устранение правил пожарной безопасности



                                                                                                                                       Дело № 2-183/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское         30 мая 2012 года.                                                                                                                  

         Смоленский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Климович Т.А., при секретаре Лобановой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Смоленского района Алтайского края Куксина И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новотырышкинского сельсовета о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности

у с т а н о в и л :

        Прокурор Смоленского района обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности сельского поселения было установлено, что территория населённых пунктов, входящих в Новотырышкинский сельсовет (<адрес>), не очищена от горючей сухой растительности (п. 11,21 ППБ 01-03), в указанных населённых пунктах отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам (п. 90 ППБ 01-03). Наличие на территории населённых пунктов горючей сухой растительности, отсутствие указателей по направлению движения к водоисточникам ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого числа лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поэтому для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, прокурор просила обязать Администрацию Новотырышкинского сельсовета <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, очистить территорию населённых пунктов, входящих в Новотырышкинский сельсовет (<адрес>) от горючеё сухой растительности, установить в данных населённых пунктах указатели по направлению движения к водоисточникам.

        В судебном заседании зам. прокурора Куксин И.С. поддержал заявленные исковые требования, обоснование ссылался на те же доводы, что изложены в исковом заявлении. Просил об их удовлетворении.

       Представитель ответчика Администрации Новотырышкинского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного извещался надлежащим образом, До судебного заседания предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором указала, что против удовлетворения исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица территориального отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ признал неявку представителя ответчика и представителя третьего лица неуважительной и определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

        Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану
здоровья.

        В судебном заседании установлено, что при проверке соблюдения требований противопожарного законодательства в деятельности сельского поселения зам. прокурора Смоленского района Куксиным И.С. совместно с государственным инспектором <адрес> и районов по пожарному надзору Л. и главы Администрации Новотырышкинского сельсовета А. установлено, что территория населённых пунктов, входящих в Новотырышкинский сельсовет не очищена от горючей сухой растительности; отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам (л.д. 6-7).          

        Закон РФ «О безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ определяет, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом статьей 4 данного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со ст. 8 указанного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.

        Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства условия, установленные в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

        Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

       реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;

        создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов;

        оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на неё задач;

      создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

       организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

       принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;

       обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны (п. 11 ППБ 01-03).

        Как следует из п. 21 указанных правил территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

     У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03).

         В нарушении указанных требований на территории населённых пунктов имеется наличие горючей сухой растительности, отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам.

        Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.

        В соответствии со ст. 20, ст. 34 ФЗ № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.

        Статья 37 указанного федерального закона предусматривает, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций
осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

        В соответствии со ст. 34 данного федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

        В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

        Согласно пунктам 17,31 Устава муниципального образования Новотырышкинский сельсовет <адрес>, принятого Собранием депутатов Новотырышкинского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 10-14 следует, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

        Принцип приоритета мер предупреждения терроризма согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» является одним из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности находящихся в учреждении людей создает условия для террористических актов, последствиями которых является массовая гибель людей, уничтожение имущества.

          В силу ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

        В пределах своей компетенции прокуратура осуществляет надзор, как за исполнением законов, так и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

        В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

        Поскольку судом установлено, что в деятельности сельского поселения Администрации Новотырышкинского сельсовета имеются нарушения требований пожарной безопасности, которые препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, а бездействием Администрации Новотырышкинского сельсовета по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности нарушаются права неопределённого круга граждан на безопасные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.

        В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        Поскольку в судебном заседании представитель ответчика не явился, не высказал свою позицию в части разумности сроков, а также учитывая мнение прокурора, настаивавшей об установлении разумных сроков для устранения выявленных нарушений, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить сроки для исполнения решения суда в течении 10 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

        Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новотырышкинского сельсовета об устранении нарушений правил противопожарной безопасности удовлетворить.

        Обязать Администрацию Новотырышкинского сельсовета Смоленского района Алтайского края в течении 10 дней, со дня вступления решения в законную силу, очистить территорию населённых пунктов, входящих в Новотырышкинский сельсовет (<адрес>) от горючей сухой растительности, установить в населённых пунктах, входящих в Новотырышкинский сельсовет (<адрес>) указатели по направлению движения к водоисточникам.

     Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца.

     Судья