Дело № 2- 284/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Смоленское 23 августа 2011 года. Смоленский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Климович Т.А., при секретаре Лобановой Н.А., с участием прокурора Смоленского района Алтайского края Якушева М.В., представителя ответчика Габова К.А., представителя третьего лица инспектора ОГИБДД МО МВД РФ «Белокурихинский» Шевченко А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края и об обязании совершить определённые действия, у с т а н о в и л : И.о. прокурора Смоленского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края и об обязании совершить определённые действия, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлены многочисленные нарушения в указанной сфере деятельности. Органами местного самоуправления не надлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянию по следующим основаниям. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р50597-93. Администрацией Точилинского сельсовета Смоленского района меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются. Прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлено ненадлежащее содержание дорожного покрытия улиц <адрес>. Так, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Смоленского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Смоленскому району, ГУП ДХ «Смоленское ДРСУ» проведено обследование состояния дорожного покрытия <адрес>. Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. П. 3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» закреплено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см. Вместе с тем, на проезжих частях дорог по <адрес> против жилых домов № имеются выбоины, затрудняющие движение т/с разрешённой скоростью, превышающие предельно допустимые требования, а также отклонение крышки люка относительно уровня дорожного покрытия. В соответствии с пунктами 5.5.6 и 5.5.7 ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» выбоины на дорожных покрытиях устраняются с использованием горячей, теплой или холодной асфальтобетонной смеси. Пунктом 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 установлено, что просадки, выбоины и иные повреждения проезжей части на площади от 0,3 м.кв. до 2,5 м. кв. должны быть ликвидированы в сроки от 5 до 10 суток. Ремонт выбоин по <адрес> в <адрес> с использованием иных материалов, в иные сроки не предусмотренные ВСН 21-88, ГОСТом Р 50597-93, не будет отвечать требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах, неисполнение администрацией Точилинского сельсовета данных требований в области дорожного движения, создаёт угрозу нарушения указанных прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения. Просил признать незаконным бездействие администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по <адрес>; обязать Администрацию Точилинского сельсовета провести ремонт дорожного покрытия по <адрес> в районе домов № (выбоины) с использованием асфальтобетонной смеси. Устранить отклонение крышки люка относительно уровня дорожного покрытия. В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, в обоснование заявленных требований ссылался на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении. Просил признать незаконным бездействие администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по <адрес>; обязать Администрацию Точилинского сельсовета провести ремонт дорожного покрытия по <адрес> в районе домов № (выбоины) с использованием песочно-гравийной смеси, так как это будет являться более целесообразным, так как после выезда на указанный участок дороги, было установлено, что дорога является гравийной. А так же просил обязать ответчика устранить отклонение крышки люка относительно уровня дорожного покрытия. Просил возложить обязанность по устранению нарушений в срок не позднее 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика Габов К.А. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признал в полном объеме, суду пояснил, что в срок не позднее 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом материальных возможностей администрации Точилинского сельского совета, будет возможным провести ремонт дорожного покрытия по <адрес> в <адрес>, в районе домов № с использованием песочно-гравийной смести и устранить отклонение крышки люка относительно уровня дорожного покрытия. Представитель третьего лица ГИО ГИБДД МО МВД РФ «Белокурихинский» Шевченко А.П. в судебном заседании поддержал требования, заявленные прокурором в уточненной редакции, считая их законными и обоснованными, указывая, что все нарушения, на которые ссылается в иске прокурор, были обнаружены при проведении проверок, информации о том, что какие-либо из этих нарушений на сегодняшний день устранены, не имеется. Просил удовлетворить заявленные требования. Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно представленному акту проверки обследования дороги от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 6, прокуратурой Смоленского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Смоленскому району, ГУП ДХ «Смоленское ДРСУ», директором МСТП было проведено обследование улиц <адрес>. В ходе обследования было установлено, что на проезжих частях дорог по <адрес> напротив жилых домов № имеются выбоины, затрудняющие движение транспортного средства с разрешённой ПДД скоростью, превышающие предельно допустимые требования ГОСТ 50597-93. Отклонение крышки люка от поверхности дороги превышает предельно допустимые требования ГОСТ 50597-93. Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Из положений с п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края, принятого решением Собрания депутатов Смоленского сельсовета Смоленского района 19 октября 2010 № следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, следует, что одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок, и иных повреждений на дорогах, что обеспечивает безопасность дорожного движения и данные требования органами местного самоуправления надлежащим образом не исполняются, меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются, что создаёт угрозу нарушения указанных прав граждан, а также ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания и передвижения. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. П.3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» закреплено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2.0 см. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см. В соответствии с п. 4.1.1 «Указаний по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий» утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР 14 июля 1989 года ВСН 7-89 для обеспечения надлежащих транспортно- эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию гравийных покрытий. В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что <адрес> в <адрес> имеет гравийное покрытие. Как следует из п. 4.1.2. выравнивание гравийного покрытия производят путем профилирования или ремонтного профилирования с добавлением небольшого колитчества материала. Профилирование преследует цель упущения ровности покрытия и равномерного распределения гравийного материала по поверхности. В летний период профилирование производят по мере надобности после дождей или увлажненном покрытии. Пунктом 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 установлено, что просадки, выбоины и иные повреждения проезжей части на площади от 0,3 м.кв. до 2,5 м. кв. должны быть ликвидированы в сроки от 5 до 10 суток. В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку бездействие и неисполнение Администрацией Точилинского сельсовета требований в области дорожного движения создаёт угрозу прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решение, обязывающее ответчика провести ремонт дорожного покрытия улиц. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку в судебном заседании представитель ответчика и представитель третьего лица не возражали против предложенного прокурором срока устранения перечисленных нарушений в области дорожного движения на <адрес> в сроки не позднее 10 суток, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ и в течение 10 суток с момента вступления решения в законную силу соответственно. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края и об обязании совершить определённые действия удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия <адрес> в <адрес>.. Обязать Администрацию Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в срок не позднее 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, провести ремонт дорожного покрытия по <адрес> в <адрес>, в районе домов № с использованием песочно-гравийной смести, устранить отклонение крышки люка относительно уровня дорожного покрытия. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена 24 августа 2011 года. Судья Решение в законную силу не вступило