Дело № 2-506/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 13 декабря 2010 года.
Смоленский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Климович Т.А.
при секретаре Лобановой Н.А.,
с участием представителя истца Акопяна Э.Р.,
представителя ответчика Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Поповой П.К. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
установил:
Попова П.К. обратилась в Смоленский районный суд с иском к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что она является ветераном Великой Отечественной войны. В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» оно нуждается в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Смоленского района с заявлением и соответствующими документами для предоставления ей субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Смоленского района ей было отказано в постановке на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, так как она ДД.ММ.ГГГГ намеренно ухудшила свои жилищные условия. С решением Администрации Смоленского района она не согласна, полагает, что такое решение существенно нарушает ее законные права и интересы, так как не основано на законе и противоречит ему. ДД.ММ.ГГГГ она действительно совершила сделку по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения, однако, совершая данную сделку она на учёте, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не состояла, так как о данной программе ей стало известно только в 2010 году. Полагает, что к ней не применима норма ст. 53 ЖК РФ, так как совершенная ею сделка по отчуждению жилья была совершена задолго до того, как она обратилась с заявлением в Администрацию Смоленского района. Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в ФЗ «О ветеранах» ДД.ММ.ГГГГ ветераны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Просила признать ее нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ и обязать Администрацию Смоленского района поставить ее на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание истец Попова П.К. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила в судебное заседание заявление, в котором просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, в котором указала, что составу суда доверяет. Суд в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истицы.
Представитель истца Акопян Э.Р., действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования своей доверительницы, полагая их обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что Поповой незаконно Администрацией Смоленского района было отказано в постановке на учёт, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. То, что в 2009 году Попова распорядилась принадлежащим ей жилым помещением, ими не оспаривается, но совершая сделку по отчуждению, она не имела намерений ухудшить свои жилищные условия, и о программе обеспечения жильём ветеранов ВОВ ей не было известно. О существовании данной программы она узнала только спустя год. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании, исковые требования не признала и суду пояснил, что решением районной межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ Поповой было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, так как совершенная истцом сделка по отчуждению жилья, принадлежащего ему на праве собственности - это намеренное действие по ухудшению собственных жилищных условий. К истцу применима данная норма, так как сделку по отчуждению жилья он совершил в период действия ЖК РФ, в связи с чем, в иске просила отказать.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С. суду пояснила, что Попова П.К. ее бабушка. Она является вдовой ветерана ВОВ. Бабушка постоянно с 1994 года проживает с ней и ее семьей. У бабушки был дом по <адрес> в <адрес>, но дом настолько ветхий, что в нем нет возможности проживать, кроме того, отсутствует вода, до колонки идти около 800 метров, нет отопления, стены не из бруса, а просто засыпаны землей. В настоящее время они с бабушкой снимают квартиру, и проживают вместе с ее семьей. В 2009 году бабушка подарила ей дом, так как уже старенькая и не могла сама нести бремя содержания своего имущества, однако она не имела намерения ухудшить свои жилищные условия, так как они и до этого проживали впятером на 18,5 кв.м., сейчас вообще снимают жилье.
Выслушав в судебном заседании пояснения представителя истца и представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Попова П.К. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВОВ № выданном Поповой П.К. ДД.ММ.ГГГГ, копия находится в материалах дела (л.д.7), оригинал обозревался судом в судебном заседании. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании, кроме того, представитель истца в судебном заседании уточнил, что его доверительница является вдовой ветерана ВОВ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесенными № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Такие же меры социальной поддержки установлены и ст. 15 указанного Федерального закона в отношении участников Великой Отечественной войны.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,14, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В силу п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006 года, полномочия по обеспечению жильём ветеранов ВОВ возложены на органы местного самоуправления.
В соответствии с выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии при администрации Солоновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев заявление Поповой П.К., изучив представленные документы, комиссия пришла к выводу о необходимости постановки на учет Поповой П.К. как нуждающейся в улучшении жилищных условий.(л.д. ).
На основании протокола № заседания районной межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ, районная межведомственная комиссия, рассмотрев документы, представленные ветеранами Великой Отечественной войны, в том числе Поповой П.К., постановила: не признать нуждающейся в улучшении жилищных условий: Попову П.К. на основании ст. 53 ЖК РФ (намерено ухудшил жилищные условия) (л.д.18).
Согласно ответа Администрации Смоленского района на заявление Поповой П.К. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на приобретение жилья (л.д.5), Попова П.К. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку ухудшила свои жилищные условия ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на основании ст. 53 ЖК РФ не может быть признана нуждающейся в жилом помещении и может быть принята на учёт не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, в результате которых она стала нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ произвел сделку по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества на л.д. 9., копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), а так же было установлено со слов представителя истца и свидетеля в судебном заседании.
В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» указано на необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в федеральное законодательство касающиеся обеспечения жильем за счёт средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.
Согласно, справки Администрации Солоновского сельсовета истец Попова П.К. действительно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в <адрес> и в состав его семьи входит внучка Соколова И.Н., супруг внучки Соколов В.Н., правнуки: Соколов Д.В. и Соколов З.В. (л.д. 8).
На основании акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), жилищные условия Поповой П.К., по адресу <адрес> следующего характера: проживает в доме внучки, дом из двух комнат, общей площадью 18,6 км.м., комнаты смежные, темные, сырые, дом деревянный, ветхий, износ 42 %, не благоустроенный, отопление печное, до ближайшей водоколонки 900 метров, совместно с Поповой П.К. проживают внучка С.., супруг внучки С.., правнуки: С. и С..
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» № 136 - ЗС от 12.12.2006 (в ред. от 03.06.2008) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Аналогичные нормы установлены и Администрацией Смоленского сельсовета на территории с. Смоленское и Смоленского района.
Учитывая, что в соответствии п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и общей площади жилья 36 квадратных метров, то в данном случае, норма обеспечения общей площадью жилого помещения для предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для указанной семьи составляет 108 кв. м. (18 кв.м. + 36 кв.м. = 108 кв.м.), а учитывая, что истец проживает в жилом помещении общей площадью 18,6 кв.м. и количеством членов семьи 5 человек, он должен был быть признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учитывая, что судом установлено, что истец Попова П.К. в настоящее время не имеет своего собственного жилья, ранее проживала в условиях, которые не соответствовали необходимым нормам обеспечения общей площадью жилого помещения, в силу ст. 51 ЖК РФ является гражданином, нуждающимся в жилом помещении, своё право на обеспечение жильём за счёт бюджетных средств не использовала, а одна из важнейших задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 - полное обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, она вправе претендовать на меры социальной поддержки по обеспечению жильём.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, истца о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании ответчика поставить его на учёт, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Поповой П.К. удовлетворить.
Признать Попову П.К. нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны и обязать Администрацию Смоленского района Алтайского края поставить ее на учёт, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена 14 декабря 2010 года.
Судья