о возложении обязанности разработать проект



                                                                                           

                                                         Дело № 2-44/2012

                                                                                                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское                                                                                               09 апреля 2012 года.                                                                                                                

Смоленский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи                                                                        Климович Т.А.,

при секретаре                          Лобановой Н.А.,            

с участием заместителя прокурора Смоленского района                           Куксина И.С.,          

ответчика                                                                                                           Тырышкина А.А.,

представителя ответчика Червяковой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Тырышкину А.А. о возложении обязанности разработать проект по расчистке русла реки Катунь в районе <адрес>

у с т а н о в и л :

      Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Тырышкину А.А. о возложении обязанности разработать проект по расчистке русла реки Катунь в <адрес>, в процессе рассмотрения гражданского дела уточнил исковые требования и в окончательной редакции просил суд возложить на индивидуального предпринимателя Тырышкина А.А. обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект по расчистке русла реки Катунь на участке определенном решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий требованиям законодательства о животном мире, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ссылаясь на то, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой изучены материалы, на основании которых Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ИП Тырышкину А.А. выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, с целью проведения работ по расчистке русла реки Катунь в 4 км. Выше по течению от <адрес>. Отделом водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация указанного Решения, о чем в государственном водном реестре сделана запись -ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РББВ-С-2010-00150/00. Срок водопользования определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

      В соответствии с п. 5 ст. 23 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре. Таким образом, вышеуказанное решение вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ и является действующим.       

     Согласно ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передала субъектам РФ ряд полномочий в области водных отношений, в том числе: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что к мерам по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий относятся работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков.

      Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Отдел водных ресурсов Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выдав ИП Тырышкину А.А. решение о предоставлении реки Катунь с целью расчистки русла и проведя его регистрацию в государственном водном реестре, уполномочили предприятие на проведение мероприятия по предотвращению негативного воздействия реки Катунь в виде расчистки её русла.

      Расчистка ИП Тырышкиным А.А. русла реки Катунь предполагает изменение дна и берегов данного водного объекта. В соответствии со ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

      Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ проведение работ по увеличению пропускной способности русла рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков предусмотрено на основании проектов. Следовательно, проведение работ по расчистке русла реки Катунь должно осуществляться ИП Тырышкиным А.А. на основании проекта, отвечающего требованиям в области охраны окружающей среды.

      В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, проведение строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций, гидротехническое строительство и любые другие работы, включая реабилитационные, на водоемах и в зонах санитарной охраны допускаются только при положительном заключении органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

     Таким образом, наличие в проекте по расчистке русла реки Катунь обоснования безопасности проводимых работ с точки зрения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также положительного санитарно-эпидемиологического заключения по нему является обязательным.

      В соответствии со ст. 22 ФЗ «О животном мире» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. По Правилам согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации.

     Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с приложением к ней: документации, обосновывающей размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпроектная документация, проектная документация и
проекты технической документации; данных об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов; сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п.п. 3. 4 Правил). Однако проект по расчистке русла реки Катунь, соответствующий положениям природоохранного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения ИП Тырышкиным А.А. не разработан, в связи с чем, не представляется возможным установить какие конкретно работы должны быть произведены им при расчистке русла, каково их воздействие на водный объект и обитающие в нем водные биологические ресурсы. Отсутствие разработанного проекта по расчистке русла реки Катунь делает невозможным процесс контроля за фактическим производством работ.       

      Отсутствие у ИП Тырышкина А.А. разработанного проекта по расчистке русла реки Катунь, с описанием в нем планируемых работ, способа их выполнения, оценки воздействия на окружающую среду, согласованного в установленном порядке с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за использованием и охраной объектов животного мира может повлечь неконтролируемые изменения водного баланса реки, негативно сказаться на обитающем в нем растительном и животном мире, а также повлечь необоснованное изъятие песчано-гравийной смеси, являющейся общераспространенным полезным ископаемым. Изложенное создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц, что недопустимо.

        Так же прокурор ссылался на положения ст. 45 ГПК РФ, согласно которых, прокурор имеет право обратиться в суд за защитой прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

       В силу ст. 36 Водного кодекса РФ река Катунь находится в федеральной собственности. Поскольку осуществление водопользования с целью расчистки русла реки Катунь осуществляется с нарушением действующего законодательства, прокурор имеет право обратиться с данным иском и в интересах Российской Федерации.

         Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Краевое автономное учреждение «Государственная экспертиза <адрес>» и Алтайское открытое акционерное общество по проектированию объектов водохозяйственного и мелиоративного назначения «Алтайводпроект».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Управление Роспотребнадзора по <адрес> исключено из числа третьих лиц по делу.

       В судебном заседании заместитель прокурора Смоленского района Алтайского края Куксин И.С. поддержал заявленные уточненные исковые требования, просил обязать ИП Тырышкина А.А. в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект по расчистке русла реки Катунь на участке, определенном решением о предоставлении водного объекта в пользование , соответствующий требованиям законодательства о животном мире, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в обоснование иска ссылался на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении.

      Ответчик Тырышкин А.А. в судебном заседании, исковые требования, заявленные Алтайским межрайонным природоохранным прокурором, не признал, суду пояснил, что он проводит работы на средства, которые не идут из бюджета субъекта РФ, затрачивает только личные средства, кроме того, его деятельность по расчистке русла реки Катунь происходит только в зимний период, и все его работы производяться строго в рамках действующего законодательства.

      Представитель ответчика Червякова О.Н. в судебном заседании поддержала позицию ответчика, пояснив, что прокурор применил одну и ту же норму - Приказ МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ к разным отношениям и для разных целей, которые не связаны друг с другом, а именно - отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, поэтому требуется проектно-сметная документация для обоснования затрат и включения данных расходов в соответствующий бюджет РФ на следующий год и отношения, связанные с привлечением частных средств, где отсутствует необходимость разработки проектно-сметной документации по расчистке русла реки. Работы по расчистке русла реки Катунь, проводимые ИП Тырышкиным А.А. не финансируются средствами федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, работы осуществляются за счет средств индивидуального предпринимателя, что не противоречит законодательству и исключает применение норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ, положений приказа Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ . Работы по расчистке русла реки проводятся в зимний период на отмелях, не покрытых водой, что исключает факт загрязнения вод взвешенными частицами. В связи с чем, довод прокурора о возможном загрязнении водных ресурсов является предположением и не подтверждается химическими анализами или другими документами. Мероприятия по расчистке русла реки не относятся к работам по капитальному строительству, реконструкции или капитальному ремонту. При расчистке русла реки также не предполагается размещение хозяйственных и других объектов капитального характера. Водопотребления при проведении работ по расчистке русла реки не осуществляется. Для разработки проектно-сметной документации при расчистке русла реки Катунь отсутствует предмет проектирования, отсутствует основание для выдачи технического задания, отсутствует цель. Кроме того, при использовании частных вложений отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий обязанность разработать проектно-сметную документацию. Предположениям прокурора о негативном воздействии на окружающую среду противостоит положительное гидрологическое заключение Лаборатории русловых процессов рек Алтая ГУ «Алтайский ЦГМС» в котором сказано, что добыча открытым способом песка объемом 20 тыс. куб. м. с использованием экскаватора не принесет вреда окружающей среде и животному миру. Положительное гидрологическое заключение это и есть по своей сути проект расчистки русла реки. Поскольку расчистка русел рек не относится к работам по капитальному строительству, реконструкции или капитальному ремонту, то не требуется и заключение государственной экспертизы. Государственной экспертизе не подлежат расчистки русел рек в соответствии с письмом Государственной экспертизы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Расчистка русел рек не является деятельностью, осуществление которой допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам. Кроме того, срок, в течение которого прокурор просит обязать ответчика разработать проект и получить положительное заключение на проектно-сметную документацию, очень мал, поскольку минимальный срок осуществления всех заявленных прокурором требований составляет не менее одного года. Просила отказать в иске.

      Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Суд в соответствии с ч. 3 с. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

      В письменном возражении, поступившем в адрес суда от представителя третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, указывается на то, что с заявленными исковыми требованиями управление не согласно в связи с тем, что в соответствии со ст. 23 Водного кодекса постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Пунктом 10 данных Правил предусмотрен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование. Требовать от заявителя предоставления документов (проекта расчистки и положительного санитарно-эпидемиологического заключения), не предусмотренных данными Правилами, не допускается. Согласно п. 2.3 решения от ДД.ММ.ГГГГ в условия использования водного объекта разработка проектной документации не включена. Указанное решение управления вступило в законную силу с момента его регистрации ДД.ММ.ГГГГ, является действующим, в установленном законом порядке не оспорено и не отменено. Кроме того, типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ также не содержит требования о разработке проекта. Кроме того, применение приказа МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ к отношениям, которые не связаны с расходованием бюджетных средств, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют работы за свой счет, является ошибочным. При использовании частных вложений отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий обязанность разработать проектно-сметную документацию.

