Дело № 2- 185/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Фефеловой Н.И.,
с участием прокурора Смоленского района Лебёдкина В.Г.,
представителя Администрации Смоленского сельсовета Жаркова Б.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Администрации Смоленского района Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Алтайского края об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Смоленского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В заявлении указал, что проверкой, проведённой прокуратурой Смоленского района совместно с государственным инспектором межрайонного отдела экологического контроля К. выявлены нарушения природоохранного законодательства. На территории Смоленского района размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. На земельном участке площадью около 50 кв. м. находящимся в 100 м. на восток от трассы «Бийск-Белокуриха» в <адрес>, в 30 м. южнее от опоры высоковольтной линии электропередач № организована несанкционированная свалка бытовых, пищевых отходов, навоз КРС свежий, старых вещей, пластиковых бутылок, остатков полиэтиленовой плёнки, смет с территории, шкур животных и др., объёмом примерно 30-40 м. куб., площадь около 30 м. кв. Образованная свалка твёрдых бытовых отходов на момент осмотра располагается на площади около 30 кв. м. Данная несанкционированная свалка образована жителями <адрес> и хозяйствующими субъектами. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем, происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека. Место размещения отходов не обваловано. В соответствии с п.п. 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 13 от 30 мая 2001 года участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В нарушении указанных требований, а также в нарушение ч. 1 ст. 35, ст. 51, ст. 52 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территории Смоленского сельсовета расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещён на территории населённого пункта. В соответствии с п. 4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населённых мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств; сбором, хранением и обеззараживанием твёрдых бытовых отходов. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемы и гарантированы Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Кроме того, Определение Верховного суда РФ от 15 октября 2008 года № 32-ВПР08-10, закреплено, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет. Соответственно отсутствие денежных средств не может означать освобождение от решения вопросов местного значения - организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объёме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.
Просил обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов и мусора и ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке площадью около 50 кв. м. находящимся в 100 м. на восток от трассы «Бийск-Белокуриха» в <адрес>, в 30 м. южнее от опоры высоковольтной линии электропередач №
Протокольным определением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Смоленского района.
В судебном заседании прокурор Лебёдкин В.Г. уточнил заявленные требования, просил обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с земельного участка площадью около 50 кв. м. находящимся в 100 м. на восток от трассы «Бийск-Белокуриха» в <адрес>, в 30 м. южнее от опоры высоковольтной линии электропередач №. Требование по утилизации и переработке бытовых отходов и мусора просил исключить, так как данное требование не относится к вопросам ведения администрации Смоленского сельсовета. В обоснование своих требований, ссылался на те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Представитель Администрации Смоленского сельсовета Жарков Б.А. в судебном заседании требования, заявленные прокурором, не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст. 14 ФЗ -131 на сельский совет возложена обязанность только по организации сбора и вывоза мусора в границах населенного пункта. Указанная свалка находится за границами населенного пункта, но в границах муниципального образования «Смоленский сельсовет», поэтому организовывать сбор и вывоз мусора администрация Смоленского сельсовета не обязана, это находится за пределами их полномочий. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора являются обоснованными. Обязанность по организации сбора и вывоза мусора находится в компетенции Администрации Смоленского сельсовета, а не в компетенции Администрации Смоленского района.
Выслушав объяснение прокурора, представителя Администрации Смоленского сельсовета и представителя Администрации Смоленского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 г., каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 35 «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51, ст. 52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Смоленского района и государственным инспектором Алтайского края по охране окружающей среды была обнаружена несанкционированная свалка, которая расположена на земельном участке площадью около 50 м. кв. земель поселения Смоленский сельсовет на расстоянии в 100 м. на восток от трассы «Бийск-Белокуриха» в <адрес>, в 30 м. южнее от опоры высоковольтной линии электропередач №.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 7 установлено, что на земельном участке площадью около 50 м. кв. находящимся в 100 м. на восток от трассы «Бийск-Белокуриха» в <адрес>, в 30 м. южнее от опоры высоковольтной линии электропередач № № организована несанкционированная свалка бытовых, пищевых отходов, навоза КРС свежего, старых вещей, пластиковых бутылок, остатков полиэтиленовой плёнки, смет с территории, шкур животных и др., объёмом примерно 30-40 м. куб., площадью около 30 кв. м. Образованная свалка твёрдых бытовых отходов на момент осмотра располагается на площади около 30 кв. м. Данная несанкционированная свалка образована жителями <адрес> и хозяйствующими субъектами. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем, происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека. Место размещения отходов не обваловано.
Это же подтверждается фотографиями на л.д. 8-14, произведенных в ходе проверки.
Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании, представитель Администрации Смоленского сельсовета не оспаривал сам факт нахождения несанкционированной свалки в границах муниципального образования «Смоленский сельсовет».
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В силу ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. А проект свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся.
Согласно пунктов 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30 мая 2001 года, участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В соответствии с п. 4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнений яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств, сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов.
В силу ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Судом установлено, что в нарушении указанных требований на территории муниципального образования Смоленский сельсоветрасположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как следует из п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края на л.д. 13-15 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Доводы представителя Администрации Смоленского сельсовета Жаркова Б.А. о том, что Администрация Смоленского сельсовета не обязана организовывать вывоз и сбор отходов и мусора с указанной несанкционированной свалки, так как она находится за пределами с. Смоленское, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку ни из положений ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни из содержания п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края не следует, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора только в границах села Смоленское.
Кроме того, в соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Учитывая, что земельный участок, на котором размещены отходы производства и потребления находится в границах муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края, что подтверждается проектом территориального землеустройства муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края и планом границ указанного муниципального образования, то обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при образовании несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края должна быть возложена именно на администрацию указанного муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку бездействие и неисполнение Администрацией Смоленского сельсовета требований в области охраны окружающей среды и нарушений законодательства об отходах производства и потребления создаёт угрозу прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье жителей муниципального образования, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решение, обязывающее ответчика организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и ликвидации указанной несанкционированной свалки.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в судебном заседании представитель Администрации Смоленского сельсовета не возражал против предложенного прокурором срока устранения перечисленных нарушений в области охраны окружающей среды, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, так как, по мнению суда, указанный срок является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Алтайского края об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить.
Обязать Администрацию Смоленского сельсовета Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке площадью около 50 м. кв. находящимся в 100 м. на восток от трассы «Бийск-Белокуриха» в <адрес>, в 30 м. южнее от опоры высоковольтной линии электропередач №.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Д. Прохорова
Решение в законную силу не вступило.