о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-525 /2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Смоленское 28 декабря 2010 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А.

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием представителя истца Игнатенко Г.В. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя истца Назаровой Е.И., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Каньшиной П.В. в лице представителя по доверенности Игнатенко Г.В. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Каньшина П.В. в лице представителя Игнатенко Г.В. обратилась в суд с иском к Администрации Смоленского района Алтайского края, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что она является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой погибшего военнослужащего К.. В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» она нуждается в приобретении жилья, так как жилья никогда не имела, в приватизации не участвовала, на учете по улучшению жилищных условий никогда не стояла, так как ей никто об этом не говорил. Дом в котором она ранее проживала с супругом, признан непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Смоленского района с заявлением и соответствующими документами для предоставления ей субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Смоленского района ей было отказано в постановке на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. ст. 31, 51 ЖК РФ, и что она живет с дочерью, и является членом ее семьи. С решением Администрации Смоленского района она не согласна, полагает, что такое решение комиссии существенно нарушает её законные права и интересы, так как не основано на законе и противоречит ему. Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в ФЗ «О ветеранах» право на улучшение жилищных условий получают все ветераны, а не только те, кто признаны малоимущими. Просила признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову погибшего военнослужащего и как ветерана ВОВ и решение Администрации Смоленского района о не признании ее нуждающейся признать незаконным.

В судебное заседание истец Каньшина П.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель истца Игнатенко Г.В. в судебном заседании поддержала заявленные Каньшиной исковые требования, ссылаясь на те же доводы, что изложены в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что её мать в настоящее время проживает с ней, так как ее дом в <адрес> не пригоден для проживания, там никто не живет более 13 лет. Мама постоянно нуждается в уходе. Мать проживает с ней с 1997 года, так как домик в котором она жила, восстановить не представляется возможным, там рушатся стены и нет фундамента, сейчас их семья состоит из двух человек. Просила удовлетворить иск.

Представитель истца Назарова Е.И. в судебном заседании исковые требования своей доверительницы поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их, дополнительно пояснила, что истица проживает с дочерью, однако не является собственником жилого помещения, не имеет права владения данным жилым помещением. Дом истицы, в котором она проживала до 1997 года, согласно проведенной экспертизы, признан не пригодным для проживания, процент износа жилого помещения, составляет более 80 %, и проводить реконструкцию дома нецелесообразно, так же с учетом того, что в доме нет отопления, проживать там не представляется возможным. Как член семьи погибшего ветерана ВОВ, ее доверительница нуждается в улучшении жилищных условий, в соответствии с Законом РФ «О ветеранах», а так же Указом президента РФ.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании, исковые требования не признал и суду пояснил, что решением межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района Каньшиной было отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как площадь жилого помещения, в котором она проживает соответствует нормам обеспечения на одного члена семьи, в связи с чем, решение комиссии является законным, а в удовлетворении иска Каньшиной следует отказать.

Выслушав пояснения представителей истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что Каньшина П.В. является членом семьи (женой) инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается копией свидетельства о браке на л.д. 7, согласно которой К. и Катунцева П.В. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ и после регистрации брака ей была присвоена фамилия Каньшина, а также справкой (л.д. 9), сер.13 № от ДД.ММ.ГГГГ о признании К.. инвалидом третьей группы по причине получения тяжелого ранения на фронте во время ВОВ. Указнный факт подтверждается и справкой о ранении на л.д. 9. Согласно удостоверению №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, обозреваемом в судебном заседании, копия которого имеется на л.д. 11, истец является женой умершего инвалида ВОВ. Кроме того, на основании удостоверения серии ВОВ № выданного ДД.ММ.ГГГГ, (копия на л.д.11), Каньшина П.В. является ветераном ВОВ. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесенными № 79-ФЗ от 06.05.2010 г, для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

Факт смерти К.. подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.8), оригинал обозревался в судебном заседании.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В силу п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно закону Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006 г., полномочия по обеспечению жильём ветеранов ВОВ возложены на органы местного самоуправления.

Согласно Протокола № заседания комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, рассмотрев документы, представленные ветеранами Великой Отечественной войны, в том числе Каньшиной П.В. постановила: не признать нуждающимся в улучшении жилищных условий: Каньшину П.В. на основании ст. 31, ст. 51 ЖК РФ (помещение соответствует нормам обеспечения общей площадью жилого помещения).

Как следует из ответа Администрации Смоленского района на заявление Каньшиной П.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на приобретение жилья на л.д. 4, ей сообщают, что она на основании ст. 31 ЖК РФ является членом семьи И.. являющейся собственником дома. На основании ст. 51 ЖК РФ Каньшина П.В.проживает в помещении, отвечающем установленным для жилых помещений нормам, помещение соответствует нормам обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи. В связи с чем, она не признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого дома по <адрес> (л.д.13).

Однако согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, дом, расположенный по адресу: <адрес> НАХОДИТСЯ В НЕПРИГОДНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, ОБЩИЙ ИЗНОС ЗДАНИЯ СОСТАВИЛ 82,25 %, И ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно.

Со слов представителя истца, в судебном заседании установлено, что истица зарегистрирована и проживает совместно с ней. Данный факт подтверждается копией паспорта истицы на л.д. 6, согласно которого Каньшина П.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Как следует из договора купли-продажи на л.д. 14 правообладателем жилого дома по адресу: <адрес>, является И. <адрес> жилого помещения 57,3 кв.м. Это же подтверждается и кадастровым паспортом жилого помещения на л.д. 15.

Согласно ст. 8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» № 136 - ЗС от 12.12.2006 (в ред. от 03.06.2008) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 42 квадратных метра общей площади семье из двух человек.

Учитывая, что в соответствии п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и общей площади жилья 36 квадратных метров, то в данном случае, норма обеспечения общей площадью жилого помещения для предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для указанной семьи составляет 57 кв. м. (21 кв.м. + 36 кв.м. = 57 кв.м.). Однако как пояснила в судебном заседании представитель истца, мама (Каньшина П.В.) у нее проживает временно, по причине того, что у нее нет своей жилплощади, и не является членом ее семьи.

В силу ст.35 Конституции РФ, право собственности граждан охраняется законом и может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно, права владения, пользования и распоряжения жилым помещением, находящимся в личной собственности гражданина, принадлежат только собственнику жилого помещения. Вместе с тем закон допускает, что права собственника могут быть ограничены в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии со ст.292 ГК РФ, члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Таким образом, в силу прямого указания закона, жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, вправе пользоваться члены семьи собственника жилого помещения.

При этом нормами гражданского законодательства права членов семьи собственника на проживание в жилом помещении не ограничены какими-либо сроками или иными условиями.

В связи с тем, что истица Каньшина П.В. временно проживает у своей дочери по причине отсутствия собственного жилья, то должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» указано на необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в федеральное законодательство касающиеся обеспечения жильем за счёт средств федерального бюджета указанных выше лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.

Учитывая, что судом установлено, что истец Каньшина П.В. в настоящее время не имеет своего собственного жилья, в силу ст. 51 ЖК РФ является гражданином, нуждающимся в жилом помещении, своё право на обеспечение жильём за счёт бюджетных средств не использовала, а одна из важнейших задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 - полное обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, она вправе претендовать на меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование, заявленное истцом о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, ст. 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Каньшиной П.В. удовлетворить.

Решение администрации Смоленского района Алтайского края о не признании Каньшиной П.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным.

Признать Каньшину П.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена 30 декабря 2010 года.

Судья