      Представитель третьего лица ЗАО ПИИ «Алтайводпроект» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

      Третье лицо Краевое автономное учреждение «Государственная экспертиза <адрес>» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, суд о причинах неявки своего представителя не известило.

      Суд в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав участвующих в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства в их совокупности, разрешая дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела       ДД.ММ.ГГГГ решением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о предоставлении водного объекта в пользование, индивидуальному предпринимателю Тырышкину А.А. предоставлен в пользование водный объект для проведения работ по расчистке русла реки Катунь в 4 ем. Выше по течению от села Катунь в <адрес>. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение зарегистрировано Отделом водных ресурсов по <адрес> Верхне-Обского БВУ ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РББВ-С-2010-00150/00 (л.д. 13-19).

      В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных вод и (или) дренажных вод; 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами; 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъема затонувших судов: 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей; 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

     Перечень аналогичных целей, в связи с которыми могут предоставляться водные объекты в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование предусмотрен и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

     Данный перечень является исчерпывающим, иных оснований предоставления водных объектов для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, с целью расчистки русла реки, законом не предусмотрено.

     Согласно ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.

      В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>» предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, в пользование на основании решений осуществляет управление природных ресурсов.

      Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила «О подготовке и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», которыми установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 10 Правил). В соответствии с п. 17 Правил предоставление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно п. 18 Правил, требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, не допускается.

      Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в пределах полномочий, закрепленных п. 1 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ и на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» приняло вышеуказанное решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Тырышкину А.А. водного объекта реки Катунь в пользование с целью проведения работ по расчистке русла реки за счет собственных средств.

      В соответствии с п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ проведение работ по расчистке русла реки Катунь должно производится при выполнении определенных условий. Так на водопользователя возложены обязанности: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии расположенные на водном объекте и эксплуатируемые водопользователем иные сооружения, связанные с использованием водного объекта; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на реке Песчаная в районе проведения работ по расчистке русла; не осуществлять на водном объекте работы, приводящие к изменению его естественного водного режима; осуществлять работы по выемке грунта при следующих условиях: общая площадь акватории, в пределах которой проводятся руслоочистительные работы на участке, должна составлять 0,15 м2, работы проводить ежегодно с 15 июля (после прохождения весенне-летнего половодья) по март следующего года, объем извлекаемой ПГС не должен превышать 20 тыс. м3 в год; складировать ПГС за пределами прибрежной защитной полосы реки Катунь на участке по адресу <адрес>; предотвращать загрязнение водного объекта нефтепродуктами, исключать хранение на участках работ горюче-смазочных материалов и хозбытовых отходов; работы по расчистке русла реки Катунь прекращать во время нереста рыб, а также возложено исполнение других обязанностей.

      Из содержания п. 2.3 данного решения Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о предоставлении водного объекта в пользование и.п. Тырышкину А.А., а также из содержания других пунктов решения, не следует, что на водопользователя возложена обязанность о необходимости разработки проекта по расчистке русла реки Катунь.

      Указанное решение Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> вступило в законную силу с момента его регистрации ДД.ММ.ГГГГ и является действующим, в установленном законом порядке никем не оспаривалось и не отменено.

      Ссылки прокурора в исковом заявлении и в судебном заседании на то, что обязанность по разработке проектной документации установлена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации», по мнению суда, являются необоснованными.

      Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, разработан в соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

      В соответствии с п.п. 1 п. 2 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, расчистка русла рек относится к перечню мер, осуществляемых для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. К перечню таких мероприятий в соответствии с данным пунктом, отнесено, в том числе: увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы.

      Вместе с тем, указанный приказ об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации распространяет свое действие на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, и, исходя из толкования положений данного приказа, не следует, что его действие распространяется и на юридических лиц, которым в установленном порядке предоставлен водный объект в пользование и обязывает этих лиц разработать проектную документацию с целью осуществления работ по расчистке русел рек.

