о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



                                                                                                                                  Дело № 2-279/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2011 г.                                                                        с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре                               Фефеловой Н.И.,

с участием представителя истца Павлюка С.П. - Пьянковой Ж.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

прокурора                                     Гричановой М.С.,

представителя ответчика Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Смоленского района, поданного в интересах Павлюка С.П. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет,

установил:

       И.о. прокурора Смоленского района Гуменюк В.В. обратился в суд в интересах Павлюка С.П. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании необоснованным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что прокуратурой Смоленского района была проведена проверка по обращению Пьянковой Ж.С., действующей в интересах Павлюка С.П. о незаконном отказе ему в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Установлено, что Павлюк С.П. является ветераном - участником Великой Отечественной войны. В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета. Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 07.04.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий должны быть обеспечены жильём в кратчайший срок. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Павлюк С.П. проживает с внучкой - Пьянковой Ж.С. в <адрес>, своего жилья не имеет. Решением межведомственной комиссии Павлюку С.П. было отказано в постановке на учёт нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ он продал своё жильё, расположенное по адресу: <адрес>6, то есть ухудшил свои жилищные условия. Между тем, как было установлено в ходе проверки Павлюк С.П. уже длительное время в данном доме не проживал, а проживал в доме престарелых в <адрес>, после закрытия которого он переехал жить к своей дочери Караваевой Т.С. Таким образом, кроме установления факта продажи жилого дома при отказе в постановке на учёт необходимо установить наличие в действиях лица при намеренном ухудшении им жилищных условий умысла на получение права состоять на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данный умысел у Павлюка С.П. при продаже дома отсутствовал, о чём свидетельствует тот факт, что обращение о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий направлено по истечению длительного времени с момента продажи дома. Кроме того, межведомственной комиссией не принят во внимание тот факт, что данный дом не был благоустроенным, и Павлюк С.П. в силу возраста и состояния здоровья не мог самостоятельно проживать в этом доме. Таким образом, полагает, что Павлюк С.П. является гражданином, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Отказ межведомственной комиссии в постановке на учёт Павлюка С.П., в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, нарушает его конституционные права на обеспечение жильём. Просил признать решение межведомственной комиссии Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Павлюку С.П., нуждающимся в улучшении жилищных условий, необоснованным; обязать Администрацию Смоленского района поставить Павлюка С.П. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ.

      В судебном заседании представитель материального истца Пьянкова Ж.С. настаивала на поданном иске, в обоснование его ссылалась на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что дом, который был подарен Павлюком С.П. внуку, был расположен далеко от центра, был неблагоустроенный. Сейчас дед живет с ней, она снимает квартиру в <адрес>. С дочерью он жить не может, потому что не сложились отношения с зятем. Внук долго жил в квартире, потом её продал.

      Истец Павлюк С.П. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

      Участвуя в предыдущем судебном заседании, поддерживал иск, поданный в его интересах прокурором, суду пояснял, что когда проходила приватизация ему передали квартиру по <адрес> в <адрес>. Квартира состояла из комнаты и кухни. Он проживал в ней с супругой. Когда супруга умерла, он попросился к дочери, а квартиру подарил внуку Тырышкину. У дочери жить не получилось, и он проживал в доме престарелых.

      Прокурор Гричанова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать решение межведомственной комиссии Администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным. В обоснование своих исковых требований указала на то, что истец длительное время проживал в доме престарелых. У него не было умысла на ухудшение жилищных условий, дом, который находился у него в собственности, был неблагоустроенный, находился на окраине села, жить самостоятельно в нем он не мог.

      Представитель ответчика Администрации Смоленского района Бокряжова Н.А. в судебном заседании, исковые требования не признала и суду пояснила, что решением межведомственной комиссии при Администрации Смоленского района Павлюку было отказано в постановке на учёт, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, так как он проживает в доме своей дочери, расположенном в <адрес>, общая площадь составляет 60 кв. м., жилое помещение соответствует учётной норме обеспечения общей площадью жилого помещения, кроме того, Павлюк подарил свой дом внуку, то есть ухудшил свои жилищные условия, поэтому он не был признан нуждающимся в жилищных помещениях.

     Выслушав пояснения представителя истца, прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

      Как следует из заявления - жалобы П.., действующей по доверенности в интересах Павлюка С.П., (л.д. 6) она просит прокурора района обратиться в суд в его интересах с заявлением о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Судом установлено, что Павлюк С.П. является инвалидом первой группы бессрочно в связи с пребыванием на фронте с ограничением способности к трудовой деятельности 3 ст., что подтверждается справкой сер. МСЭ- 2001 от ДД.ММ.ГГГГ (копия на л.д. 15). Кроме того, Павлюк С.П. является ветераном - участником Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением серии ВОВ , выданным ему ДД.ММ.ГГГГ (копия на л.д. 9). Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами и в судебном заседании.      

