Дело № 2-288/2011 Именем Российской Федерации 25 августа 2011 г. с. Смоленское Смоленский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Прохоровой В.Д., при секретаре Фефеловой Н.И., с участием прокурора Гричановой М.С., представителя ответчика Габова К.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Шевченко А.П., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края об обязании провести ремонт дорожного покрытия, у с т а н о в и л : Прокурор Смоленского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края об обязании провести ремонт дорожного покрытия, указывая, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлены многочисленные нарушения в указанной сфере деятельности. Органами местного самоуправления не надлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянию по следующим основаниям. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р50597-93. Администрацией Точилинского сельсовета Смоленского района меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются. Прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлено ненадлежащее содержание дорожного покрытия улиц <адрес>. Так, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Смоленского района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Смоленскому району, ГУП ДХ «Смоленское ДРСУ» проведено обследование состояния дорожного покрытия <адрес>. Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см. Вместе с тем, на проезжих частях дорог по <адрес>, напротив домов №, № имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью, превышающие предельно допустимые требования. В соответствии с пунктами 5.5.6 и 5.5.7 ВСН 24-88 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог» выбоины на дорожных покрытиях устраняются с использованием горячей, теплой или холодной асфальтобетонной смеси. Пунктом 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 установлено, что просадки, выбоины и иные повреждения проезжей части на площади от 0,3 кв.м. до 2,5 кв.м. должны быть ликвидированы в сроки от 5 до 10 суток. Ремонт выбоин по <адрес> в <адрес> Смоленского района Алтайского края с использованием иных материалов, в иные сроки, не предусмотренные ВСН 24-88, ГОСТом Р 50597-93, не будет отвечать требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. При таких обстоятельствах, неисполнение администрацией Точилинского сельсовета данных требований в области дорожного движения, создает угрозу нарушения указанных прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения. Просил признать незаконным бездействие администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по <адрес>; обязать Администрацию Точилинского сельсовета провести ремонт дорожного покрытия по <адрес> в районе домов №, № с использованием асфальтобетонной смеси. В судебном заседании прокурор Гричанова М.С. поддержала заявленные требования, уточнив их путем подачи уточненного иска, просила признать незаконным бездействие Администрации Точилинского сельсовета в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по <адрес>; обязать Администрацию Точилинского сельсовета провести ремонт дорожного покрытия по <адрес>, в районе домов №, № с использованием песочно-гравийной смеси в срок не позднее 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований ссылалась на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении. Представитель ответчика - Габов К.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признал, пояснив, что действительно действующим законодательством и Уставом муниципального образования предусмотрена обязанность по содержанию дорог. Данные нарушения, которые указаны в иске прокурора действительно имеются и будут устранены в установленные законом сроки, полагает, что необходимо определить срок в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Смоленскому району Шевченко А.П. в судебном заседании поддержал требования, заявленные прокурором, считая их законными и обоснованными, указывая, что все нарушения, на которые ссылается в иске прокурор, были обнаружены при проведении проверки, информации о том, что какие-либо из этих нарушений на сегодняшний день устранены, не имеется. ОГИБДД ОВД по Смоленскому району также в адрес администрации района направляла предписание по поводу ненадлежащего состояния дорог. Просил удовлетворить заявленные требования. Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно представленного акта проверки <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД ОВД по Смоленскому району Гаврюшкиным В.Г. и командиром взвода ДПС Смоленского ОГИБДД Федоровым В.Н. было проведено обследование <адрес> в <адрес> от <адрес> до <адрес>. В ходе обследования было установлено, что возле жилых домов № и № проезжая часть имеет (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, превышающая предельно допустимые требования ГОСТ 50597-93. Данная проверка проводилась в соответствии с указанием УГИБДД по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении комплексной проверки улично-дорожной сети и железнодорожных переездов». Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти в ведении которого находятся дороги В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке. В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Из положений с п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования Точилинский сельсовет Смоленского района Алтайского края, принятого решением Собрания депутатов Точилинского сельсовета Смоленского района ДД.ММ.ГГГГ № следует, что к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, следует, что одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок, и иных повреждений на дорогах, что обеспечивает безопасность дорожного движения и данные требования органами местного самоуправления надлежащим образом не исполняются, меры по надлежащему содержанию и ремонту дорог, улиц в границах муниципального образования не принимаются, что создаёт угрозу нарушения указанных прав граждан, а также ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания и передвижения. Требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому, по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТом Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно п. 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см. В соответствии с пунктом 4.1.1 «Указаний по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий», утвержденных Министерством автомобильных дорог РСФСР 14.07.1989 г. ВСН 7-89, для обеспечения надлежащих транспортно-эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию гравийных покрытий. А в соответствии с п. 4.1.2 выравнивание гравийного покрытия производят путем профилирования или ремонтного профилирования с добавлением небольшого количества материала. Профилирование преследует цель упущения ровности покрытия и равномерного распределения гравийного материала по поверхности. В летний период профилирование производят по мере надобности после дождей при увлажненном покрытии. Пунктом 3.1.1 ГОСТа Р50597-93 установлено, что просадки, выбоины и иные повреждения проезжей части на площади от 0,3 м.кв. до 2,5 м. кв. должны быть ликвидированы в сроки от 5 до 10 суток. В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку бездействие и неисполнение Администрацией Точилинского сельсовета требований в области дорожного движения создаёт угрозу прав граждан, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество участников дорожного движения, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасные условия проживания, передвижения, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решение, обязывающее ответчика провести ремонт дорожного покрытия улиц. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку устранение нарушений, имеющихся на дорожном покрытии <адрес> в соответствии с ГОСТом Р50597-93 должно производится в сроки не позднее 10 суток, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить срок для исполнения решения суда в течение 10 суток с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края об обязании провести ремонт дорожного покрытия удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в области осуществления дорожной деятельности по содержанию и ремонту дорожного покрытия по <адрес>. Обязать Администрацию Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в срок не позднее 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу, провести ремонт дорожного покрытия по <адрес>, в районе домов №, № (выбоины), с использованием песочно-гравийной смеси в соответствии с Правилами дорожного движения и ГОСТа Р 50597-92 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде 29 августа 2011 г. Судья В.Д. Прохорова Решение в законную силу не вступило.