о взыскании оплаты надбавки и компенсации морального вреда



Дело № 2-400/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Фефеловой Н.И.,

с участием представителя ответчика Габова К.А., действующего на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Негодиной Л.И. к Администрации Смоленского района Алтайского края о взыскании оплаты надбавки и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Негодина Л.И. обратилась в суд к Администрации Смоленского района Алтайского края о взыскании оплаты надбавки и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что Дата обезличена года она была уволена с должности начальника отдела по кадровой работе и бронированию. Поскольку эта должность предусматривала работу с секретными материалами, ей выплачивалась надбавка за работу с секретными материалами. Размер надбавки составлял 485 рублей 70 копеек в месяц, которая, согласно сложившейся практики 2009 года, выплачивалась раз в квартал. При увольнении Дата обезличена года ей положено было произвести оплату в размере 485,70 х 2 + 485,70 х 12/31=1059,41 пропорционально отработанному времени в первом квартале 2010 года. Выплата надбавки до настоящего времени не произведена без объяснения причин. Просила взыскать с ответчика в её пользу оплату надбавки за работу с секретными материалами в размере 1059 рублей 41 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

В судебное заседание истец Негодина Л.И. и её представитель Федянин А.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о получении ими судебных повесток нал.д. 162-163, суд о причинах своей неявки не известили, и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд признал причину неявки истца и её представителя по неуважительной причине и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Габов К.А. в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что, по его мнению, работодателем не были нарушены условия оплаты труда истца. Трудовой договор, который был заключен с истцом, не предусматривает выплату данной надбавки. Работодатель является распорядителем бюджетных средств, из которых производится выплата заработной платы. Бюджетные средства в 2009 г. позволяли производить такие выплаты. Выплата указанной надбавки производится только на основании распоряжения главы района. В 2010 г. бюджетные средства не позволяют производить выплату данной надбавки. Кроме того, как следует из справки, представленной начальником ГОЧС Паршиным, следует, что в 2010 г. у Негодиной имело место разовая работа с секретными материалами, а согласно положению, за эпизодическую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная процентная надбавка не устанавливается. Таким образом, каких-либо нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя допущено не было. Также полагает, что истцом был пропущен срок для обращения в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, обозрев личное дело истца, суд приходит к следующему.

Разрешая заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с иском, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске срока по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, истец Негодина Л.И. была уволена Дата обезличена г. л.д. 10), согласно справке нал.д. 11, расчёт с Негодиной Л.И. был произведён в день увольнения. Таким образом, о нарушении своего права, то есть о том, что ей не была выплачена надбавка за работу с секретными материалами, истец узнала Дата обезличена г. Следовательно, в суд с иском она могла обратиться в течение трех месяцев с указанного дня, то есть до Дата обезличена г. включительно, но учитывая, что 12, 13 и 14 июня были выходные дни, с указанным иском Негодина Л.И. могла обратиться в суд в срок до Дата обезличена г. включительно.

В суд с иском Негодина Л.И. обратилась первоначально Дата обезличена г. л.д. 2), направив исковое заявление почтой, о чём свидетельствует дата на почтовом штемпеле на конверте л.д. 4). Определением судьи от Дата обезличена г. исковое заявление было оставлено без движения на срок до Дата обезличена г. Дата обезличена г. недостатки, указанные в определении судьи, истцом были устранены и исковое заявление принято к производству суда Дата обезличена г.

В соответствии с ч. 2 ст. 136 ГПК РФ в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении об оставлении искового заявления без движения, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд.

Таким образом, судом установлено, что истцом не был пропущен срок на подачу иска в суд.

Судом установлено, что между сторонами существовали трудовые правоотношения, которые были прекращены по инициативе работодателя Дата обезличена г., в настоящее время между сторонами сложился спор о праве истца на оплату труда. Данные правоотношения также регулируются нормами Трудового законодательства РФ.

Согласно Распоряжению Администрации Смоленского района Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен л.д. 16) Негодина Л.И. была назначена переводом в управление делами администрации района на должность ведущего специалиста по кадрам с Дата обезличена г.

Как следует из распоряжения Администрации муниципального образования Смоленский район Алтайского края Номер обезличенл от Дата обезличена г. л.д. 17) Негодина Л.И. - начальник отдела по кадровой работе и бронированию Администрации района уволена Дата обезличена г. в связи с сокращением штата работников Администрации района.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчёте.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Согласно справе нал.д. 11 истцу расчёт при увольнении был произведен Дата обезличена г., при этом, как следует из расшифровки произведенного расчёта, оплата надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в указанный расчёт не входила.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от Дата обезличена Номер обезличен, государственная тайна - защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Статья 5 указанного закона содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну в военной области, в области экономии, науки и техники и в области внешней политики и экономики.