      Таким образом, Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений разработан в соответствии с п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета и применяется в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Применение Приказа Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ к отношениям, которые не связаны с расходованием бюджетных средств, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют работы за свой счет, является не верным.

      При использовании бюджетных средств законодатель в п. 2.3.2 приказа Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по формированию бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2011 год и на плановый перио<адрес> 2013 годов» закрепил обязательное наличие проектно-сметной документации, для обоснования затрат и включения данных расходов в соответствующий бюджет РФ на следующий год (период).

      При использовании частных вложений отсутствует нормативно-правовой акт, предусматривающий обязанность разработать проектно-сметную документацию.

      Следовательно, довод, изложенный в иске о том, что проведение работ по расчистке русла реки Катунь, должно осуществляться на основании проекта, отвечающего требованиям в области охраны окружающей среды, является ошибочным и не основан на фактически установленных судом обстоятельствах дела. Данный довод основывается только на предположении о возможном нанесении вреда окружающей среде, при этом каких-либо доказательств, подтверждающих причинение такого вреда, не представлено.

      Кроме того, мероприятия по расчистке русла реки не относятся к работам по капитальному строительству, реконструкции или капитальному ремонту. При расчистке русла реки Катунь не предусмотрено строительства каких-либо объектов, следовательно, запрет, установленный п. 2 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на который делается ссылка прокурором, на строительство и реконструкцию зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, на проводимые ответчиком работы по расчистке русла реки Катунь не распространяется.

      Согласно ответу на запрос суда из ЗАО ПИИ «Алтайводпроект» (л.д. _______) следует, что для защиты территорий населенных пунктов, сельскохозяйственных земель, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры от затоплений при разливах рек и озер во время половодий и паводков проводят ряд мероприятий, в том числе, и повышение пропускной способности русла реки за счет русловыправительных работ. Основным способом русловыправительных работ является расчистка русла реки. Расчистка, представляет из себя работы по удалению из русла как кустарниково-древесной растительности, топляков, коряг, камней, так и отложений донных наносов грунтов различных фракций с использованием экскаваторов, земснарядов и другой техники. Расчистка русла реки изменяет положение дна и берегов водных объектов и является дноуглубительной работой, при этом углубление русла предпочтительнее расширения.

      Также согласно ответу на запрос Управления природных ресурсов из ЗАО ПИИ «Алтайводпроект» о необходимости разработки проектно-сметной документации при предоставлении водного объекта в пользование, сообщается, что в связи с тем, что расчистка русла реки не является объектом капитального строительства и для её осуществления не требуется разрешение на строительство (п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), то, соответственно, нет надобности и в разработке проектной документации. Гидрологическое заключение о возможности проведения работ по добыче песка без нанесения ущерба водному объекту является достаточным документом для предоставления водного объекта в пользование на отдельном, строго фиксированном участке реки при условии: соблюдения установленного заключением объема и технологии изъятия песка; проведения работ в установленный заключением период, без забора воды из водного объекта, без сброса сточных вод, осуществления работ по заправке и ремонту землеройной техники вне водоохраной зоны реки; выполнения контроля за соблюдением условий решения о предоставлении водного объекта в пользование, условий лицензии на добычу песка, требований и условий гидрологического заключения со стороны уполномоченных органов; ограничения срока действия гидрологического заключения 1-2 годами в зависимости от природных условий объекта, что должно быть указано в тексте заключения.

      Таким образом, положительное гидрологическое заключение это и есть тот документ, на основании которого производится расчистка русла реки.

      Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в связи с расчисткой русла реки ответчиком планируется строительство, реконструкция каких-либо объектов, либо размещение хозяйственных и иных объектов, внедрение новых технологических процессов, влияющих на водные биологические ресурсы и среду их обитания, либо им уже размещены данные объекты или внедрены новые технологические процессы, прокурором суду не представлено.

      При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для возложения на индивидуального предпринимателя Тырышкина А.А. обязанности разработать проект по расчистке русла реки Катунь на участке определенном решением о предоставлении водного объекта в пользование т ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий требованиям законодательства о животном мире, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать.

      На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, заявленных в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Тырышкину А.А. о возложении обязанности по разработке проекта по расчистке русла реки Катунь на участке определенном решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ соответствующего требованиям законодательства о животном мире, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отказать.       

     Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения, которая изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

     

       Судья