Приговор по ч.1 ст.105 УК РФ в отношении Шабаровой А.И.



Дело № 1-204/2010

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

пос.Смидович 14 декабря 2010 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего - судьи Радиной Н.С.

при секретаре Волошенко В.В.

с участием государственного обвинителя прокуратуры района Поздняковой М.Н.

подсудимой Шабаровой Антонины Ивановны,

защитника Барабаш С.П., представившей удостоверение № и ордер №

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Шабаровой Антонины Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, не судимой, содержащейся под стражей с 22 мая 2010 года,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Шабарова А.И. в <адрес> ЕАО ДД.ММ.ГГГГ, в период с 9 часов 30 минут до 12 часов 30 минут, находясь в квартире <адрес>, после совместного распития спиртных напитков, на почве личных неприязненных отношений, с целью убийства, умышленно нанесла спящему ФИО3 не менее двух ударов обухом топора в область головы и лица, причинив последнему открытую черепно-мозговую травму, открытый перелом костей свода, основания черепа в области лба (передней черепной ямке), височной кости слева (средняя черепная ямка, пирамидная кость слева), тяжелый ушиб головного мозга с контузией лобных долей с обеих сторон, точечные кровоизлияния в ткань продолговатого мозга, левое полушарие, эпи-субдуральные гематомы слева со сдавлением левого полушария, повлекшие отек головного мозга. В результате полученных телесных повреждений ФИО3 скончался на месте происшествия.

Подсудимая Шабарова А.И. вину по предъявленному обвинению признала полностью. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ее сестра ФИО12 со своим сожителем ФИО3 распивали с утра спиртное, затем они легли спать. Она увидела, как ФИО3 толкнул ФИО12, которая пыталась встать. Шабарова сделала ему замечание, в ответ на это ФИО3 выразился в ее адрес нецензурной бранью и попытался встать. Испугавшись, она схватила топор и ударила его. Увидев кровь, опомнилась, переоделась и ушла к ФИО5

Допросив подсудимую, свидетелей, исследовав материалы уголовного дела, суд считает Шабарову А.И. виновной в совершении изложенного выше преступления.

К такому выводу суд пришел исходя из анализа как показаний подсудимой, так и других доказательств.

Из показаний свидетеля ФИО13 следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов утра она с мужем пришла к ФИО5, и предложила им выпить. ФИО12 и ФИО3 отказались, они в это время уже легли спать. Шабарова, которая находилась в состоянии алкогольного опьянения, подошла, сама налила себе спиртного и выпила. ФИО13 забрала спиртное, и они с мужем ушли.

Свидетель ФИО12 суду показала, что проживала в гражданском браке с ФИО3. Примерно с ДД.ММ.ГГГГ к ней приехала ее сестра Шабарова А.И. ФИО3 это не нравилось, он выгонял Шабарову из дома. ДД.ММ.ГГГГ утром ФИО12, ФИО3 и Шабарова распивали спиртное. Между Шабаровой и ФИО3 произошла ссора, в ходе которой ФИО3 снова выгонял Шабарову из своей квартиры. Шабарова ушла и легла на диван в комнате. ФИО12 и ФИО3 легли спать на диван в большой комнате, ФИО3 лежал с краю дивана. Спустя какое-то время, услышав шум, она открыла глаза и увидела, что Шабарова, взяв топор, идёт в их сторону. Шабарова молча подошла к дивану и нанесла спящему ФИО3 несколько ударов топором по лицу, потом кинула топор и вышла из дома.

При проверке показаний на месте ФИО12 дала детальные показания об обстоятельствах причинения ФИО3 телесных повреждений Шабаровой, уточнив при этом, что удары топором Шабарова А.И. наносила сверху вниз со всей силы, с размаху (л.д.104-111 т. 1).

В соответствии с заключением эксперта, на основании ситуалогического исследования установлено, что образование имевшихся на момент смерти ФИО3 телесных повреждений при ситуации в динамике, указанной свидетелем ФИО12 (при допросе и проверке показаний на месте), не исключено(л.д. 221-231 т. 1).

