о признании незаконным решения



                                                                                                                     Дело № 2-435/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское       15 декабря 2011 года.

Смоленский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Климович Т.А., при секретаре Лобановой Н.А., с участием заявителя Лессер С.О., представителя администрации Смоленского района Бокряжовой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Лессер Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лессер С. О. о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Смоленского района Алтайского края от 12 августа 2011 года, обязании администрации Смоленского района Алтайского края выплатить субсидию по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» в сумме 947 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Лессер С.О. обратился в Смоленский районный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Смоленского района Алтайского края от 12 августа 2011 года обязании администрации Смоленского района Алтайского края выплатить субсидию по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» в сумме 947000 рублей, ссылаясь на то, что в 2010 году, он был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, и впоследствии включен в список участников целевой программы на 2011 год в рамках федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года». В 2011 года ему было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности в размере 947 000 руб. Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил из администрации Смоленского района письмо с отказом в выделении субсидии, в котором указано на необходимость вернуть полученные им денежные средства по свидетельству. Основанием отказа в выплате субсидии явилось представление счетной палаты Алтайского края. На основании изложенного, просил удовлетворить его требования в полном объеме.

В судебном заседании Лессер С.О., поддержал заявленные требования, суду пояснил, что, на открытый на его имя счет, он получил часть денежных средств, положенных ему в качестве субсидии. Однако не может воспользоваться данными денежными средствами, так как необходимо разрешение из администрации. В настоящее время у него выполнен ряд работ по строительству, а именно заложен фундамент, поставлены стены, выставлены стропила под крышу и обрешетка, работы пришлось приостановить, в виду отсутствия денежных средств, он не может реализовать свое право на строительство жилья, поскольку счет где находятся денежные средства, заблокирован. Он не согласен с представлением счетной палаты, а так же с решением администрации Смоленского района об отказе в выплате ему субсидии, так как он на момент получения субсидии был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и поэтому имеет право на получение субсидии.

Представитель администрации Смоленского района Алтайского края Бокряжова Н.А. в судебном заседании не возражала относительно требований заявителя, суду пояснила, что выплата субсидий была приостановлена по причине принесенного Счетной палатой Алтайского края представления по результатам проверки исполнения бюджета муниципального образования Смоленский район за 2010 год в результате которой были установлены нарушения. Однако администрация не согласна с представлением в части установленных нарушений при назначении субсидий гражданам нуждающимся в улучшении жилищных условий, представление Счетной палаты Алтайского края от 28 июля 2011 года ими обжаловано в Арбитражный суд Алтайского края. В настоящее время производство по их заявлению, о признании недействительным предписания Счетной палаты Арбитражным судом прекращено. В настоящее время у администрации не имеется обоснованных возражений относительно требований заявительницы.

Третье лицо Лессер Т.Г. в судебном заседании просила суд удовлетворить требования заявителя, поскольку они законны и обоснованны.

Выслушав пояснения заявителя, представителя администрации Смоленского района Алтайского края, третьего лица, обозрев подлинники документов, изучив письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов участвующих в деле лиц.

Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" следует, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

      В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, если физическое лицо, в отношении которых вынесено определенное требование или решение, считает, что оно нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. (Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 213-О)

     В судебном заседании установлено, что согласно протокола заседания жилищной комиссии администрации Кировского сельского совета от 12 октября 2010 года (л.д._____ приобщенного в судебном заседании) принято решение о включении Лессер С.О. в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанный список утвержден постановлением главы сельского совета (л.д._________).

На основании постановления № 13 от 23 января 2009 года, установлена учетная норма и норма предоставления жилой площади по договору социального найма, для семьи из двух человек-42 кв.м. (л.д. 14).

Согласно протокола заседания жилищной комиссии администрации Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 12-14) принято решение о признании Лессер С.О. участником программы « Социальное развитие села до 2012 года» на 2011 год по категории молодые семьи и молодые специалисты.

Однако согласно протокола заседания жилищной комиссии администрации Смоленского района от 12 августа 2011 года(л.д.16-17 ) администрация отказывает Лессер С.О. по причине того, что он необоснованно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, представлением Счетной палаты администрации указано на нарушения, в связи с чем Лессер С.О. уведомлением председателя комиссии от 24 августа 2011 года (л.д.18) сообщено о необходимости вернуть полученную субсидию.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законом Алтайского края от 10.03.2004 N 5-ЗС (ред. от 11.06.2009) "Об утверждении краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" (принят Постановлением АКСНД от 05.03.2004 N 46)), была утверждена краевая целевая а "Социальное развитие села до 2012 года".

В рамках данного этапа на федеральном и краевом уровнях принят ряд нормативных документов, регулирующих выделение средств государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья, софинансирование мероприятий, направленных на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры, таких как постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858", постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 144 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности", постановление Администрации Алтайского края от 9 июля 2008 года N 276 "Об организации строительства (приобретения) жилья в сельской местности за счет бюджетных средств и собственных средств граждан в рамках реализации краевой целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" и ряд других

В соответствии с п. 14 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 N 144, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим условиям: а) постоянное проживание гражданина в сельской местности; б) документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации; в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пункт 3.1. предусматривает, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

постоянное проживание в сельской местности;

документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;

признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий. (Постановление Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N 246 "Об утверждении Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам").

