о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-339/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

с. Смоленское 13 октября 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А.,

при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием истца Пивоварова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пивоварова Е. В. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Смоленском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии на льготных условиях и включении периодов в специальный стаж,

у с т а н о в и л:

Пивоваров Е.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Смоленском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии на льготных условиях и включении периодов в специальный стаж, в обосновании иска указал, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. На день обращения его трудовой педагогический стаж с учетом службы в рядах Советской Армии, курсов повышения педагогической квалификации, работы в должности тренера-преподавателя в Детской юношеской спортивной школе (МОУДОД «Смоленская ДЮСШ»), составил более 25 лет. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, п. п. 19, п.1, ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Истец решил воспользоваться своим законным правом на досрочную трудовую пенсию по старости и обратился к Ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ Истцу отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя отказ тем, что трудовой педагогический стаж Истца на момент обращения составил 19 лет, 9 месяцев, 11 дней. Ответчиком не правомерно при подсчете специального стажа не включен период прохождения Истцом военной службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На момент осуществления Истцом службы в Советской Армии, действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы Истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Так же Ответчиком неправомерно при подсчёте специального стажа не включён период прохождения Истцом курсов повышения квалификации по основному месту работы (Смоленская средняя школа ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516.

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Статьей 187 Трудового кодекса РФ определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поскольку с указанной заработной платы работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, период нахождения работника на курсах повышения квалификации засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности Истца. Период нахождения Истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

Ответчиком неправомерно при подсчёте специального стажа не включён период
работы Истца с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ
(приказ от ДД.ММ.ГГГГ) в МОУДОД «Смоленская ДЮСШ» в должности тренера-
преподавателя. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ, в разделе 2 «Наименование учреждений» предусмотрены «учреждения
дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), в том числе детско-
юношеские спортивные школы всех наименований; специализированные детско-
юношеские спортивные школы олимпийского резерва», а в разделе 2 «Наименование
должностей» - должность « тренер - преподаватель ». Поскольку наименование должности
«тренер-преподаватель» и учреждения дополнительного образования детей предусмотрены Списками 2002 г., у Истца возникло законное право на включение указанных периодов работы в его специальный стаж. Просил признать отказ Управления пенсионного фонда РФ в Смоленском районе Алтайского края в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным и обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – военная служба по призыву в рядах Советской Армии, прохождение курсов повышения квалификации по основному месту работы(Смоленская средняя школа ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работу в должности тренера-преподавателя в МОУДОД «Смоленская ДЮСШ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также признать за истцом законное право на досрочную трудовую пенсию, обязать ответчика назначить Пивоварову Е.В.досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Пивоваров Е.В. судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица Бугунов Д.П. в судебном заседании пояснил, что полагает исковые требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил, не просил об отложении рассмотрения дела.

Суд в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Габова О.Н. исковые требования не признала, пояснив, что решение комиссии является законным и обоснованным. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения истца, представителя третьего лица, изучив материалы гражданского и пенсионного дел, рассматривая дело в пределах исковых требований, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы за назначением пенсии), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В связи с внесением изменений в ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 319-ФЗ, указанная льгота предусмотрена теперь таким лицам в п.п. 19 п. 1 ст. 27 указанного закона.

В соответствии с п. 3 ст. 28 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии), списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Данный Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии был введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 31 данного Федерального закона, с этой даты утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей.

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

При установлении пенсии до ДД.ММ.ГГГГ применялись нормы Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которые предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, так и календарное исчисление указанного стажа.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7;статья 37. часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсии, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготный условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2,6 (часть 2),15 (часть 4),17 (часть 1),18,19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение их педагогического стажа работы в должности «руководитель начальной военной подготовки».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ГУ УПФ РФ в Смоленском районе обратился Пивоваров Е.В. для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (далее по тексту Закон), предоставив все необходимые для этого документы, согласно которым на ДД.ММ.ГГГГ, его педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, составит 25 лет.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия на дату обращения требуемого специального стажа 25 лет, стаж заявителя составил 19 лет 09 месяцев 11 дней.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 10 ст. 28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста. Следовательно, ни указанная норма, ни постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не устанавливают ограничений в том, на каких условиях выполняется работа в должности, включенной в Список (в данном случае тренер-преподаватель): по основному месту работы, по совместительству или путем выполнения преподавательской работы наряду с основной работой. Основополагающим является сам факт осуществления педагогической деятельности учителем, что подтверждается приказами по учреждению об установлении учебной нагрузки, финансовыми документами об оплате труда в порядке, предусмотренном для учителей. Кроме того, в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением , установлено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени ( педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

