о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-141/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: судьи Прохоровой В.Д..

при секретаре Фефеловой Н.И.,

с участием представителя истца Лапшиной В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лапшиной Е.П. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Лапшина Е.П., действуя через своего представителя Лапшину В.В., обратилась в суд с вышеуказанным иском. Просила решение Администрации Смоленского района Алтайского края о не признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий признать незаконным; признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника ВОВ. В обосновании иска указала, что с Лапшиным В.П. она состояла в браке с ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован Смоленским сельсоветом Смоленского района Алтайского края. ДД.ММ.ГГГГ Лапшин В.П. умер. Управлением социальной защиты населения по Смоленскому району Алтайского края ей выдано удостоверение ветерана ВОВ, поскольку она является членом семьи (женой) умершего участника ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Смоленского района Алтайского края с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ в её адрес направлен ответ, где ей отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, поскольку она ухудшила свои жилищные условия, заключив с Лапшиной В.В. договор дарения земельного участка с жилым домом, который зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени она проживает в принадлежащем Лапшиной В.В. жилом доме в качестве временного жильца, данное помещение не отвечает установленным для жилых помещений нормам обеспечения общей площадью жилого помещения. С решением Администрации Смоленского района Алтайского края она не согласна, поскольку решение не основано на законе, нарушает её законные права и интересы. С декабря 1980 года она жила в жилом доме по <адрес> в качестве владельца жилья, с декабря 2008 года живет в нем в качестве временного жильца. Онане имеет в собственности, либо по договору социального найма прав на жилое помещение. Жилой дом, в котором она проживает с Лапшиной В.В., построен в 1959 году, эксплуатируется по назначению более 50 лет. Жилое помещение не благоустроено, отапливается печным отоплением, отсутствует водопровод, канализация. Общая площадь дома составляет 27 кв.м., в том числе жилая 15,6 кв.м. В силу возраста, а также инвалидности первой группы по общему заболеванию с ограниченной способностью к трудовой деятельности третьей степени, которая установлена бессрочно, ей трудно проживать в доме, не имеющем благоустройств, обслуживать себя в быту, в связи с чем, Лапшина В.В. осуществляет за ней постоянный посторонний уход.

Решение Администрации Смоленского района Алтайского края, которым ей отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, не основано на законе. Жилой дом, который она имела в собственности до декабря 2008 года, имеет площадь 27 кв.м., что не соответствует норме обеспечения общей площадью жилого помещения - 36 кв.м., установленной ФЗ «О ветеранах». Реализованное ею жильё не соответствует вышеуказанной норме, что даёт ей право на меры социальной поддержки. Кроме того, Федеральным законом от 21.12.2009г. № 327 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в федеральное законодательство, касающееся обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт. Поскольку, в настоящее время она не имеет в собственности жилья, своё право на обеспечение жильём за счёт бюджетных средств не реализовала, то вправе претендовать на меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

В судебное заседание истец Лапшина Е.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, суд о причинах неявки не известила и не просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель истца Лапшина В.В. в судебном заседании поддержала заявленные Лапшиной Е.П. исковые требования, уточнив их, просила признать незаконным решение комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района, суду пояснила, что жилой дом, в котором проживает Лапшина Е.П., не благоустроен, нет канализации, водопровода, крыша течет, бани нет. Лапшина Е.П. нуждается в постоянном постороннем уходе, как инвалид она не может обслуживать себя сама, поэтому она проживает с ней и осуществляет за ней уход. Данный дом родители строили сами в 50-х годах, потом стали в нём проживать, документы на дом оформлены не были. Она помогла Лапшиной Е.П. оформить документы и та решила подарить дом ей в благодарность за то, что она ухаживает за ней, а не с целью ухудшить свои жилищные условия, так как продолжает проживать в этом же доме. Просила удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании, исковые требования не признала и суду пояснила, что решением комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района Лапшиной Е.П. было отказано в постановке на учёт, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она подарила дом Лапшиной В.В. в 2008 г. и с этого времени не прошло 5 лет, поэтому решение комиссии является законным.

Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Лапшина Е.П. является инвалидом первой группы по общему заболеванию с ограниченной способностью к трудовой деятельности третьей степени, которая установлена бессрочно, что подтверждается справкой сер. МСЭ- № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12). Кроме того, Лапшина Е.П. является членом семьи (женой) умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается копией свидетельства о браке на л.д. 9, согласно которому Л. и Пиповарова Е.П. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ и после регистрации брака ей была присвоена фамилия Лапшина.

В соответствии с копией свидетельства о смерти на л.д. 10, следует, что Л. умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Смоленским комитетом по социальной защите населения (л.д. 13), истец является женой умершего участника ВОВ. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесёнными № 79-ФЗ от 06.05.2010 г, для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В силу п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно закону Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утверждённым Постановлением Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по обеспечению жильём ветеранов ВОВ возложены на органы местного самоуправления.

Как следует из заявления Лапшиной Е.П. (л.д. 29) на имя главы Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ она просит предоставить ей субсидию на приобретение жилья, как вдове ветерана ВОВ.

Согласно Протоколу № заседания комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 37, следует, что комиссия, рассмотрев документы, представленные вдовами участников Великой Отечественной войны, в том числе Лапшиной Е.П., постановила: не признать нуждающейся в улучшении жилищных условий: Лапшину Е.П. на основании ст. 53 ЖК РФ (не истекло 5 лет со дня договора дарения).

Как следует из ответа Администрации Смоленского района на заявление Лапшиной Е.П. за № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на приобретение жилья на л.д. 8, ей сообщают, что она на основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании копии свидетельства о госрегистрации права от ДД.ММ.ГГГГ она ухудшила жилищные условия ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, она не признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ произвела сделку по отчуждению принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, что подтверждается договором дарения на л.д. 14-16.

Как следует из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на л.д. 17, 18 правообладателем земельного участка из земель населённых пунктов и жилого дома по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является Лапшина В.В..

Согласно справки Смоленского филиала АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» на л.д. 31, следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по данным архива Смоленского филиала АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» за Лапшиной Е.П. объекты недвижимости не зарегистрированы. Сведения об участии в приватизации жилого фонда не зарегистрированы.

В соответствии со справкой Администрации Смоленского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 32 истец Лапшина Е.П. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в <адрес>.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 30, сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости: Лапшиной Е.П. по адресу <адрес> не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствует.

Согласно ст. 8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» № - ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Аналогичные нормы установлены и Администрацией Смоленского сельсовета на территории с. Смоленское.

Кроме того, учитывая, что в соответствии п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и общей площади жилья 36 квадратных метров, то в данном случае, норма обеспечения общей площадью жилого помещения для предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для Лапшиной Е.П. составляет 36 кв. м., а учитывая, что истец проживает в жилом помещении общей площадью 27 кв.м., она должна была быть признана лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» указано на необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в федеральное законодательство касающиеся обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета указанных выше лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.

Учитывая, что судом установлено, что истец Лапшина Е.П. в настоящее время не имеет своего собственного жилья, в силу ст. 51 ЖК РФ является гражданином, нуждающимся в жилом помещении, своё право на обеспечение жильём за счёт бюджетных средств не использовала, а одна из важнейших задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 - полное обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, она вправе претендовать на меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные истцом о признании решения комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района Алтайского края о непризнании её нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Лапшиной Е.П..

Признать решение комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ о непризнании Лапшиной Е.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным.

Признать ЛапшинуЕ.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи (жену) умершего участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

Судья В.Д. Прохорова

Решение в законную силу не вступило.