В силу ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, следует, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» составляет: при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 1-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий - 5-10 процентов.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счёт утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

Согласно ответу на запрос суда за подписью начальника отдела ГО ЧС мобилизационной работы и бронирования Паршина А.Д. следует, что Негодина Л.И. была допущена к государственной тайне на постоянной основе по третьей форме, то есть, к сведениям с грифом «секретно». В 2010 г. Негодина Л.И. работала с документами с грифом «секретно» только в составе комиссии по проверке секретного делопроизводства администрации Смоленского района с 18 по Дата обезличена г.

Судом установлено, что в соответствии с п. 7 Положения об оплате труда муниципальных служащих администрации Смоленского района и её органов, аппарата районного Собрания депутатов, принятого решением районного Собрания депутатов Дата обезличена г. Номер обезличен, предусматривалось, что надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается в зависимости от степени секретности сведений в размерах, определяемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации л.д. 18-24).

Решением Смоленского районного собрания депутатов Алтайского края от Дата обезличена Номер обезличен «О внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих Администрации Смоленского района и её органов, аппарата районного Собрания депутатов» в п. 7 Положения были внесены изменения, и оно было изложено в следующей редакции: «Надбавка к должностному окладу за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну назначается муниципальному служащему, имеющему в установленном порядке допуск к государственной тайне.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне, устанавливается в зависимости от интенсивности работы со сведениями, составляющими государственную тайну: еженедельно, ежемесячно - 10% к должностному окладу, ежеквартально, 1-2 в год - 5%. В случае эпизодической работы со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная процентная надбавка не устанавливается.

Конкретные размеры ежемесячных процентных надбавок устанавливаются распоряжением главы районы с учётом предложений соответствующего органа Администрации района не реже, чем один раз в квартал л.д. 25-26).

В соответствии со справкой администрации Смоленского района нал.д. 27 следует, что Негодиной Л.И. за период с января 2010 г. по Дата обезличена г. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу с секретными материалами не производилась.

Учитывая, что судом установлено, что истец Негодина Л.И. была допущена к государственной тайне на постоянной основе к сведениям с грифом «секретно» и в 2010 г. она работала с документами с грифом «секретно», а также принимая во внимание, что в 2009 г. Негодина Л.И. получала надбавку за работу с секретными документами в размере 10% к должностному окладу, указанная надбавка должна была быть ей выплачена и при увольнении за 1 квартал 2010 г.

Довод представителя ответчика о том, что главой района не издавалось распоряжение о выплате Негодиной Л.И. надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с чем, нет оснований для производства данной выплаты, не может быть принят во внимание судом, поскольку реализация права истца на получение указанной надбавки не может быть поставлена в зависимость от издания или не издания работодателем указанного распоряжения и издание указного распоряжения не зависит от истца, а является обязанностью работодателя.

Проверяя правильность расчета размера надбавки, подлежащей выплате Негодиной Л.И. и приведенной ею в исковом заявлении суд приходит к следующему.

В соответствии со справкой Администрации Смоленского района л.д. 164), размер должностного оклада Негодиной Л.И. за январь, февраль и март 2010 г. составлял 4857 руб. Поскольку Негодина Л.И. была допущена к работе со сведениями, составляющими государственную тайну на постоянной основе и размер указанной надбавки в 2009 г. составлял 10%, следовательно, расчет надбавки должен производится также исходя из размера 10% к должностному окладу, что составляет 485 руб. 70 коп. в месяц, за два месяца 971 руб. 40 коп. В марте месяце истец отработала 9 рабочих дней из 22 дней, в связи с чем, указанная надбавка, должна быть исчислена исходя из отработанного времени и составляет 198 руб. 70 коп. (485,70 руб. х 9 : 22 = 198,70 руб.) Общая сумма, подлежащая взысканию в счет оплаты указанной надбавки составляет 1170 руб. 10 коп.

Истец просит взыскать в её пользу 1059 руб. 41 коп. В связи с тем, что судом было установлено, что истцом не верно был произведен расчет, в нем допущена арифметическая ошибка, суд, считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ выйти за пределы заявленных истцом исковых требований, и требования истца в части взыскания оплаты надбавки удовлетворить в размере 1170 руб. 10 коп.

Также, по мнению суда, являются обоснованными и требования о компенсации морального вреда.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, суд в силу абз. 14 ч. 1 ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что неправомерными действиями работодателя по невыплате денежных сумм истцу, ей был причинен моральный вред, выразившийся в моральных и нравственных переживаниях, связанных с незаконностью действий работодателя.

Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца с ответчика, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также учитывая требования разумности и справедливости суд считает, что компенсации подлежит моральный вред в размере 500 рублей. Таким образом, исковые требования истца в данной части, по мнению суда, подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Негодиной Л.И. к Администрации Смоленского района Алтайского края удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации Смоленского района Алтайского края в пользу Негодиной Л.И. 1170 рублей 10 копеек в счет оплаты надбавки за работу с секретными материалами и 500 рублей в счет компенсации морального вреда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

Судья В.Д. Прохорова