      В силу положений ч.ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ, нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны малоимущие граждане и иные категории граждан, определённые федеральными законами и законами субъектов РФ, в частности участники Великой Отечественной войны.

      В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные выше категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

      Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учёт), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства.

     В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

     Другой порядок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе отдельно для категории ветеран (участник) Великой отечественной войны, не установлен.

     Таким образом, для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях и принятия на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и приложить к нему необходимые документы.

     Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Павлюк С.П. обратился в Администрацию Смоленского района Алтайского края с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и просил выделить ему субсидию на приобретение жилья (л.д. 11).

     Согласно ответу Администрации Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ Павлюку С.П. было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что на основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, ДД.ММ.ГГГГ он продал своё жильё, расположенное по адресу: <адрес> то есть ухудшил жилищные условия. Он проживает в доме дочери К. и зятя К.., расположенном по адресу: <адрес>, общая площадь данного жилого помещения составляет более 60 кв.м., жилая - 53 кв. м., то есть, на одного члена семьи приходится общей площади - 20 кв. м. Учётная норма общей площади жилого помещения в Новотырышкинском сельсовете составляет для семьи из 3 и более человек по 18 кв. м. на каждого члена семьи (Постановление Администрации Новотырышкинского сельсовета от 03.02.2009 г. № 7), то есть жилое помещение по указанному адресу соответствует учётной норме обеспечения общей площадью жилого помещения.

      В соответствии с ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий

     Суд полагает, что в данном случае отказ Администрации Смоленского района Алтайского края по основанию ст. 53 ЖК РФ является обоснованным.

     Действительно, судом из материалов дела правоустанавливающих документов на жилой дом по адресу: <адрес> в <адрес> (л.д. 27-59), предоставленным по запросу суда Росреестром, установлено, что21.05.1992 г. Павлюку С.П. по договору приватизации была передана в собственность квартира, состоящая из трех комнат, общей площадью 49,44 кв.м. в с. <адрес>. Как следует из справки администрации Новотырышкинского сельсовета, позже, указанному дому был присвоен адрес: <адрес>. Согласно данным технического паспорта на данный дом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, дом имел три комнаты, кухню, подсобные помещения, общая площадь дома составляла 46,5 кв.м. Дом имел центральное отопление и канализацию. На основании договора дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ истец подарил принадлежащий ему жилой дом общей площадью 46,5 кв.м. и жилой площадью 37 кв.м., по адресу: <адрес> в <адрес> Т.. и таким образом, истец перестал быть собственником жилого помещения и по основанию п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ приобрел право на обращение с заявлением в Администрацию Смоленского района Алтайского края для постановки на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.

      Судом также установлено, что Павлюк С.П. зарегистрирован в доме своей дочери по адресу: <адрес>, вместе с дочерью и зятем, в жилом помещении общей площадью 60 кв.м. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности его дочери К. (л.д. 63). Таким образом, истец, в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого помещения.

     Доводы прокурора и представителя истца о том, что Павлюк С.П. в момент совершения договора дарения ДД.ММ.ГГГГ не мог знать о возникновении в будущем права на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём в случае признания его нуждающегося в улучшении жилищных условий и не имел умысла ухудшить свои жилищные условия в целях постановки на учёт в качестве нуждающегося, не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании установлено, что Павлюк С.П. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, где он имеет право проживать, так как является членом семьи дочери и где обеспечение его жильем соответствует учетной норме обеспечения общей площадью жилого помещения.

     В ходе судебного разбирательства истцом документально подтверждены доводы о преклонном возрасте и состояние здоровья Павлюка С.П., однако доводы истца о том, что он вынужден был продать свой жилой дом, поскольку не мог самостоятельно заниматься уходом за собой и за домом, суд оценивает критически, принимая во внимание тот факт, что Павлюк С.П. имел в собственности благоустроенный дом, с центральным отоплением и канализацией, площадь данного дома значительно выше учетной нормыобеспечения общей площадью жилого помещения, установленной в МО «Новотырышкинский сельсовет», при учетной норме 33 кв.м. для одиноко проживающих граждан, жилой дом, принадлежавший Павлюку С.П. имел общую площадь 46,5 кв.м. Не умаляя права Павлюка С.П. по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими ему правами, исходя из фактических обстоятельств, суд расценивает заключение им договора дарения как совершение действий, продиктованных намерением приобрести право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принимая во внимание, что со дня совершения сделки дарения прошло менее пяти лет, он в соответствии со ст. 53 ЖК РФ не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора, заявленных в интересах Павлюка С.П., по мнению суда, следует отказать.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

         

               Р Е Ш И Л:

      В удовлетворении иска и.о. прокурора Смоленского района поданного в интересах Павлюка С.П. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет, отказать.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение 10 дней.

        Судья                                                                                                       В.Д. Прохорова

Решение в законную силу не вступило.