о признании требований незаконными



Дело № 2-76/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское 21 февраля 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Климович Т.А., при секретаре Лобановой Н.А., с участием заявителя Родионова С.Г. представителей ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края Синяевой О.А., Плотниковой Н.В.., действующих на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Родионова С.Г. о признании требования ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа незаконным и необоснованным

у с т а н о в и л :

Заявитель Родионов С.Г. обратился в Смоленский районный суд Алтайского края с заявлением о признании требования ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве страхователя по месту жительства в территориальном органе Пенсионного фонда в с. Смоленское и одновременно с получением уведомления о регистрации, он получил письменные разъяснения о порядке и сроках осуществления оплаты предусмотренных законом платежей в Пенсионный фонд. В разъяснении указывалось, что «индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, освобождены от уплаты фиксированного платежа». В течении времени с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по ДД.ММ.ГГГГ, он ни разу не получал ни каких уведомлений о том, что он обязан производить выплаты. За весь период ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края ни разу не уведомило его о факте образовавшейся задолженности, ни об изменениях в законодательстве, регулирующем порядок выплат в пенсионный фонд.

ДД.ММ.ГГГГ он получил по почте уведомление ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить на страховую часть трудовой пенсии 10 392 руб. 00 коп., в федеральный фонд медицинского страхования 571 руб. 56 коп., в территориальный фонд медицинского страхования 1 039 руб. 20 коп., всего в указанные сроки он обязан уплатить сумму в размере 12.002 руб. 76 коп.

Ст. 28 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009), не указывает о том, что плательщик обязан самостоятельно следить за всеми изменениями законодательства о пенсионных выплатах. В то же время, обязанность по информированию плательщиков о реквизитах счетов, об изменении реквизитов и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление страховых взносов возложена на территориальные органы ГУ-Управление пенсионного фонда в РФ..

ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, нарушили данные требования закона, несвоевременно уведомили его о том, что он обязан вносить взносы, он действовал в строгом соответствии с выданными ему ранее разъяснениями, следовательно его вина в том, что он не знал о том, что должен платить взносы отсутствует, Кроме того, его действия подпадают под случай, предусмотренный ст. 43 указанного закона, и исключает его вину в совершении правонарушения. В результате неправомерных действий работников ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, по их вине, в настоящее время он является должником по обязательным выплатам, однако полученные им ранее разъяснения от сотрудников ПФРФ, что он не должен платить страховые взносы, были им исполнены, и он более ни от кого как от Пенсионного фонда не мог получить иных сведений. Пенсионный фонд не поставил его в известность о том, что сменилось законодательство, и он был обязан платить взносы в Пенсионный фонд.

В судебном заседании Родионов С.Г. в полном объеме поддержал свое требование, по основаниям изложенным в заявлении, просил удовлетворить его требование и признать требования ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа незаконным и необоснованным, а так же отменить обязательность его исполнения. Кроме того, дополнил, что полагает, что сотрудники пенсионного фонда в Смоленском районе, забыли о его наличии, как страхователя и своевременно не уведомили его о том, что в законодательство внесены изменения, кроме того, на момент его регистрации в фонде, сотрудникам пенсионного фонда уже были известно о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в закон вступают изменения, и на момент регистрации ему об этом не сообщили. Так же по прошествии трех отчетных периодов 2010 года, сотрудники пенсионного фонда, зная о том, что он не вносит платежи, не уведомили его об этом. Однако законодательство возлагает прямую обязанность своевременно и полно информировать плательщиков о возникающих изменениях, связанных с правами и обязанностями страхователей. Вина в том, что он не знал о том, что обязан оплачивать страховые взносы, целиком лежит на сотрудниках пенсионного фонда в Смоленском районе, они могли с помощью почты, либо посредством телефонной связи известить его о том, что ранее данные ему разъяснения отменены.

Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, Синяева О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя не признала, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве на заявление, находящемся в материалах дела на л.д.______, при этом суду пояснила, что в соответствие с вступлением в силу 01.01.2010 года ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ от 24.07.2009 года, военные пенсионеры, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, исходя из стоимости страхового года. Не знание закона, не освобождает лицо от определенных обязанностей, возложенных на него федеральными законами. Также вся необходимая информация доводилась до индивидуальных предпринимателей в течении декабря 2009 года посредством проведения семинара с индивидуальными предпринимателями, и в течении 2010 года, в соответствии с планом -графиком мероприятий, на заседании координационного совета по предпринимательству. Обязанность по информированию каждого плательщика страховых взносов об изменении в законодательство на территориальные органы ПФ РФ не возложена. Разъяснения, которые были даны Родионову С.Г., и которыми как он пояснил, он руководствовался, не уплачивая страховые взносы, были даны ему в период действия старого законодательства, когда действительно он как военный пенсионер, был освобожден от уплаты взносов. Кроме того, согласно Письма Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 года № 10-4/325038-19 которое было опубликовано в прессе, так же разъяснялось, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, должны платить страховые взносы в ПФР. А так же был разъяснен порядок оплаты взносов. Просила суд отказать заявителю в требованиях.

Представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, Плотникова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования заявителя не признала, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве на заявление, находящемся в материалах дела на л.д.______, при этом суду пояснила, что для индивидуального предпринимателя, коим являлся заявитель, отчетным периодом является год, в соответствии с этим, территориальным органов ПФ РФ в Смоленском районе ежегодно в конце ноября отправлются квитанции, с указанием суммы страховых взносов которые лицо обязано оплатить. Все страхователи, у которых возникают вопросы обращаются в территориальный орган, с вопросами и получают необходимые разъяснения. Просила суд отказать заявителю в требованиях.

Выслушав пояснения представителя заявителя, представителей ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, обозрев подлинники документов, изучив письменные материалы гражданского дела, отзыв, и материалы личного дела, представленного по запросу суда, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов участвующих в деле лиц.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, если физическое лицо, в отношении которых вынесено определенное требование, считает, что оно нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 213-О)

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что указанием заместителя управляющего отделением № от ДД.ММ.ГГГГ, ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, в адрес страхователей, уплачивающих страховые взносы были направлены уведомления о размере страховых взносов, носящие информационный характер.

Как пояснила в судебном представитель ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, Синяева О.А., данные уведомления не порождают никаких обязанностей для страхователей, которые их получили и которым они были направлены. Впоследующем в отношении должников, которые по истечении отчетного периода, а именно 2010 года, не выплатили страховые взносы, были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.

Статья 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) устанавливает права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов, к которым относятся права требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;……………………………3) вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер; 4) определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, ;……..6) взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;и т.д.

На основании ч. 3 указанной статьи органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны: 1) соблюдать законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 2) вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;3) в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения; 4) сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до плательщиков страховых взносов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; и т.д.

Таким образом, на Пенсионный фонд РФ, а так же на его территориальные органы не возложена обязанность по информированию страхователей об изменениях в законодательстве, в части возникновения либо прекращения обязательств по уплате страховых взносов.

В то же время, в соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

«Военные пенсионеры» освобождались от уплаты страховых взносов на ОПС в виде фиксированного платежа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 года № 585 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов……..», С вступлением в силу ФЗ от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения» данное положение отменено, «военные пенсионеры» получили равные с другими страхователями права и обязанности.

В рамках ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", не определены отдельные категории страхователей, освобожденные от уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС, «военные пенсионеры» с 01.01.2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств в обоснование того, что он не является плательщиком страховых взносов в 2010 году.

Статья 17 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. (ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Как следует из положений ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

Часть 1 ст. 19 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Статья 22 Закона N 212-ФЗ гласит, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

Согласно изученной в судебном заседании копии требования на л.д. 7, она была направлена должнику ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением установленного трехмесячного срока, и содержит все необходимые сведения, предусмотренные вышеуказанной статьей.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Часть 5 указанной статьи устанавливает, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В судебном заседании заявитель не оспаривал тот факт, что ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, являлся плательщиком страховых взносов.

Так же заявитель не представил суду доказательств того, что он оплатил страховые взносы за 2010 год, за период когда он являлся индивидуальным предпринимателем.

Согласно реестра поступлений платежей от страхователя, представленного в судебное заседание территориальным органом ПФР в Смоленском районе, от Родионова С.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ взносы не поступали.

Кроме того, действующее в РФ законодательство не устанавливает обязанности ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в том числе в Смоленском районе Алтайского края, доводить до сведения страхователей, изменения в законодательстве. Законом N 212-ФЗ лишь возложена обязанность в случае обращения плательщика страховых взносов, дать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативно-правовых актах и т.д.

Что и было выполнено ответчиком, на письменное обращение Родионова С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, территориальный орган ПФР в Смоленском районе, дал подробные разъяснения в части действующего законодательства, что подтверждается ответом на имя Родионова на л.д. 1-2 личного дела застрахованного лица.

Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств в обоснование заявления, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт, что направление ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, требования о об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, незаконно возложило на него обязанность, нарушило его права и свободы как гражданина, либо ему созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо заявитель привлечен к какому либо виду ответственности.

Как установлено в судебном заседании, оспариваемое заявителем требование направлено в его адрес законно и обоснованно с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 22 Закона N 212-ФЗ, кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось заявителем, получению им требования, предшествовало получение уведомления. Таким образом, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, действовало в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Следовательно, правовые основания для признания требования ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, незаконным и необоснованным, отсутствуют.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В данном случае, расходы заявителя, по оплате государственной пошлины, возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требования Родионова С.Г. о признании требования ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, незаконным и необоснованным, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение 10 дней со дня вынесения..

Судья

Решение Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу не вступило.