о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-147/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское 29 апреля 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А.,

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием истца Ходякова С.А., представителя третьего лица Неверова В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ходякова С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов прохождения службы в рядах Советской Армии

установил:

Первоначально истец Ходяков С.А. обращался в Смоленский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к ГУ Управление пенсионного фонда в РФ в Смоленском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и прохождения службы в рядах Советской Армии, ссылаясь на то, что согласно п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста, так как имеет более 25 лет педагогического стажа, однако при обращении к ответчику, ему решением ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии на льготных условиях ему было отказано. Ответчик не включил в специальный стаж работы следующие периоды: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в школе, в качестве учителя. Полагает не включение указанных периодов в специальный стаж ГУ Управление пенсионного фонда в РФ в Смоленском районе Алтайского края незаконным, на момент обращения его стаж составил чуть менее 25 лет (24 года 9 месяцев) и полагал, что как педагогический работник, реализует свое право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды.

Решением Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца были удовлетворены частично, в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включен период работы истца в МОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школы № 1» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В исковых требованиях Ходякова С.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии на льготных условиях с ДД.ММ.ГГГГ и включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено в части отказа истцу в признании права на досрочное назначение трудовой пенсии на льготных условиях с ДД.ММ.ГГГГ и включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с направлением дела на новое рассмотрение. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

При новом рассмотрении дела, в судебном заседании истец Ходяков С.А. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он работает учителем в Смоленской средней общеобразовательной школе. Относительно периода прохождения его службы в армии, полагает, что в соответствии с тем, что на момент спорного периода действовало утвержденное постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, которое предусматривало зачет службы в составе Вооруженных сил ССР, то период его службы в Армии так же надлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Просил признать за ним право на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица Неверов В.М. в судебном заседании просил суд удовлетворить исковые требования истца в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представили. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края до судебного заседания представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанных лиц.

Однако при рассмотрении гражданского дела ранее, представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края, направлял в суд отзыв на исклвые требования истца, который имеется в материалах дела на л.д.26-27, согласно которого указывал, что исковые требования истца пенсионный фонд не признает, период военной службы в армии истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может быть включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию, так как списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ периоды работы в Вооруженных силах не предусмотрены. Постановление Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, с ДД.ММ.ГГГГ не применяется на территории РФ на основании п. 3 Постановления Правительства РФ № 953 от 22 сентября 1993 года, их применение возможно только в том случае, если требуемый специальный стаж у претендента на досрочную пенсию выработан до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Выслушав истца, представителя третьего лица, изучив материалы гражданского дела, отзыв ответчика, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы за назначением пенсии), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30.12.2008г. № 319-ФЗ, указанная льгота предусмотрена теперь таким лицам в п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона.

В соответствии с п. 3 ст. 28 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Данный Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был введен в действие с 1 января 2002 года. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7;статья 37. часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготный условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2),15 (часть 4),17 (часть 1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФ РФ в Смоленском районе обратился Ходяков С.А. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту Закон), предоставив все необходимые для этого документы, согласно которым на ДД.ММ.ГГГГ, его педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составит 25 лет.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия на дату обращения требуемого специального стажа 25 лет, стаж заявителя составил 15 лет 02 месяца 15 дней.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 установлены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу в части ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж истца включен период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 6 лет 11 месяцев 15 дней.

Что касается требований истца о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно пункта 23 указанного Постановления, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

В соответствии с записями в трудовой книжке Ходякова С.А. он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проходил военную службу в Рядах Советской Армии; далее работал в школе военным руководителем, впоследующем в качестве учителя физической культуры и Основ безопасности жизнедеятельности в Смоленской средней школе № 1, и состоит в этой должности до настоящего времени, что подтверждается справкой, представленной истцом в судебное заседание.

Факт прохождения военной службы по призыву истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год подтверждается данными военного билета на имя Ходякова С.А. выданного ДД.ММ.ГГГГ Смоленским районным военным комиссариатом и справкой выданной ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом г. Белокуриха.

Из представленного в материалы дела решения Управления Пенсионного Фонда РФ в Смоленском районе от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Ходякову С.А. в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отказано в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, т.к. в соответствии с представленными им документами стаж на соответствующих видах работ на дату обращения составляет 15 лет 2 месяца 15 дней.

Аналогичные сведения содержатся в протоколе заседания комиссии ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Смоленском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

Вместе с тем, согласно пп. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п.4 данного Положения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, статьях 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа службу в Вооруженных Силах СССР.

Между тем, как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы предписаниям пунктов 10,11, и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые ухудшают положение граждан, осуществлявших педагогическую деятельность и имевших на момент введения в действие названного Федерального закона стаж, необходимый для установления пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста (пенсии за выслугу лет), означает, по существу, отмену для этих лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статей 1 (часть1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть2) Конституции РФ.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и на должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение, создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), ч.1 ст.39, части 2 и 3 ст.55 Конституции РФ.

В отношении Ходякова С.А. условие о выработке не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, соблюдается, так как неоспариваемый стаж его работы на должностях, связанных с преподавательской деятельностью, составляет 22 года 2 месяца..

Таким образом, Ходяков С.А. имеет право на зачет периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в специальный стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к мнению о том, что на момент обращения Ходякова С.А.в Управление Пенсионного Фонда РФ в Смоленский районе с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, специальный стаж составлял менее 25 лет. На ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж Ходякова С.А. составляет 24 года 11 месяцев 14 дней.

В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца Худякова С.А. возникло лишь ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты ему и должна быть назначена пенсия.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ходякова С.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Смоленском районе Алтайского края засчитать в стаж Ходякова С.А., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Смоленском районе Алтайского края в пользу Ходякова С.А. государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Смоленский районный суд Алтайского края в течение 10 дней, со дня вынесения.

Копия верна

Решение в законную силу не вступило