Свидетель ФИО5 суду показала, что ее родная тетя Шабарова в мае 2010 года проживала у ее матери-ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 30 минут Шабарова пришла к ней домой, на шее и руках у нее были следы крови. Шабарова попросила вызвать скорую помощь, пояснив, что «этот хрыч (т.е. ФИО15 истекает кровью». Со слов Шабаровой, она ударила ФИО3 топором по лицу, чтобы он «ее сестру не обижал». Также ей известно, что ФИО3 выгонял Шабарову из своей квартиры.

ФИО8 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ около 15 часов в <адрес> она встретила Шабарову, у которой на лице были видны засохшие капельки крови. На её вопрос, что это, Шабарова ответила, что она ударила топором ФИО3.

Свидетели ФИО12, ФИО5, ФИО8 охарактеризовали Шабарову как жестокого и мстительного человека, очень агрессивного в состоянии опьянения, способного оскорбить и ударить. ФИО12 отметила, что у Шабаровой были дикие вспышки ярости, когда «ей поперек слово скажут».

Из показаний свидетеля ФИО7, -фельдшера скорой помощи- следует, что в мае 2010 года около 13 часов в <адрес> она выезжала в <адрес>. В комнате на диване лежал труп мужчины с рубленными повреждениями на лице. Со слов находившейся в квартире ФИО12, мужчину убила топором её сестра. В соседней комнате на полу лежал топор со следами крови.

ФИО6 показал суду, что он проживал по соседству с ФИО5 и ФИО3. Дня за два-три до случившегося он видел, как ФИО3 требовал от Шабаровой, чтобы она уходила из его дома. Они скандалили, и Шабарова в грубой форме отвечала, что никуда не уйдет.

Свидетель ФИО9 пояснила суду, что она получила от Шабаровой письмо, в котором та сообщала, что убила мужа своей родной сестры, и в настоящее время содержится под стражей. В письме Шабарова сожалела о случившемся.

Согласно протоколу осмотра места происшествия, в <адрес> в <адрес> на диване обнаружен труп мужчины в положении на спине. На теле трупа имеется обширная ушибленная рана в области переносицы. На стене, на оконном проеме у изголовья дивана следы вещества бурого цвета, похожего на кровь. В соседней комнате под диваном обнаружен и изъят топор с деревянной ручкой, на лезвии и обухе которого имеются следы вещества бурого цвета, похожего на кровь (л.д. 5-15 т. 1).

В соответствии с заключением судебно-медицинского эксперта, причина смерти ФИО3- тяжелая открытая черепно-мозговая травма, открытый перелом костей свода, основания черепа, тяжелый ушиб головного мозга с контузией лобных долей с обеих сторон, точечные кровоизлияния в ткань продолговатого мозга, левое полушарие головного мозга, эпи-субдуральные гематомы слева со сдавлением левого полушария, повлекшие отек головного мозга, сдавление стволовых структур мозга.

На теле трупа ФИО3имеются повреждения: открытая черепно-мозговая травма, открытый перелом костей свода, основания черепа в области лба (передней черепной ямке), височной кости слева (средняя черепная ямка, пирамидная кость слева), тяжелый ушиб головного мозга с контузией лобных долей с обеих сторон, точечные кровоизлияния в ткань продолговатого мозга, левое полушарие, эпи-субдуральные гематомы слева со смещением сдавлением левого полушария, отек головного мозга, которые повлекли тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент причинения. Травма причинена при нанесении ударов тупым твердым предметом с ограниченной поверхностью, возможно обухом топора (л.д. 191-194 т. 1).

Из заключения медико-криминалистической экспертизы следует, что повреждение на препарате кожи с тела трупа ФИО3 причинено ударом твердого тупого предмета с плоской контактирующей поверхностью размерами более чем 49,0 х 12,0 мм. Не исключено, что данное повреждение могло быть образовано в результате удара обухом предоставленного на экспертизу топора, как орудия, обладающего плоской поверхностью (обухом), на котором имеются следы крови (л.д. 208-213 т. 1).

По заключению судебно-биологической экспертизы, на топоре, в соскобе с печи, на пучке волос, с изнаночной стороны брюк и на левом шлепанце обнаружена кровь человека, происхождение которой возможно как от потерпевшего ФИО3, так и от обвиняемой Шабаровой при наличии у последней повреждений, сопровождающихся наружным кровотечением(л.д. 177-183 т. 1).

