Дело № 2- 186/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Фефеловой Н.И.,
с участием прокурора Смоленского района Лебёдкина В.Г.,
представителя Администрации Смоленского сельсовета Жаркова Б.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Администрации Смоленского района Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Алтайского края об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Смоленского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В заявлении указал, что проверкой, проведённой прокуратурой Смоленского района совместно с государственным инспектором межрайонного отдела экологического контроля К.. выявлены нарушения природоохранного законодательства. На территории <адрес> размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. На земельном участке площадью около 20 м.кв. находящимся в 270 м. на восток от мехтока ОАО «Линевский племзавод» в <адрес>, в 70 м. севернее каркаса бывшей Сельхозхимии организована несанкционированная свалка бытовых, пищевых отходов, шлака, старых вещей, пластиковых бутылок, остатков полиэтиленовой плёнки, смет с территории, трупов животных и др., объёмом примерно 15-20 м. куб., площадь около 15 кв. м. Образованная свалка твёрдых бытовых отходов на момент осмотра располагается на площади около 15 кв.м. Данная несанкционированная свалка образована жителями <адрес> и хозяйствующими субъектами. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем, происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека. Место размещения отходов не обваловано. В соответствии с п.п. 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 13 от 30 мая 2001 года участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В нарушении указанных требований, а также в нарушение ч. 1 ст. 35, ст. 51, ст. 52 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территории Смоленского сельсовета расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещён на территории населённого пункта. В соответствии с п. 4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населённых мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств; сбором, хранением и обеззараживанием твёрдых бытовых отходов. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемы и гарантированы Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Кроме того, Определение Верховного суда РФ от 15 октября 2008 года № 32-ВПР08-10, закреплено, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет. Соответственно отсутствие денежных средств не может означать освобождение от решения вопросов местного значения - организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прекращение в полном объёме размещения, эксплуатации сооружений и иных объектов осуществляется на основании решения суда.
Просил обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов и мусора и ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке площадью около 20 м.кв. находящимся в 270 м. на восток от мехтока ОАО «Линевский племзавод» в <адрес>, в 70 м. севернее от каркаса склада бывшей Сельхозхимии.
Протокольным определением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Смоленского района Алтайского края.
В судебном заседании прокурор Лебёдкин В.Г. уточнил заявленные требования, просил обязать Администрацию Смоленского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с земельного участка площадью около 20 кв. м. находящемся в 270 м. на восток от мехтока ОАО «Линевский племзавод» в <адрес>, в 70 м. севернее от каркаса склада бывшей Сельхозхимии. Требование по утилизации и переработке бытовых отходов и мусора просил исключить, так как данное требование не относится к вопросам ведения администрации Смоленского сельсовета. В обоснование своих требований, ссылался на те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Представитель Администрации Смоленского сельсовета Жарков Б.А. в судебном заседании, требования, предъявленные прокурором, не признал, пояснив, что на сельский совет в соответствии со ст. 14 ФЗ-131 возложена обязанность по организации сбора и вывоза мусора только в границах населенного пункта. Указанная свалка находится за границами <адрес>, хоть и в границах муниципального образования, но администрация села не обязана организовывать сбор и вывоз мусора с данной свалки, так как это находится за пределами её полномочий. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Администрации Смоленского района Алтайского края Бокряжова Н.А. в судебном заседании полагала обоснованными требования прокурора, пояснив, что в компетенцию Администрации Смоленского района не входит организация сбора и вывоза мусора, так как это полномочия администрации села.
Выслушав объяснение прокурора, представителя Администрации Смоленского сельсовета и представителя Администрации Смоленского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 35 «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 51, ст. 52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Смоленского района и государственным инспектором Алтайского края по охране окружающей среды была обнаружена несанкционированная свалка, которая расположена на земельном участке площадью около 20 м. кв. земель поселения Смоленский сельсовет на расстоянии в 270 м. на восток от мехтока ОАО «Линевский племзавод» в <адрес>, в 70 м. севернее от каркаса склада бывшей Сельхозхимии.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 7 установлено, что на земельном участке площадью около 20 м. кв. находящимся в 270 м. на восток от мехтока ОАО «Линевский племзавод» в <адрес>, в 70 м. севернее от каркаса склада бывшей Сельхозхимии организована несанкционированная свалка бытовых, пищевых отходов, шлака, старых вещей, пластиковых бутылок, остатков полиэтиленовой плёнки, смет с территории, трупов животных и др., объёмом примерно 15-20 м. куб., площадью около 15 кв. м. Образованная свалка твёрдых бытовых отходов на момент осмотра располагается на площади около 15 кв. м. Данная несанкционированная свалка образована жителями <адрес> и хозяйствующими субъектами. При сборе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем, происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли, а также гниение отходов, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека. Место размещения отходов не обваловано.
Это же подтверждается фотографиями на л.д. 8-12, произведенных в ходе проверки.
Указанное обстоятельство не оспаривалось и сторонами в судебном заседании, представитель Администрации Смоленского сельсовета не оспаривал сам факт нахождения несанкционированной свалки на земельном участке в границах муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В силу ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы на уровне субъекта РФ для технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности. А проект свалки на государственную экологическую экспертизу не представлялся.
Согласно пунктов 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30 мая 2001 года, участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В соответствии с п. 4.15 СанПин 3.2 1333-03 Охрана окружающей среды от загрязнений яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших обеспечивается проведением следующих мероприятий: поддержанием чистоты территорий населенных мест, животноводческих ферм и комплексов, фермерских и крестьянских хозяйств, сбором, хранением и обеззараживанием твердых бытовых отходов.
В силу ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Судом установлено, что в нарушении указанных требований на территории муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились.
Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как следует из п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края на л.д. 13-15 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Доводы представителя Администрации Смоленского сельсовета Жаркова Б.А. о том, что Администрация Смоленского сельсовета не обязана организовывать сбор и вывоз отходов и мусора с указанной несанкционированной свалки, так как она находится за пределами населенного пункта – <адрес>, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку ни из положений ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ни из содержания п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края не следует, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора только в границах села Смоленское.
Кроме того, в соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Учитывая, что земельный участок, на котором размещены отходы производства и потребления находится в границах муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края, что подтверждается проектом территориального землеустройства муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края и планом границ указанного муниципального образования, то обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при образовании несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на территории муниципального образования, должна быть возложена именно на администрацию указанного муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку бездействие и неисполнение Администрацией Смоленского сельсовета требований в области охраны окружающей среды и нарушений законодательства об отходах производства и потребления создаёт угрозу прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье жителей муниципального образования, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решение, обязывающее ответчика организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и ликвидации указанной несанкционированной свалки.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку в судебном заседании представитель Администрации Смоленского сельсовета не возражал против предложенного прокурором срока устранения перечисленных нарушений в области охраны окружающей среды, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, так как, по мнению суда, указанный срок является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета Алтайского края об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления удовлетворить.
Обязать Администрацию Смоленского сельсовета Алтайского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке площадью около 20 м. кв. находящимся в 270 м. на восток от мехтока «Линевский племзавод» в <адрес>, в 70 м. севернее от каркаса склада бывшей Сельхозхимии.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Д. Прохорова