о признании незкаонным решения администрации



                                                                                               

Дело № 2-269 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Смоленское        04 августа 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи       Климович Т.А.

при секретаре                                   Лобановой Н.А.,

с участием истца Сукачевой П.Ф.,

представителя ответчика Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сукачевой П.Ф. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконным решения администрации Смоленского района Алтайского края об отказе в постановке на учет, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

Сукачева П.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации Смоленского района Алтайского края, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что она является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой умершего военнослужащего Сукачеву В.С.. В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» она нуждается в приобретении жилья, так как в настоящее время своего жилья не имеет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Смоленского района с заявлением и соответствующими документами для предоставления ей субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Смоленского района ей было отказано в постановке на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. ст. 53 ЖК РФ, указывая, что она намерена ухудшила свои жилищные условия. С решением Администрации Смоленского района она не согласна, полагает, что такое решение комиссии существенно нарушает её законные права и интересы, так как не основано на законе и противоречит ему. Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в ФЗ «О ветеранах» право на улучшение жилищных условий получают все ветераны, она не имела намерений ухудшить свои жилищные условия. В настоящее время проживает по прежнему в доме, который по договору дарения подарила своей внучке Сукачевой В.С., как временный жилец. Данный дом является неблагоустроенным, процент его износа составляет 32 процента, и в силу своего возраста она не может обслуживать себя в быту, в связи с чем, Сукачева В.С. осуществляет за ней уход. Просила признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову умершего военнослужащего и как ветерана ВОВ и решение Администрации Смоленского района о не признании ее нуждающейся признать незаконным.

В судебном заседании истец Сукачева П.Ф. подержала свои исковые требования и суду пояснила, что проживает в жилом доме, в котором необходим ремонт, который она не в состоянии сама выполнить. В доме холодно, она ходит в валенках. Указанный дом принадлежал ей и ее умершему супругу на праве собственности. Однако в связи с тем, что она уже находиться в преклонном возрасте, чтобы жилой дом и земельный участок достался ее внучке Сукачевой В.С., ДД.ММ.ГГГГ, она по договору дарения подарила жилой дои и земельный участок по адресу <адрес> края, внучке-Сукачевой В.С. Сама же она так и осталась проживать в этом доме, проживает одна, внучка ей не помогает, так как живет по другому адресу с ребенком, и не в силах ей помогать. Если ей будет выделена субсидия, то она купит другое жилое помещение.

Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании, исковые требования не признала и суду пояснила, что решением межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района Сукачевой было отказано в постановке на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она намеренно ухудшила свои жилищные условия, передав по договору дарения свое жилое помещение, которое не признано пригодным для проживания своей внучке, но сама истица осталась проживать в этом жилом помещении, в связи с чем, решение комиссии является законным, а в удовлетворении иска Сукачевой следует отказать.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что Сукачева П.Ф. является членом семьи (женой) инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается копией свидетельства о браке на л.д. 6, согласно которой Сукачев В.С. и ненашева П.Ф. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ и после регистрации брака ей была присвоена фамилия Сукачева.

Согласно удостоверению , выданного ДД.ММ.ГГГГ, обозреваемом в судебном заседании, копия которого имеется на л.д. 8 истец является женой умершего инвалида ВОВ. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании.      

Факт смерти Сукачева В.С. подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.7), оригинал обозревался в судебном заседании.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В силу п. 11 ст. 23.2 указанного закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно закону Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», Положению о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № 407 от 06.10.2006 г., полномочия по обеспечению жильём ветеранов ВОВ возложены на органы местного самоуправления.

Согласно Протокола заседания комиссии по целевым жилищным программам при Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, рассмотрев документы, представленные ветеранами Великой Отечественной войны, в том числе Сукачевой П.Ф. постановила: не признать нуждающимся в улучшении жилищных условий: Сукачеву П.Ф. на основании ст. 53 ЖК РФ (не истекло 5 лет со дня договора дарения).

Как следует из ответа Администрации Смоленского района на заявление Сукачевой П.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на приобретение жилья на л.д. 5, ей сообщают, что она не признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине того, что намеренно ухудшила свои жилищные условия. (договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст.49 ч.3 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом и законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным соответствующим законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями, внесенными № 79-ФЗ от 06.05.2010 г, для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.3 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предусмотрены ст.54 ЖК РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 данной нормы отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные положения содержаться и в ст.6 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС.

Судом установлено, что Сукачева П.Ф. зарегистрирована и проживает в жилом <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, собственником которого она являлась до ДД.ММ.ГГГГ. По указанному адресу более никто не зарегистрирован и не проживает.

Согласно ст. 8 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» № 136 - ЗС от 12.12.2006 (в ред. от 03.06.2008) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина

Жилой <адрес> в <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты>., жилую - <данные изъяты>. Согласно кадастрового паспорта процент износа составляет <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Сукачева П.Ф. подарила вышеуказанный дом своей внучке Сукачевой В.С. и в настоящее время истец не является собственником жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договору социального найма.

Однако как установлено в судебном заседании, истица проживает в доме одна, внучка с ней не проживает, фактически условия проживания истицы не изменились.

Суд, оценив все доказательства в совокупности, соглашается с решением комиссии по жилищным вопросам о том, что истцом были совершены действия, выразившиеся в намеренном ухудшении своих жилищных условий, дававшие ей право на получение мер социальной защиты.

Так, до момента заключения договора дарения жилого помещения истец не относилась к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку являлась собственником жилого помещения общей площадью 36,1 кв.м., что превышает установленную учетную норму.

Отчуждение принадлежащего истице дома, при отсутствии у нее или членов ее семьи других жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма, привело к возникновению у истца оснований относить ее к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а следовательно, позволило истцу в последующем обращаться в соответствующие органы по вопросу оказания ей мер социальной защиты в виде обеспечения жильем. При этом и до момента совершения сделки по отчуждению жилого дома закон предусматривал право нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны на получение жилья.

Так, согласно первоначальной редакции Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилого фондов. Также исходя из редакции этого же Закона, действовавшей на момент совершения сделки договора дарения, инвалиды Великой Отечественной войны имели право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим доводы истца о том, что договор дарения на дом был заключен заявителем заблаговременно, до внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах», а потому к возникшим правоотношениям не подлежит применению ст. 53 ЖК РФ, не могут быть приняты во внимание.

В силу вышеуказанных норм закона и представленных доказательств суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сукачевой П.Ф. о признании незаконным решения администрации Смоленского района Алтайского края об отказе в постановке на учет, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы в Смоленский районный суд Алтайского края, в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

Судья     

Решение не вступило в законную силу