В судебном заседании исследованы имеющиеся в материалах гражданского дела трудовая книжка истца, приказы в отношении него по ДЮСШ, тарификационные списки, карточки-справки за 2009-2011 годы на оплату труда, распределение нагрузки между тренерами-преподавателями (л.д. 11-19, 47-52), из которых установлено, что истец работал полный день, с нагрузкой более 30 часов, его деятельность была связана с обучением детей.

Таким образом, исследованные судом доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что в спорный период работа истца была связана как с деятельностью в качестве тренера, так и с педагогической деятельностью, а значит, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж.

Что касается требований истца о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно пункта 23 указанного Постановления, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

В соответствии со сведениями в военном билете, сведениями в трудовой книжке истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Рядах Советской Армии; далее работал, после чего проходил обучение в пединституте, впоследующем стал работать в качестве учителя физкультуры в школе и состоит в этой должности до настоящего времени, что подтверждается справкой, представленной истцом в судебное заседание.

Факт прохождения военной службы по призыву истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается данными военного билета на имя Пивоварова Е.В. выданного ДД.ММ.ГГГГ Смоленским районным военным комиссариатом и справкой выданной ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом г. Белокуриха.

Вместе с тем, согласно пп. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п.4 данного Положения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, а также в ряде его определений, статьях 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа службу в Вооруженных Силах СССР.

Между тем, как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, придание обратной силы предписаниям пунктов 10,11, и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые ухудшают положение граждан, осуществлявших педагогическую деятельность и имевших на момент введения в действие названного Федерального закона стаж, необходимый для установления пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста (пенсии за выслугу лет), означает, по существу, отмену для этих лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями статей 1 (часть1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть2) Конституции РФ.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и на должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение, создаст неравенство при реализации права на досрочное назначение пенсии, и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2), ч.1 ст.39, части 2 и 3 ст.55 Конституции РФ.

В отношении Пивоварова условие о выработке не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, соблюдается, так как неоспариваемый ответчиком стаж его работы на должностях, связанных с преподавательской деятельностью, составляет 19 лет 9 месяцев 11 дней с учетом включенного периода работы в ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -3 года 15 дней, всего 22 года 9 месяцев 25 дней.

Таким образом, Пивоваров Е.В. имеет право на зачет периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в специальный стаж.

Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период нахождения Пивоварова Е.В. на курсах повышения квалификации подлежит зачету в специальный стаж по следующим основаниям.

Пивоварова Е.В. в указанные периоды находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Ранее действовавшее законодательство (до ДД.ММ.ГГГГ - Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ) не предусматривало никаких ограничений для включения периодов трудовой деятельности, связанных с прохождением курсов повышения квалификации, в стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

Поэтому, не включение в специальный стаж вышеуказанного периода со ссылкой на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривало включение время обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности. Пивоварову подлежит зачету стаж повышения квалификации для исчисления специального стажа.

С учетом изложенного, суд приходит к мнению о том, что на момент обращения Пивоварова Е Е.В. в Управление Пенсионного Фонда РФ в Смоленском районе с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, специальный стаж составлял 26 лет 1 месяц 10 дней.

В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца Пивоварова возникло на указанную дату.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пивоварова Е. В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Смоленском районе Алтайского края засчитать в стаж Пивоварова Е. В., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период прохождения службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прохождение курсов повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в МОУ ДОД «Смоленская ДЮСШ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Смоленском районе Алтайского края в пользу Пивоварова Е. В. государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Смо­ленский районный суд Алтайского края в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

Судья