о возложении обязанности очистить земельный участок



                                                                                                                             Дело № 2- 142/2012

Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

с. Смоленское                      16 мая 2012 года.         

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи        Климович Т.А.

при секретаре                                    Лобановой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Смоленского района Алтайского края Куксина И.С.,

представителя ответчика Администрации Смоленского сельсовета Жаркова Б.А., представителя третьего лица Рехтиной Л.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления и возложении обязанности очистить земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Смоленского района обратился в суд с вышеуказанным иском. В заявлении ссылался на то, что согласно акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 10.04.2012 в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес>, с.Смоленское, ул.Заводская, 139 «а» имеется несанкционированная свалка, которая образована в результате сброса твердых бытовых отходов на почву (пищевые отходы, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, отходы от уборки территории, золошлаковые отходы и т.д.) в объеме примерно 2-3 м3. Территория не убирается длительное время, в связи, с чем в результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека. Так как свалка несанкционированная, при сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.Согласно сведениям информационного ресурса, Публичной кадастровой карты, являющегося справочно-информационным сервисом для предоставления пользователям сведениям Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации, территория, на которой расположена свалка, на кадастровой учет не поставлена. Следовательно, каким-либо лицам не предоставлена, в том числе для размещения свалки бытовых отходов.Таким образом, обязанность по принятию мер по организации, сбору и вывозу бытовых отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес> «а» возложена на администрацию Смоленского сельсовета.

Просит признать признать незаконными бездействия администрации Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края по непринятию мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес> «а». Обязать администрацию Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края организовать работу по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и ликвидировать несанкционированную свалку в объеме 2-3 м3, расположенную в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес> «а».

В судебном заседании заместитель прокурора Куксин И.С. действующий от имени истца, поддержал исковые требования в полном объеме. В обоснование своих требований, ссылался на те же доводы, что изложены в исковом заявлении.

Представители ответчика Администрации Смоленского сельсовета Жарков Б.А., исковые требования истца, не признал, суду пояснил, что в связи с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был объявлен месячник по благоустройству Смоленскому сельсовету. Данное постановление было опубликовано в газете «Смоленские вести» от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время указанная территория убрана. Уборка была произведена ДД.ММ.ГГГГ. Он просит приобщить к материалам дела копию постановления, газету и фотографию с участка местности, на котором находился мусор. В иске прокурору просит отказать.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Светском, Смоленском и Солонешенском районах- Рехтина Л.М. в судебном заседании просила приобщить к материалам дела отзыв на иск, согласно которого полагает, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Алтайского края, в судебное заседание не явился, заместитель начальника управления предоставил отзыв на исковое заявление, (л.д.20-22), согласно которого указал, что исковые требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. В отзыве просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Управление Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание своего представителя не направили, о дате и времени судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили, не просили об отложении судебного заседания.

Суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, с вынесением решения.

         Выслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 35 «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности с учётом ближайших и отдалённых экологических, экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды», при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учётом требований в области охраны окружающей среды, санитарно- гигиенических норм и градостроительных требований. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 51, 52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно- защитные зоны.

В судебном заседании установлено, что согласно акта проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес> «а» имеется несанкционированная свалка, которая образована в результате сброса твердых бытовых отходов на почву (пищевые отходы, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, отходы от уборки территории, золошлаковые отходы и т.д.) в объеме примерно 2-3 м3. Территория не убирается длительное время, в связи, с чем в результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека. Так как свалка несанкционированная, при сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.(акт на л.д.6-9, с фототаблицей).

Согласно сведениям информационного ресурса, Публичной кадастровой карты, являющегося справочно-информационным сервисом для предоставления пользователям сведениям Государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации, территория, на которой расположена свалка, на кадастровой учет не поставлена. (л.д.10).

Следовательно, каким-либо лицам не предоставлена, в том числе для размещения свалки бытовых отходов.Таким образом, обязанность по принятию мер по организации, сбору и вывозу бытовых отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес> «а» возложена на администрацию Смоленского сельсовета.

Согласно пунктов 2.2, 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30 мая 201 года, участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утверждённым генеральным планом или проектом, при этом следует учитывать климатогеографические условия местности. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В нарушении указанных требований на территории Смоленского сельсовета расположена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов не отвечающая предъявляемым требованиям: участок под размещение свалки ТБО в установленном порядке не отведён, отсутствует разрешение на его создание; гидрологические и другие исследования участка не проводились; объект размещён на территории населённого пункта.

Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Кроме этого, эксплуатация указанной свалки может привести к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки в указанном районе, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

В илу ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами производства; определения места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основании специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

Статьей 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из п. 19 ст. 3 Устава муниципального образования Смоленский сельсовет Смоленского района Алтайского края к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Учитывая, что земельный участок, на территории которого расположена несанкционированная свалка, относится к ведению ответчика Администрации Смоленского сельсовета, то обязанность устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации полигона складирования твёрдых бытовых отходов, расположенного на территории Смоленского сельсовета Смоленского района Алтайского края должна быть возложена именно на него.

Соответственно, невыполнение ответчиком указанных требований природоохранного законодательства, нарушает права граждан, в частности, неопределенного круга - жителей поселения, иных граждан, на защиту их жизни, здоровья.

В силу ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В пределах своей компетенции прокуратура осуществляет надзор, как за исполнением законов, так и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Однако в судебном заседании было установлено, что указанная свалка ликвидирована в результате проведения месячника по благоустройству, что подтверждается доказательствами, представленными представителем ответчика.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат, в связи с добровольным исполнением ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Смоленского сельсовета об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления и возложении обязанности очистить земельный участок расположенный в 12 метрах восточнее здания по адресу <адрес> «а», отказать, в связи с добровольным исполнением требований.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края, в течение одного месяца.

          

Судья