Так же, согласно п. 3.9. гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления поселения по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы с приложением следующих документов:

копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты (договора займа (кредита) с кредитной организацией, договора займа с другим юридическим лицом, договора займа с физическим лицом, заверенного в установленном порядке, выписки с лицевого счета по банковскому вкладу), счета-фактуры и накладных за приобретенные строительные материалы в случае строительства индивидуального жилого дома;

выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета;

документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; и т.д. (Постановление Администрации Алтайского края от 10.06.2009 N 246 "Об утверждении Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам")

Органы местного самоуправления поселений проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в реализации мероприятий Программы, и направляют их в администрацию муниципального района с приложением указанных документов. При выявлении заведомо недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления поселений возвращают их заявителю с указанием причин возврата. (п. 3.11. Порядка)

Администрация муниципального района проверяет правильность оформления документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, а также достоверность содержащихся в них сведений, формирует районный список граждан - получателей социальных выплат и утверждает его. (п. 3.12)

Администрация муниципального района контролирует на местах использование средств по целевому назначению.(п.3.13)

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края проверяет представленные администрациями муниципальных районов списки на предмет их соответствия условиям Программы, формирует сводный список и утверждает его, а также уведомляет администрацию муниципального района о принятом решении для доведения до органов местного самоуправления поселений информации о включении граждан в указанные списки.

Органы местного самоуправления поселений доводят до граждан информацию о включении их в списки получателей социальных выплат.(п.3.14).

В целях реализации федеральной целевой программы, заявление Лессер С.О. о получении субсидии на улучшение жилищных условий было удовлетворено и администрация Смоленского района приняла решение о включении семьи Лессер С.О. в список участников мероприятий на улучшение жилищных условий в 2011 году согласно очередности, установленной в районе, для строительства жилья в сельской местности в рамках указанной программы.

Так же Лессер С.О. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 191, подтверждающее, что в соответствии с Программой ему предоставлена социальная выплата в размере 947 000 рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета в размере 669 000 рублей, средств бюджета субъекта РФ в размере 278 000 руб. (л.д. 15).

Согласно же ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражении, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В данном случае, такими доказательствами, являются только письменные доказательства, что прямо предусмотрено законом.

Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. При оценке доказательств а именно при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Что касается отказа администрации Смоленского района в выплате субсидии на строительство жилья Лессер С.О. то суд полагает, что отказ является незаконным по следующим основаниям.

Пункт 3.17 Порядка предоставления…….., предусматривает, что перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилое помещение;

При вынесении решения об отказе в выплате субсидии, в основу принимаемого решения, было положено то обстоятельство, что в связи с проведенной проверкой Счетной палаты Алтайского края в администрации Смоленского района, выявлены нарушения, и вынесено предписание.

Однако согласно определения Арбитражного суда в судебном заседании установлено, что представление счетной палаты не обладает признаками ненормативно правового акта, …. и не порождает для лиц, которым адресовано, правовых последствий.

Исследовав обстоятельства дела, доводы участников процесса в их совокупности, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у администрации Смоленского района Алтайского края не имелось законных оснований к отказу в выплате субсидии на строительство жилого помещения Лессер С.О., участнику федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", в размере представленной субсидии в сумме 947 000 рублей, все необходимые документы для получения субсидии были представлены; Лессер С.О., и члены его семьи в установленном порядке признаны нуждающимися в жилом помещении, жилое помещение по договору социального найма им предоставлено не было, субсидия была предоставлена.

Решений о том, что Лессер С.О. и члены его семьи не нуждаются в улучшении жилищных условий, администрацией не принималось, с учета Лессер С.О. не снимался.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании представитель администрации Смоленского района не представил суду доказательств законности принятого решения об отказе в выплате субсидии, а так же доказательств того, что принятое администрацией решение не нарушило права и свободы заявителя и членов его семьи.

Часть 1 ст. 258 ГПК РФ, предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Следовательно суд полагает необходимым удовлетворить требования заявителя Лессер С.О. об обязании администрации Смоленского района выплатить субсидию в сумме 947 000 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В данном случае, расходы заявителя, по оплате государственной пошлины, подлежат возмещению администрацией Смоленского района Алтайского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     Требования Лессер С. О. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии и отказ администрации Смоленского района Алтайского края от 12 августа 2011 года в выплате предоставленной социальной субсидии незаконным.

Обязать администрацию Смоленского района Алтайского края выплатить субсидию по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» в сумме 947 000 рублей по свидетельству на имя Лессер С. О..

Взыскать с администрации Смоленского района Алтайского края в пользу Лессер С. О. судебные расходы в сумме 200 руб. 00 коп.

     Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена 19 декабря 2011 года.

       Судья