Дело № 2-59/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
с. Смоленское 09 февраля 2011 года.
Смоленский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Климович Т.А., при секретаре Лобановой Н.А., с участием заявителя Родионова С.Г. представителей ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края Синяевой О.А., Манаевой М.А., действующих на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Родионова С.Г. о признании уведомления ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о выплате на счета Пенсионного фонда и фонда Медицинского страхования незаконным и необоснованным
у с т а н о в и л :
Заявитель Родионов С.Г. обратился в Смоленский районный суд Алтайского края с заявлением о признании уведомления ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о выплате на счета Пенсионного фонда и фонда Медицинского страхования незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве страхователя по месту жительства в территориальном органе Пенсионного фонда в с. Смоленское и одновременно с получением уведомления о регистрации, он получил письменные разъяснения о порядке и сроках осуществления оплаты предусмотренных законом платежей в Пенсионный фонд. В разъяснении указывалось, что «индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, освобождены от уплаты фиксированного платежа». В течении времени с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по ДД.ММ.ГГГГ, он ни разу не получал ни каких уведомлений о том, что он обязан производить выплаты. За весь период ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края ни разу не уведомило его о факте образовавшейся задолженности, ни об изменениях в законодательстве, регулирующем порядок выплат в пенсионный фонд.
ДД.ММ.ГГГГ он получил по почте уведомление ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить на страховую часть трудовой пенсии 10 392 руб. 00 коп., в федеральный фонд медицинского страхования 571 руб. 56 коп., в территориальный фонд медицинского страхования 1 039 руб. 20 коп., всего в указанные сроки он обязан уплатить сумму в размере 12.002 руб. 76 коп.
Ст. 28 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009), не указывает о том, что плательщик обязан самостоятельно следить за всеми изменениями законодательства о пенсионных выплатах. В то же время, обязанность по информированию плательщиков о реквизитах счетов, об изменении реквизитов и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление страховых взносов возложена на территориальные органы ГУ-Управление пенсионного фонда в РФ..
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, нарушили данные требования закона, несвоевременно уведомили его о том, что он обязан вносить взносы, он действовал в строгом соответствии с выданными ему ранее разъяснениями, следовательно его вина в том, что он не знал о том, что должен платить взносы отсутствует, Кроме того, его действия подпадают под случай, предусмотренный ст. 43 указанного закона, и исключает его вину в совершении правонарушения. В результате неправомерных бездействий работников ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, по их вине, в настоящее время он является должником по обязательным выплатам, кроме того, сумма долга за 2010 год является для него очень значительной.
В судебном заседании Родионов С.Г. в полном объеме поддержал свое требование, по основаниям изложенным в заявлении, просил удовлетворить требование и признать уведомление ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о выплате на счета Пенсионного фонда и фонда Медицинского страхования незаконным и необоснованным, а так же отменить обязательность его исполнения. Кроме того, дополнил, что полагает, что сотрудники пенсионного фонда в Смоленском районе, забыли о его наличии, как страхователя и своевременно не уведомили его о том, что в законодательство внесены изменения, кроме того, на момент его регистрации в фонде, сотрудникам пенсионного фонда уже были известно о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в закон вступают изменения, и на момент регистрации ему об этом не сообщили. Так де по прошествии трех отчетных периодов 2010 года, сотрудники пенсионного фонда, зная о том, что он не вносит платежи, не уведомили его об этом.
Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, Синяева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя не признала, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве на заявление, находящемся в материалах дела на л.д.______, при этом суду пояснила, что в соответствие с вступлением в силу 01.01.2010 года ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24.07.2009 года, военные пенсионеры, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, исходя из стоимости страхового года. Не знание закона, не освобождает лицо от определенных обязанностей, возложенных на него федеральными законами. Также вся необходимая информация доводилась до индивидуальных предпринимателей в течении декабря 2009 года посредством проведения семинара с индивидуальными предпринимателями, и в течении 2010 года, в соответствии с планом -графиком мероприятий, на заседании координационного совета по предпринимательству. ДД.ММ.ГГГГ в администрации района проводился семинар для предпринимателей. Обязанность по информированию каждого плательщика страховых взносов об изменении в законодательство на территориальные органы ПФ РФ не возложена. Разъяснения, которые были даны Родионову С.Г., и которыми как он пояснил, он руководствовался, не уплачивая страховые взносы, были даны ему в период действия старого законодательства, когда действительно он как военный пенсионер, был освобожден от уплаты взносов. На вопросы суда пояснила, что направление уведомления заявителю, не влечет для него никаких обязанностей и носит лишь информационный характер. Просила суд отказать заявителю в требованиях.
Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, Манаева М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя не признала, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве на заявление, находящемся в материалах дела на л.д.______, при этом суду пояснила, что для индивидуального предпринимателя, коим являлся заявитель, отчетным периодом является год, в соответствии с этим, территориальным органов ПФ РФ в Смоленском районе и было направлено заблаговременно уведомление о том, что включительно до ДД.ММ.ГГГГ он обязан уплатить взносы в фонд. Отчетные периоды предусмотренные ФЗ, применяются лишь для работодателей и по итогам отчетных периодов проводятся камеральные проверки лишь в отношении работодателей. К индивидуальным предпринимателям не относятся данные требования. Страховые взносы индивидуальными предпринимателями уплачиваются в размере фиксированного платежа, с учетом стоимости страхового года, на 2010 год стоимость была установлена Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2010 года № 443. Просила суд отказать заявителю в требованиях.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, обозрев подлинники документов, изучив письменные материалы гражданского дела и материалы личного дела, представленного по запросу суда, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов участвующих в деле лиц.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, если физическое лицо, в отношении которых вынесено определенное требование, считает, что оно нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 213-О)
В судебном заседании установлено, что указанием заместителя управляющего отделением № от ДД.ММ.ГГГГ, ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, в адрес страхователей, уплачивающих страховые взносы были направлены уведомления о размере страховых взносов, носящие информационный характер.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как пояснила в судебном представитель ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, Синева О.А., данные уведомления не порождают никаких обязанностей для страхователей, которые их получили и которым они были направлены.
Статья 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) устанавливает права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов, к которым относятся права требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;……………………………3) вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер; 4) определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, ;……..6) взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;и т.д.
На основании ч. 3 указанной статьи органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны: 1) соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 2) вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;3) в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения; 4) сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до плательщиков страховых взносов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; и т.д.
Таким образом, на Пенсионный фонд РФ, а так же на его территориальные органы не возложена обязанность по информированию страхователей об изменениях в законодательстве, в части возникновения либо прекращения обязательств по уплате страховых взносов.
В то же время, в соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статья 17 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. (ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Как следует из положений ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Часть 1 ст. 19 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Статья 22 Закона N 212-ФЗ гласит, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Часть 5 указанной статьи устанавливает, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств в обоснование заявления, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт, что направление ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, уведомления о выплате на счета Пенсионного фонда и фонда Медицинского страхования, возложило на него какую либо обязанность, в том числе и обязанность по выплате взносов, нарушило его права и свободы как гражданина, либо ему созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо заявитель привлечен к какому либо виду ответственности.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое заявителем уведомление носит информационный характер, его направление не влечет юридических последствий, и его получение не порождает прав и обязанностей лица, получившего уведомление.
Следовательно, правовые основания для признания уведомления ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о выплате на счета Пенсионного фонда и фонда Медицинского страхования незаконным и необоснованным, отсутствуют.
В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В данном случае, расходы заявителя, по оплате государственной пошлины, возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требования Родионова С.Г. о признании уведомления ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о выплате на счета Пенсионного фонда и фонда Медицинского страхования незаконным и необоснованным, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение 10 дней со дня вынесения..
Судья
.
.
Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 09 февраля 2011 года в законную силу не вступило.
.
.