срокам добывания охотничьих ресурсов, а именно зайца (при охоте с гончими и борзыми, имеющими свидетельство о происхождении) с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.

Исходя из того, что заявитель Ануфриев В.И. в своем заявление адресованном в МУП «Смоленское» на выдачу ему разрешения указал, что он просит выдать ему разрешение на проведение любительской охоты на лису и зайца с гончей, поэтому для выдачи разрешения при охоте на зайца с гончей, необходимо предоставление свидетельства о происхождении собаки. Бланк заявления о выдаче разрешения также содержит обязательные сведения о происхождении собаки - ссылку на номер и дату выдачи свидетельства о происхождении собаки.

Как установлено судом, из обозренного свидетельства на охотничью собаку, копия которого имеется нал.д. 6-7, Ануфриевым В.И. было предоставлено в МУП «Смоленское» свидетельство на охотничью собаку русская гончая, выданное Смоленским районным обществом охотников Дата обезличена г. В указанном свидетельстве отсутствует номер и подпись лица, выдавшего данное свидетельство.

В соответствии с действующим в момент выдачи указанного свидетельства Положением о племенной работе с породами охотничьих собак, утв. Приказом по Главному управлению по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР Номер обезличен от Дата обезличена г., в нем регламентирован порядок выдачи родословных документов и свидетельств на охотничью собаку, в п. 20 указанного Положения закреплено, что ведение книги вязок, осмотр щенков и выдача справок о происхождении щенков возлагаются на организации, имеющие в своем ведении питомники охотничьих собак, охотничьи хозяйства, ведущие племенную работу, и общества охотников не ниже областного значения. В отдельных случаях по решению правлений областного (краевого), республиканского обществ охотников и рыболовов эта работа может быть доверена межрайонным, районным, городским обществам охотников и рыболовов, в которых имеются условия для успешного её выполнения.

Согласно п. 24 данного Положения свидетельства на охотничью собаку выдаются в обмен на справку о происхождении щенка организацией, в которой зарегистрирована собака и которая ведет родословную книгу собак. Свидетельства выписываются в двух экземплярах. Подлинник выдается владельцу, а копия хранится в племенной картотеке.

В настоящее время действует Инструкция по оформлению племенной документации на охотничьих собак, утв. Председателем Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболосоюз» Дата обезличена г. В соответствии с которой «Свидетельство на охотничью собаку» является документом строгой отчетности, и его нумерация соответствует следующей схеме: 3-5 цифр телефонного кода города, 4 цифры порядкового номера записи в книге регистрации «Свидетельств на охотничью собаку» раздельно по породам в каждой организации, 1-3 буквы код породы по «Реестру пород охотничьих собак». При оформлении «Свидетельств на охотничью собаку» указывается вид документа, на основании которого выдается «Свидетельство», и его номер. Указывается число, месяц, год выдачи и наименование организации, выдавшей «Свидетельство на охотничью собаку». «Свидетельство на охотничью собаку» подписывается руководителем и кинологом организации с обязательной расшифровкой подписей и заверяется печатью организации.

При обозрении «Свидетельства на охотничью собаку», предоставленного заявителем, следует, что в нем отсутствует номер свидетельства и подпись лица, выдавшего свидетельство.

Как установлено судом, в «Свидетельстве на охотничью собаку», представленном заявителем, имеется подпись Зеленцова В.И., что было подтверждено указанным свидетелем в судебном заседании и его личная печать, которые были поставлены на свидетельство в 2008 г. по просьбе заявителя, как показал свидетель суду. Указанное лицо - Зеленцов В.И. не наделен полномочиями по выдаче указанных свидетельств в настоящее время и не был наделен такими полномочиями и в 2002 г.

Кроме того, как указано в свидетельстве оно выдано Смоленским районным обществом охотников (последние два слова указаны дословно, как «общ-ом охот.»).

Между тем, как следует из справки Председателя Правления Алтайской краевой общественной организации охотников и рыболовов Панова С.В., такая организация как Смоленское районное общество охотников не существовало ни в 2002 г., ни существует на сегодняшний день. Официально зарегистрирована «Смоленская районная общественная организация охотников и рыболовов», которая входит в состав Алтайской краевой общественной организации охотников и рыболовов. Кинолога в штате данной организации нет.

Это же подтверждается и представленным Уставом «Общественной организация охотников и рыболовов Смоленского района Алтайского края» и свидетельством о внесении записи в ЕГР юридических лиц в отношении данной организации, представленных суду.

Следовательно, «Свидетельство на охотничью собаку», представленное заявителем, выдано не существующей организацией.

Кроме того, представитель заинтересованного лица - «Общественной организация охотников и рыболовов Смоленского района Алтайского края» Чупров Е.В. не представил суду доказательств, подтверждающих законность выдачи указанного свидетельства их организацией, а также доказательства, подтверждающие полномочия указанной организации на выдачу данных свидетельств. Как пояснил в судебном заседании представитель Чупров Е.В., в их организации отсутствовал кинолог, кроме того, выдача свидетельств не регистрировалась в каком-либо журнале, и свидетельствам не присваивался номер. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что порядок выдачи данного свидетельства не был соблюден и свидетельство было выдано организацией, не имеющей полномочий на выдачу таких свидетельств.

Поскольку с соответствии с п. 19 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов отказ в выдаче разрешения направляется заявителю, в случае если: заявитель представил заявление и прилагаемые документы, которые не соответствуют требованиям настоящего Порядка или содержат недостоверные сведения, а поскольку судом было установлено, что представленное заявителем «Свидетельство на охотничью собаку» содержит недостоверные сведения, а также не соответствует требованиям, предъявляемым к выдаче указанных свидетельств, отсутствует его номер, а также оно выдано организацией, не имеющей полномочий на выдачу свидетельств, охотоведом МУП «Смоленское» на законных основаниях было отказано Ануфриеву В.И. в выдаче разрешения.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку судом установлено, что охотоведом МУП «Смоленское» Родионовым С.Г. не было допущено нарушений прав Ануфриева В.И., а оспариваемое им решение об отказе в выдаче разрешения на проведение любительской охоты совершено в соответствии с законом и в пределах его полномочий, заявление Ануфриева В.И. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Ануфриева В.И. о понуждении выдать лицензию (путевку) отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайском краевом суде через Смоленский районный суд в течение 10 дней, со дня составления мотивированного решения.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в суде Дата обезличена г.

Судья