Согласно заключению амбулаторной комплексной судебно-психиатрической экспертизы, Шабарова А.И. в настоящее время каким-либо психическим расстройством, слабоумием или психическим расстройством временного характера не страдает. В момент совершения правонарушения она также не страдала каким-либо психическим расстройством, в том числе и временного характера. В период времени, относящийся к инкриминируемому ей деянию, Шабарова А.И. в полной мере могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время Шабарова А.И. может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. В применении принудительных мер медицинского характера Шабарова А.И. не нуждается (л.д. 201). У суда нет оснований сомневаться в данном заключении экспертов, поведение подсудимой в судебном заседании так же не вызвало у суда сомнений в её вменяемости. По этим основаниям суд признает подсудимую вменяемой в отношении совершенного ею преступления.

Таким образом, совокупностью исследованных доказательств установлено, что Шабарова А.И. на почве личных неприязненных отношений, взяла лежащий в ее комнате топор, и, подойдя к спящему ФИО3, нанесла ему с целью убийства не менее двух ударов топором в область лица. При этом никаких действий, которые могли бы вызвать у Шабаровой внезапное сильное душевное волнение, ФИО3 не совершал. Как установлено судом, преступление Шабаровой совершено спустя достаточно продолжительный промежуток времени после конфликта, ее действия носили последовательный и целенаправленный характер.

Доводы Шабаровой о том, что она ударила топором ФИО3 за то, что он обижал ее сестру, несостоятельны, поскольку не подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами.

Свидетель ФИО12 в судебном заседании категорически утверждала, что ФИО3 не только никогда ее не бил, но и ухаживал за ней, «горшки за ней вытаскивал», когда она болела, «ноги ей бинтовал». Из показаний ФИО5 следует, что мать никогда не жаловалась на ФИО3, при ней ФИО3 ее мать не обижал, не видела она у матери и синяков. Тот факт, что у матери и ФИО3 нечего было есть, объясняет тем, что они пропивали всю пенсию. Соседи ФИО12- ФИО6 и ФИО13- поясняли суду, что ФИО3 никогда не трогал ФИО12, между ними не было скандалов и драк. Все свидетели охарактеризовали ФИО3 как хотя и пьющего, но очень спокойного, безотказного и доброго человека, который постоянно где-то работал. По месту жительства ФИО3 также характеризуется как спокойный человек, жалоб на его поведение в быту и общественных местах в администрацию не поступало (л.д.42 том 2).

Из оглашенных в судебном заседании показаний потерпевшей ФИО4 следует, что ее родной брат ФИО3 проживал совместно с ФИО5, отношения у них были нормальные, они не ссорились (л.д. 129-132 т. 1).

В судебном заседании было с достоверностью установлено, что между Шабаровой и ФИО3 сложились неприязненные отношения.

Так, ФИО12 суду пояснила, что ФИО3 не хотел, чтобы Шабарова жила вместе с ними, из-за этого между ними происходили конфликты. Такой же конфликт произошел утром ДД.ММ.ГГГГ, во время совместного распития спиртного.

Свидетель ФИО5 отметила негативное отношение Шабаровой к ФИО3, пояснив, что Шабарова говорила про ФИО3, что он «как боров, все жрет и жрет».

Факт неприязненных отношений между Шабаровым и ФИО3 подтвердила и свидетель ФИО13, пояснившая суду, что за два-три дня до случившегося она пустила ночевать к себе Шабарову, которую выгнал ФИО3. Шабарова ей сказала, что поругалась с ФИО3 и говорила, что «он боров, я его загашу».

Свидетель ФИО6 видел происходивший между ФИО3 и Шабаровой конфликт из-за проживания последней в квартире ФИО3.

Утверждения Шабаровой о том, что перед нанесением ударов ФИО3 толкнул ее сестру, а затем оскорбил ее саму, опровергаются показаниями ФИО12, которая показала суду, что за столом во время распития спиртного между ФИО3 и Шабаровой произошел конфликт, после которого ФИО3 и ФИО5 легли спать. ФИО3 ее не толкал, и Шабарову не оскорблял, так как в момент нанесения ударов он уже спал.

