о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-42/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское 21 февраля 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А.,

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием истца Ходякова С.А.,

представителя ответчика Синяевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ходякова С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и прохождения службы в рядах Советской Армии

установил:

Ходяков С.А. обратился в Смоленский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к ГУ Управление пенсионного фонда в РФ в Смоленском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и прохождения службы в рядах Советской Армии,, ссылаясь на то, что согласно п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста, так как имеет более 25 лет педагогического стажа, однако при обращении к ответчику, ему решением ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии на льготных условиях ему было отказано. Ответчик не включил в специальный стаж работы следующие периоды: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в школе, в качестве учителя. Полагает не включение указанных периодов в специальный стаж ГУ Управление пенсионного фонда в РФ в Смоленском районе Алтайского края незаконным, на момент обращения его стаж составил чуть менее 25 лет (24 года 9 месяцев) и полагал, что как педагогический работник, реализует свое право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды.

В судебном заседании истец в полном объеме поддержал заявленные исковые требования, основываясь на доводах, который изложены в исковом заявлении, при этом суду пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он работает учителем в Смоленской средней общеобразовательной школе. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в педагогический стаж, поскольку приказом № от ДД.ММ.ГГГГ он был принят в Смоленскую среднюю школу руководителем начальной военной подготовки. Впоследующем руководителем организации, с целью привести наименование должности в соответствие с классификатором профессий был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ гола, которым запись № от ДД.ММ.ГГГГ была признана недействительной, наименование должности заменили на «военного руководителя». Позже ДД.ММ.ГГГГ запись № от ДД.ММ.ГГГГ была признана недействительной, директором школы был издан приказ, согласно которого он был принят в Смоленскую среднюю школу военным руководителем. Поскольку должность руководителя начальной военной подготовки не предусмотрена Списками должностей, то указанный период и не был включен в трудовой стаж. Однако в этот период он работал учителем, преподавал уроки, в старших классах, вел часы педагогической нагрузки, занятия по гражданской обороне с учащимися 2-х, 5-х,7-х классов, старших классов, пед. коллективом, проводил внеклассную работу, вел секции, осуществлял дежурство по школе наравне с другими учителями. Он, будучи работником просвещения, проходил тарификацию наравне с другими учителями, получал заработную плату по соответствующему разряду ЕТС в соответствии со штатным расписанием, о чем свидетельствуют тарификационные списки, приказы и карточки-справки за 1986-1993 годы. Полагает, что запись в трудовую книжку о наименовании его должности внесена неверно, указанные годы работы в школе подлежат включению в специальный стаж, так как он фактически был принят на работу учителем и работал военным руководителем в Смоленской средней школе №. Относительно периода прохождения его службы в армии, полагает, что в соответствии с тем, что на момент спорного периода действовало утвержденное постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, которое предусматривало зачет службы в составе Вооруженных сил ССР, то период его службы в Армии так же надлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Просил признать за ним право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края Синяева О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление на л.д.______________, просила суд отказать истцу в исковых требованиях в полном объеме, кроме того, суду пояснила, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в школе руководителем начальной военной подготовки не может быть включен в стаж, так как данная должность не предусмотрена Списком должностей, утвержденным Правительством РФ от 29 октября 2000 года и Списками от 1991 года, Списками и правилами от 1999 года. Период военной службы в армии истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может быть включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию, так как списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в Вооруженных силах не предусмотрены. Постановление Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, с ДД.ММ.ГГГГ не применяется на территории РФ на основании п. 3 Постановления Правительства РФ № 953 от 22 сентября 1993 года, их применение возможно только в том случае, если требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию выработан до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Представитель третьего лица МОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школы №» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представили. Суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, представитель третьего лица Неверов В.М. суду пояснил, что Ходяков С.А. с 1986 года работает в школе. По причине того, что законодательство постоянно меняется, то название должностей, записанных в трудовые книжки учителей, приводилось в соответствие с перечнем должностей. По этой причине у Ходякова С.А. и имеются изменения в трудовой книжке, внесенные на основании изданных приказов. Некоторые записи признаны недействительными. Изменения вносились в связи с проведенными совещаниями с сотрудниками пенсионного фонда и записи вносились после указания на неверные наименования должностей, со слов сотрудников Пенсионного фонда.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ш.. суду пояснил, что он являлся учеником Смоленской средней школы №, с 1986 года по 1990 год, пока он учился в школе, Ходяков С.А. работал в школе преподавателем, преподавал уроки НВП, физкультуры, кроме того, Ходяков С.А. являлся его тренером по полевой стрельбе. В результате чего, он (Ш.) неоднократно являлся победителем в районных и краевых соревнованиях.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Н. суду пояснил, что он являлся учеником Смоленской средней школы №, с 1981 года по 1991 год, пока он учился в школе, Ходяков С.А. работал в школе преподавателем, преподавал уроки НВП, физкультуры, уроки Ходяков вел у всех классов. Кроме того, после окончания школы, он (Н.) поступил в военное училище, где обучался 5 лет. На протяжении всего этого времени, Ходяков, как учитель школы, приглашал его (Н.) ежегодно в школу на организованные беседы с учениками. В настоящее время Ходяков продолжает работать в школе.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Б. суду пояснил, что она с 1971 года по настоящее время, работает в Смоленской средней школе №. Она работала 13 лет завучем, сейчас работает учителем. В 1986 году, после окончания Барнаульского пединститута, к ним в школу пришел работать Ходяков С.А., который был принят преподавателем. Вел уроки ОБЖ, физической культуры, НВП. Ходяков работает учителем в школе и в настоящее время. В 1980-1990 годы, на учителей составлялись тарификационные листы, куда вносились следующие сведения: ФИО, образование, стаж, должность или наименование предмета, который преподает учитель, количество часов в неделю. Тарифицировались все преподаватели учебного заведения. Сведения о Ходякове вносились в тарификационные листы в обязательном порядке, наравне с другими преподавателями.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы за назначением пенсии), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, указанная льгота предусмотрена теперь таким лицам в п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона.

