об устранении нарушений законодательства



Дело № 2- 189/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское 03 мая 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А.

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием помощника прокурора Смоленского района Алтайского края Лебёдкина В.Г.

представителя ответчика Администрации Смоленского сельсовета Жаркова Б.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Смоленского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В заявлении сообщил, что проверкой проведённой прокуратурой Смоленского района совместно с государственным инспектором межрайонного отдела экологического контроля К.. выявлены нарушения природоохранного законодательства. На территории Смоленского района размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. На земельном участке площадью около 0,2 га., находящемся на пересечении улиц Техническая и Луговая в 20 метрах на восток от усадьбы <адрес> в <адрес>, организована несанкционированная свалка бытовых, пищевых отходов, шлака, веток деревьев, пластиковых бутылок, остатки полиэтиленовой плёнки, смет с территории, и др., объёмом примерно 25-40 м. куб., площадь около 0,15 га. Образованная свалка твёрдых бытовых отходов на момент осмотра располагается на площади около 0,2 га. Данная несанкционированная свалка образована жителями <адрес> и хозяйствующими субъектами. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека. Место размещения отходов не обваловано. В соответствии с п.п. 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 « Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 13 от 30 мая 2001 года участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В нарушении указанных требований на территории Смоленского сельсовета расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещён на территории населённого пункта. В соответствии с п. 4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населённых мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств; сбором, хранением и обеззараживанием твёрдых бытовых отходов. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемы и гарантированы Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Кроме того, Определение Верховного суда РФ от 15 октября 2008 года № 32-ВПР08-10, закреплено, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет. Соответственно отсутствие денежных средств не может означать освобождение от решения вопросов местного значения- организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объёме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.

Просит обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов и мусора и ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке площадью около 0,2 га., находящемся на пересечении улиц <адрес> в 20 метрах на восток от усадьбы <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Лебёдкин В.Г., действующий от имени истца, уточнил заявленные требования, просил обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора с земельного участка площадью около 0,15 га., находящемся на пересечении улиц <адрес> в 20 метрах на восток от усадьбы <адрес> в <адрес>, и ликвидировать свалку. Требование по утилизации и переработке бытовых отходов и мусора просил исключить, так как данное требование не относится к вопросам местного значения. В обоснование своих требований, ссылался на те же доводы, что изложены в исковом заявлении.

Представители ответчика Администрации Смоленского сельсовета Жарков Б.А., исковые требования истца, с учетом их уточнения в судебном заседании помощником прокурора, не признал, суду пояснил, что администрация не отрицает, что на территории села и относящейся к ведению сельсовета имеются несанкционированные свалки мусора, однако со своей стороны Смоленским сельсоветом выполняются все функции в области организации работы по сбору и вывозу мусора. Регулярно проводятся профилактические мероприятия с целью размещения на территории сельсовета «аншлагов», которые запрещают несанкционированное складирования мусора, имеется указания на то, где находятся санкционированный свалки мусора. Кроме того, выполнен ряд мероприятий направленных на закрепление территорий и объектов внешнего благоустройства за предприятиями и организациями, расположенными в с. Смоленское, составлен план, утвержденный главой сельсовета, на основании правил благоустройства села Смоленское. Согласно плана, рассматриваемый земельный участок закреплен за ООО «Витязь», которое в настоящее время и является ООО «Хлеба Алтая», руководитель организации остался прежним. Коммунальной службы, которая бы занималась непосредственно благоустройством села в сельсовете не имеется, однако он сам лично неоднократно выходил с инициативой создания такой службы, в настоящее время этот вопрос на контроле. Так же сельсовет принимает активное участие в организации работы по благоустройству, путем проведения «субботников» с жителями села, проводится профилактическая работа с лицами, виновными в том, что занимаются несанкционированным складированием мусора, работает комиссия по делам об административных правонарушениях. Так же просил суд учесть, что статья местного бюджета «на благоустройство», практически не финансируется, в результате чего отсутствует материальная возможность путем заключения договоров с третьими лицами, фактически осуществить вывоз мусора. В данном случае прокурор просит сельсовет ликвидировать свалку, которая находится территории ООО «Хлеба Алтая», которое является юридическим лицом и обязано на основании правил благоустройства села и плана, который является приложением к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, принимать меры к благоустройству закрепленной за ним территории своими средствами. С учетом изложенного просил суд отказать прокурору в иске в полном объеме, так как со своей стороны Смоленский сельсовет выполняет все необходимое в области благоустройства территории села.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 35 «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, санитарно- гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 51, 52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно- защитные зоны.

В судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке площадью около 0,15 га. земель поселения Смоленский сельсовет на расстоянии в 0,2 га., находящемся на пересечении улиц <адрес> в 20 метрах на восток от усадьбы <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ при проверке исполнения природоохранного законодательства на территории Смоленского сельсовета помощником прокурора Смоленского района Лебёдкиным В.Г. совместно с главным специалистом межрайонного отдела экологического контроля управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, государственным инспектором Алтайского края по охране природы К.. установлено, что на земельном участке площадью около 0,2 га. на пересечении улиц <адрес> в 20 метрах на восток от усадьбы <адрес> в <адрес>, организована несанкционированная свалка бытовых, пищевых отходов, веток, пластиковых бутылок, остатки полиэтиленовой плёнки, смет с территории и др., объёмом примерно 25-40 м. куб., площадью около 0, 15 га. Образованная свалка твёрдых бытовых отходов на момент осмотра располагается на площади около 0,15 га. Данная несанкционированная свалка образована жителями <адрес> и хозяйствующими субъектами. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека. Место размещения отходов не обваловано.(акт на л.д. 7-16, с фототаблицей).

Согласно пунктов 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30 мая 201 года, участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В нарушении указанных требований на территории Смоленского сельсовета расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещён на территории населённого пункта.

Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

В илу ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края на л.д. 18-20 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу пункта 2.1 Правил благоустройства с. Смоленское физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают соблюдение чистоты и порядка на прилегающих территориях в соответствии с действующим законодательством.

По плану, представленному представителем ответчика в судебное заседание, объект (территория) прилегающая территория, левая сторона дороги от территории до <адрес>, является закрепленной за ООО «Витязь».

В связи с этим, представитель ответчика ссылался на то, что именно ООО «Хлеба Алтая», которое ранее являлось ООО «Витязь» несет ответственность за благоустройство прилегающей территории, на которой находится свалка.

Однако учитывая, что земельный участок, на территории которого расположена несанкционированная свалка, относится к ведению ответчика, Администрации Смоленского сельсовета, то обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона складирования твёрдых бытовых отходов, расположенного на территории Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края должна быть возложена именно на ответчика, который в свою очередь может принять меры к юридическому лицу, направленные на ликвидацию свалки.

Соответственно, невыполнение ответчиком указанных требований природоохранного законодательства, нарушает права граждан, в частности, неопределенного круга - жителей поселения, иных граждан, на защиту их жизни, здоровья.

В силу ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В пределах своей компетенции прокуратура осуществляет надзор, как за исполнением законов, так и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора о понуждении ответчика к организации работы по сбору и вывозу мусора с территории несанкционированной свалки, подлежащими удовлетворению.

Что касается требований прокурора в части ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке площадью около 0,2 га. находящимся в 10 м. на восток от помещения проходной ООО «Хлеба Алтая», расположенного по адресу: <адрес>, суд полагает, что они заявлены преждевременно и необоснованно, в связи с тем, что требования в части организации работы по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, охватывают весь ряд мероприятий по исправлению нарушений в области природоохранного законодательства со стороны администрации Смоленского сельсовета, и по своей сути направлены на ликвидацию несанкционированной свалки.

Таким образом, в этой части исковых требований прокурору необходимо отказать.

Отсутствие в бюджетной смете доходов и расходов сельсовета денежных средств для благоустройства территории поселения, не может явиться основанием для освобождения ответчика от обязанности, возложенной на него государством, поскольку недостаточное бюджетное финансирование не должно являться обстоятельством, препятствующим выполнению требований природоохранного законодательства, направленных на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан., Тем самым доводы представителя ответчика, относительного того, что строка бюджета «благоустройство» не финансируется, что в сельсовете нет коммунальной службы, суд признает несостоятельными, по причине того, что из представленных представителем ответчика доказательств и норм материального права нельзя сделать вывод о невозможности использования собственных доходов и сил для финансирования мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодательства.

Что касается срока, в течение которого ответчик должен совершить указанные в решении суда действия, то суд полагает обоснованным требования прокурора в установлении срока до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, если на ответчика возлагается обязанность произвести определенные действия.

Судом принято во внимание, что выявленные нарушения природоохранного законодательства ставят под угрозу их жизнь и здоровье людей, в связи с чем определен разумный срок для выполнения указанных в решении действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить.

Обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора направленных на ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке площадью около 0,15 га. находящимся на пересечении улиц <адрес> в 20 м. на восток от усадьбы <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение 10 дней.

Судья

Решение суда в законную силу не вступило