об устарнении нарушений правил пожарной безопасности



                                                                                                                                       Дело № 2-187/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Смоленское         04 июня 2012 года.                                                                                                                  

        Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Климович Т.А., при секретаре Фефеловой Н.И.,

с участием заместителя прокурора Смоленского района Алтайского края Куксина И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Обского сельсовета о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности

у с т а н о в и л :

         Прокурор Смоленского района обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к выполнению мероприятий, направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности указывая, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности сельского поселения было установлено, что территория населённых пунктов, входящих в Верх-Обский сельсовет (<адрес>), не очищена от горючей сухой растительности (п. 11,21 ППБ 01-03), в указанных населённых пунктах отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам (п. 90 ППБ 01-03). Наличие на территории населённых пунктов горючей сухой растительности, отсутствие указателей по направлению движения к водоисточникам ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого числа лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поэтому для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, прокурор просила обязать Администрацию Верх-Обского сельсовета <адрес> устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, очистить территорию населённых пунктов, входящих в Верх-Обский сельсовет (<адрес>) от горючеё сухой растительности, установить в данных населённых пунктах указатели по направлению движения к водоисточникам.

        В судебном заседании зам. прокурора Куксин И.С. поддержал заявленные исковые требования, обоснование ссылался на те же доводы, что изложены в исковом заявлении. Просил об их удовлетворении.

       Представитель ответчика Администрации Верх-Обского сельсовета в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил.

Представитель третьего лица территориального отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного извещался надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ признал неявку представителя ответчика и представителя третьего лица неуважительной и определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

        Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану
здоровья.

        В судебном заседании установлено, что при проверке соблюдения требований противопожарного законодательства в деятельности сельского поселения зам. прокурора <адрес> Куксиным И.С. совместно с государственным инспектором <адрес> и районов по пожарному надзору Л. и главы Администрации Верх-Обского сельсовета В. установлено, что территория населённых пунктов не имеет наружного освещения в тёмное время суток для быстрого нахождения ПГ, водоёмов, пожарного инвентаря к входам в здания; территория населённых пунктов, входящих в Верх-Обский сельсовет не очищена от горючей сухой растительности; отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам; населённые пункты: <адрес> не обеспечены переносной пожарной мотопомпой (л.д. 6-7).          

        Закон РФ «О безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ определяет, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом статьей 4 данного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со ст. 8 указанного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.

        Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

       реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;

        создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов;

        оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на неё задач;

      создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

       организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

       принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;

       обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны (п. 11 ППБ 01-03).

        Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , требования пожарной безопасности - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства условия, установленные в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

        Как следует из п. 21 указанных правил территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

     У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03).

         В нарушении указанных требований на территории населённых пунктов имеется наличие горючей сухой растительности, отсутствуют указатели по направлению движения к водоисточникам.

        Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.

        В соответствии со ст. 20, ст. 34 ФЗ № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.

        Статья 37 указанного федерального закона предусматривает, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций
осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

        В соответствии со ст. 34 данного федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

        В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

         Согласно пунктам 17,31 статьи 3 Устава муниципального образования Верх-Обский сельсовет <адрес>, принятого Собранием депутатов Верх-Обского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 10-14 следует, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

        Принцип приоритета мер предупреждения терроризма согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» является одним из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности находящихся в учреждении людей создает условия для террористических актов, последствиями которых является массовая гибель людей, уничтожение имущества.

          В силу ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры от имени Российской Федерации возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

        В пределах своей компетенции прокуратура осуществляет надзор, как за исполнением законов, так и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

        В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

        Поскольку судом установлено, что в деятельности сельского поселения Администрации Верх-Обского сельсовета имеются нарушения требований пожарной безопасности, которые препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, а бездействием Администрации Верх-Обского сельсовета по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности нарушаются права неопределённого круга граждан на безопасные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.

        В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        Поскольку в судебном заседании представитель ответчика не явился, не высказал свою позицию в части разумности сроков, а также учитывая мнение прокурора, настаивавшей об установлении разумных сроков для устранения выявленных нарушений, суд считает необходимым, с учётом данных обстоятельств, установить сроки для исполнения решения суда в течении 10 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

        Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Обского сельсовета об устранении нарушений правил противопожарной безопасности удовлетворить.

        Обязать Администрацию Верх-Обского сельсовета Смоленского района Алтайского края в течении 10 дней, со дня вступления решения в законную силу, очистить территорию населённых пунктов, входящих в Верх-Обский сельсовет (<адрес>) от горючей сухой растительности, установить в населённых пунктах, входящих в Верх-Обский сельсовет (<адрес>) указатели по направлению движения к водоисточникам.

      Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд Алтайского края в течение месяца.

       Судья