о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции



                                                                   

                                                                                                                                      Дело № 2-258/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 г.                                                                                                                   с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре                             Фефеловой Н.И.,

с участием прокурора                Куксина И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края о возложении обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,

у с т а н о в и л :

     Прокурор Смоленского района Алтухова Е.Л. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края о возложении обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции указывая, что прокуратурой Смоленского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой в деятельности администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края выявлены нарушения.

     В ходе проверки установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края, в нарушение ч. 1 и ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 г., п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559 «О предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», п. 2 и п. 4 Указа Президента РФ от 18.05.2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственный должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставлении этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования», п. 3 Постановления Администрации Алтайского края от 28.04.2012 г. № 218 «О некоторых вопросах организации и прохождении муниципальной службы в Алтайском крае», не опубликованы на официальной сайте администрации сельсовета или на официальном сайте администрации Смоленского района. Не размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края нарушает права на получение информации неопределенного круга лиц. Просила признать бездействие администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края на официальном сайте сельсовета или официальном сайте администрации Смоленского района, незаконным и обязать администрацию Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края разместить на официальном сайте администрации сельсовета или на официальном сайте администрации Смоленского района сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Куксин И.С. поддержал заявленные требования, в обоснование заявленных требований ссылался на те же доводы, что были изложены в исковом заявлении. Просил удовлетворить иск.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

     Выслушав объяснение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     Согласно представленного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного зам. прокурора Смоленского района Куксиным И.С. установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края не опубликованы на официальном сайте администрации сельсовета и на официальном сайте администрации Смоленского района (л.д. 8).

    В соответствии со списком должностей муниципальной службы в Администрации Солоновского сельсовета на 2012 год, при замещении которых муниципальными служащими предоставляются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в его состав входят: глава сельсовета, заместитель главы администрации, специалист первой категории (л.д. 16).

    Согласно реестру муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, устанавливаемые в органах местного самоуправления, в кадровый состав муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, устанавливаемые Администрацией Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края на ДД.ММ.ГГГГ входят два человека: Колесова Л.М. - зам. главы администрации, Сафронова Л.Ю. - специалист первой категории (л.д. 12-13), на ДД.ММ.ГГГГ в кадровый состав входило три муниципальных служащих: Колесова Л.М. - зам. главы администрации, Галахова Л.А. - главный специалист по финансам, налогам и сборам; Орлова Л.Н. - специалист первой категории (л.д. 14-15).

     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

      Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

     Частью 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

     В соответствии с п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

      Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер по профилактике коррупции является установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

     Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане,       претендующие       на       замещение       должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; 2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской
Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях,     создаваемых Российской     Федерацией     на     основании федеральных законов; 3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными
органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3 настоящей части.

     Пунктом 3 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее по тексту - Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559) предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок: а) гражданами - при назначении на должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 настоящего Положения; б) государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы      в      Администрации      Президента     Российской      Федерации),
предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 настоящего
Положения, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным; в) государственными     служащими, замещающими должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, предусмотренные перечнем должностей, указанным в пункте 2 настоящего Положения, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за
отчетным.

    Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     Аналогичные требования предусмотрены в п. 12 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559, согласно которому, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N561, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа,

     Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» (далее по тексту - Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 561) на официальных сайтах размещаются и общероссийским средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: а) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему     государственную     должность     Российской     Федерации (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и
несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их
пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из
них; б) перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих      на      праве      собственности лицу, замещающему государственную     должность     Российской     Федерации     (федеральному государственному служащему), его супруге (супругу) и несовершеннолетним
детям; в) декларированный годовой доход лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (федерального государственного служащего), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 561 предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящего порядка, размещают на официальных сайтах в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Президентом Российской Федерации, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, федеральными министрами, лицами, замещающими должности федеральной государственной службы в Аппарате Правительства Российской Федерации, а также лицами, замещающими иные государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы.

     В соответствии с п. 3 Постановления Администрации Алтайского края от 28 апреля 2012 года № 218 «О некоторых вопросах организации и прохождения муниципальной службы в Алтайском крае» размещение на официальных сайтах муниципальных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные муниципальными правовыми актами, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также предоставление указанных сведений средствам массовой информации для опубликования осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».

     Судом установлено, что сведения о доходахоб имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края не опубликованы на официальном сайте администрации сельсовета или на официальном сайте администрации Смоленского района, а статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены основные принципы противодействия коррупции, одним из которых является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому, не размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края нарушает права на получение информации неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд признаёт обоснованным и подлежащим удовлетворению заявленное требование прокурора и считает необходимым вынесение решения, обязывающего ответчика разместить информацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края на официальном сайте администрации сельсовета или официальном сайте Администрации Смоленского района.

     В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

     С учётом позиции прокурора, высказанной в судебном заседании, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

     Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края о возложении обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края в виде неисполнения обязанности по размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края на официальном сайте администрации сельсовета или на официальном сайте Администрации Смоленского района.

        

     Обязать Администрацию Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разместить на официальном сайте Администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края или на официальном сайте Администрации Смоленского района Алтайского края сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края.

     Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца.

      Судья                                                                                                                        В.Д. Прохорова