В соответствии с п. 3 ст. 28 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Данный Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был введен в действие с 1 января 2002 года. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

При установлении пенсии до 1 января 2002 года применялись нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7;статья 37. часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготный условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2),15 (часть 4),17 (часть 1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение их педагогического стажа работы в должности «руководитель начальной военной подготовки».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФ РФ в Смоленском районе обратился Ходяков С.А. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту Закон), предоставив все необходимые для этого документы, согласно которым на ДД.ММ.ГГГГ, его педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составит 25 лет.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия на дату обращения требуемого специального стажа 25 лет, стаж заявителя составил 15 лет 02 месяца 15 дней.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 установлены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 10 ст. 28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста. Следовательно, ни указанная норма, ни постановление Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. не устанавливают ограничений в том, на каких условиях выполняется работа в должности, включенной в Список (в данном случае учитель): по основному месту работы, по совместительству или путем выполнения преподавательской работы наряду с основной работой. Основополагающим является сам факт осуществления педагогической деятельности учителем, что подтверждается приказами по учреждению об установлении учебной нагрузки, финансовыми документами об оплате труда в порядке, предусмотренном для учителей. Кроме того, в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением № 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени ( педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

В судебном заседании исследованы имеющиеся в материалах гражданского дела трудовая книжка истца, приказы в отношении него по школе и РОНО, тарификационные списки, карточки-справки на оплату труда, распределение нагрузки между учителями школы (л.д. ___________), а так же показания свидетелей, которые пояснили, что истец в спорный период работал в школе учителем, преподавал уроки физкультуры и НВП.

Таким образом, исследованные судом доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что в спорный период работа истца была связана как с деятельностью военного руководителя, так и с педагогической деятельностью, а значит, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж.

Что касается требований истца о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд приходит к следующему.

Военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Периоды приравниваемой деятельности (службы в армии, выборная работа) по действующему до 01.01.1992 законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях, а в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "О проверке конституционности отдельных положений статей Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01.01.2002, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, возможна по нормам ранее действовавшего законодательства.

Решение же законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О).

Так, с 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).

Пункт 5 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает включение в стаж работы на соответствующих видах работ периоды приравниваемой деятельности, в том числе прохождения военной службы.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 90-О)

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», время работы, указанной в п. 1,2,3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, при условии оговоренном в п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения- должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию.

Однако постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 с 01 октября 1993 года не применяется на территории РФ, на основании п. 3 Постановления правительства РФ № 953 от 22 сентября 1993 года, его применение возможно лишь в случае если требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию выработан до 01.10.1993 года.

С учетом этого обстоятельства и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, так как необходимо наличие условия соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007)

У истца отсутствует указанное основание, что соответственно влечет не включение периода его службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, исковые требования истца в этой части удовлетворению не подлежат.

Следовательно, с учетом включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же по стоянию на день вынесения решения судом, право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца Худякова С.А. не возникло, по причине того, что у него отсутствует требуемый специальный стаж не менее 25 лет.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы, связанные с оплатой государственной пошлины. В связи с тем, что в исковых требованиях истцу в части отказано, то расходы связанные с оплатой государственной пошлины истцу не возмещаются.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ходякова С.А. удовлетворить частично.

Признать подлежащим включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы истца в МОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школы №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В исковых требованиях Ходякова С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии на льготных условиях с ДД.ММ.ГГГГ и включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Смоленский районный суд в течение 10 дней, со дня вынесения.

Судья

Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 21 февраля 2011 года в законную силу не вступило.