В судебном заседании Шабарова пояснила, что после высказанных в ее адрес оскорблений ФИО3 стал вставать, чего она сильно испугалась, и высказала предположение, что он мог применить к ней насилие. Поэтому она и нанесла ему удары топором. Данная версия подсудимой является явно надуманной, и опровергается не только вышеизложенными показаниями ФИО12, но и заключением эксперта. Так, из заключения судебно-медицинского эксперта следует, что, учитывая локализацию повреждений, можно предположить, что погибший ФИО3 в момент получения травмы находился в положении лежа с фиксированной головой в затылочной области (л.д.194 том 1).

В судебном заседании Шабарова А.И. показывала, что в связи с неправомерными действиями потерпевшего, в связи с высказанными оскорблениями в ее адрес и его попыткой встать, она очень сильно испугалась, и, не помня себя, схватила топор и нанесла ему удары, опомнилась, только увидев кровь. Поскольку в судебном заседании данные показания подсудимой не нашли своего подтверждения, суд пришел к твердому убеждению, что в действиях подсудимой Шабаровой отсутствует аффект. Данное обстоятельство подтверждается заключением проведенной психолого-психиатрической экспертизы, согласно которой Шабарова на момент совершения инкриминируемого ей деяния не находилась в состоянии физиологического аффекта, равно как и в ином эмоциональном состоянии, способном оказывать существенное влияние на ее поведение в представленной ситуации. «В пользу такого утверждения свидетельствуют отсутствие признаков ощущения «субъективной безвыходности» в ответ на провоцирующие действия со стороны потерпевшего, целенаправленность и последовательность действий испытуемой, отсутствие признаков постаффектного истощения. Поведение Шабаровой на момент совершения противоправных действий можно квалифицировать как характерологическую реакцию в конфликтной ситуации».

Указанные выше фактические обстоятельства в совокупности с заключением экспертов опровергают утверждения Шабаровой о том, что она не контролировала свои действия.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает их достаточными для вывода о виновности подсудимой, и квалифицирует действия Шабаровой А.И. по ст. 105 ч.1 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Квалифицируя действия подсудимой по ст. 105 ч.1 УК РФ, суд исходит из того, что удары потерпевшему Шабарова наносила топором в жизненно важный орган. Характер примененного оружия, локализация и количество ударов свидетельствует о том, что Шабарова предвидела возможность наступления смерти потерпевшего и сознательно допускала эти последствия, то есть действовала умышленно.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание, суд не усматривает.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, которое является особо тяжким, направленным против жизни человека, обстоятельства совершения данного преступления, в частности, способ совершения преступления, обстановку, при котором оно было совершено, данные о личности подсудимой, которая характеризуется посредственно, ее взаимоотношения с потерпевшим.

Принимая во внимание влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни её семьи, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденной суд считает необходимым назначить подсудимой наказание в виде лишения свободы, поскольку, по убеждению суда, исправление Шабаровой А.И. может быть достигнуто только в условиях реальной изоляции от общества.

Дополнительное наказание в виде ограничения свободы суд считает возможным не назначать.

Поскольку Шабаровой А.И. совершено особо тяжкое преступление, по правилам издержки в виде суммы в размере 2237 руб. 80 коп., выплачиваемой адвокату Барабаш С.П., участвующей в уголовном судопроизводстве по назначению, за оказание юридической помощи Шабаровой А.И. в ходе судебного разбирательства в соответствии с ч.1 ст. 132 УПК РФ, подлежат взысканию с осужденной.

Руководствуясь ст.ст.307, 308, 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Шабарову Антонину Ивановну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч.1 УК РФ, и назначить ей наказание в виде девяти лет лишения свободы без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Шабаровой А.И. в виде заключения под стражу оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Срок наказания исчислять с 22 мая 2010 года.

По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства: пучок волос, марлевый тампон, марлевую салфетку, мелкие частицы серого и буроватого цвета, топор, женские брюки серого цвета, шлепанцы розового цвета - уничтожить.

Взыскать с осужденной Шабаровой А.И. процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката в стадии судебного разбирательства в сумме 2237 руб.80 коп.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденной, содержащейся под стражей, в тот же срок с момента получения копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Ходатайство об этом осужденная вправе подать в течение 10 суток с момента вручения ей копии приговора. В тот же срок осужденная вправе поручить осуществление своей защиты избранному ей защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

О своем желании иметь защитника в суде кассационной инстанции или о рассмотрении дела без защитника осужденной необходимо сообщить в Смидовичский районный суд в письменном виде.

Председательствующий Н.С.Радина