Решение по заявлению прокурора о признании бездействия не законными



Дело № 2-347/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 августа 2010 года п.Смидович

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Герасимовой О.В.,

с участием помощника прокурора Смидовичского района Сареева А.В.,

представителя заинтересованного лица Жилина К.А.,

при секретаре Мигуновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение», указывая на то, что данным органом местного самоуправления не принимаются меры по контролю за выполнением мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к работе в осенне-зимний период 2010-2011г.г. Данным бездействием создается угроза срыва отопительного сезона, выхода из строя отопительных систем, а также угроза жизни и здоровью жителей Приамурского городского поселения. В связи с этим, просит признать бездействие администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» незаконным и обязать принять меры по накоплению стодневного запаса твердого топлива (угля) и выполнению работ по подготовке объектов ЖКХ к работе в осеннее зимний период 2010-2011г.г. в срок до 1 сентября 2010г.

В судебном заседании прокурор Сареев А.В. поддержал заявленные требования и подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства, суду пояснил, что в п.Приамурский ситуация с подготовкой к отопительному сезону сложная. Приглашена новая организация для оказания услуг по теплоснабжению, ни одна из 3-х котельных не получила паспорта готовности, уголь не завозится, договоры на поставку угля не заключены. Существует угроза повторения предыдущего отопительного сезона, когда поселок замерзал.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Жилин К.А. с требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что администрация поселения не бездействует. Проведен конкурс и приглашена организация - «КоммунэнергоМ» для оказания услуг теплоснабжения на территории поселения, прошел прием-передача имущества. Большая его часть приведена ООО «ЖКХ Амур» в негодность из-за бесконтрольности со стороны предыдущего главы поселения. Котельные переданы, акты подписаны. 1-ая котельная восстановлена полностью, приобретены 3 котла, следующие 3 котла куплены и готовы к отгрузке, прибудут к 25.08.2010года. В котельной № 2 идет замена частей 2-ух котлов. В котельной п.им.Тельмана 1 котел в рабочем состоянии, один в нерабочем, но установлен 3-й аварийный котел, который обеспечит бесперебойную работу котельной в случае аварии. В ближайшее время планируется работа по опрессовке теплотрассы. Также ведутся переговоры с «КоммунэнергоМ» и администрацией района по выделению денежных средств на покупку угля.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Нормами п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 данного закона, полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно (включая установленные законами и Уставом муниципального образования).

Таким образом, законодательством установлена обязанность органа местного самоуправления по организации теплоснабжения населения поселения.

Вместе с тем, согласно п. 3, п.п. 4.1 п. 4 постановления Правительства ЕАО от 11 мая 2010 года № 161-ПП «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года», срок полной готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства ЕАО к осенне-зимнему периоду 2010/2011 года установлен до 15 сентября 2010г. Органам местного самоуправления ЕАО рекомендовано в пределах своих полномочий до начала отопительного периода 2010/2011 года обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива.

Анализируя постановление Правительства ЕАО от 11 мая 2010 года № 161-ПП, суд приходит к выводу о том, что данным постановлением рекомендовано, а не предписано в императивном порядке до начала отопительного периода обеспечить накопление 100-дневного запаса топлива в соответствии с утвержденным графиком.

Таким образом, суд считает, что невыполнение администрацией муниципального образования «Приамурское городское поселение» графика накопления 100-дневного запаса топлива для нужд теплогенерирующих установок и населения поселения не является нарушением законодательства.

В этом же постановлении установлен срок полной готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства ЕАО к осенне-зимнему периоду 2010/2011 года - до 15 сентября 2010 г.

На момент судебного разбирательства указанный срок еще не наступил.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требования прокурора направлены на понуждение заинтересованного лица к исполнению постановления Правительства ЕАО, которое для органа местного самоуправления обязательного характера не носит, что исключает удовлетворение таких требований.

Кроме того, конкретные меры, которые прокурор просил суд обязать предпринять орган местного самоуправления, не установлены каким-либо нормативным правовым актом, поэтому удовлетворение такого рода требований повлечет вмешательство в производственную, организационную деятельность органов местного самоуправления, которую они вправе осуществлять самостоятельно.

Суд считает, что ссылка прокурора на несоблюдение органом местного самоуправления требований пункта 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, не может быть принята во внимание, поскольку требования прокурора направлены на исполнение не этого пункта постановления Госстроя, а постановления Правительства ЕАО № 161-ПП.

И, кроме того, исполнение данного пункта правил, утвержденных названным постановлением Госстроя, предполагает обеспеченность топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона до 15 сентября 2010 года, что не позволяет суду считать установленным факт его неисполнения на момент вынесения решения.

Представленные заинтересованным лицом письменные доказательства позволяют достоверно установить, что администрацией муниципального образования «Приамурское городское поселение» разработан ряд мероприятий, регулярно проводились технические совещания при и.о. главы Приамурского городского поселения по подготовке к отопительному сезону 2010-2011гг., контролируется осуществление плана работы по подготовке котельных к отопительному сезону, разработаны графики подготовки котельных и тепловых сетей поселения к отопительному сезону, осуществляется контроль по заключению договоров по закупке угля предприятиями ЖКХ поселения.

Представленные доказательства, а также пояснения представителя заинтересованного лица позволяют суду сделать вывод о том, что в судебном заседании не нашел подтверждения факт незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления по накоплению запаса топлива на территории Приамурского городского поселения, а также бездействия заинтересованного лица по надлежащему контролю за исполнением основных мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства поселения к отопительному периоду.

Кроме того, в судебном заседании прокурором не предоставлено специального (экономического, технического) обоснования, которое бы подтверждало невозможность накопления 100-дневного запаса топлива к сроку, установленному названным постановлением Правительства области (к 15 сентября 2010г.).

Таким образом, учитывая рекомендательный характер постановления Правительства ЕАО от 11 мая 2010 года № 161-ПП «Об основных мероприятиях по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Еврейской автономной области к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года», а также самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах местного значения, суд считает, что в данном случае отсутствует реальная угроза нарушения прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности.

Частью 1 статьи 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку суд полагает не обоснованными и не доказанными в судебном заседании доводы прокурора о бездействии администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» по накоплению стодневного запаса твердого топлива (угля) и выполнению работ по подготовке объектов ЖКХ к работе в осеннее зимний период 2010-2011г.г., в удовлетворении его требований должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения суда, с 13 августа 2010года.

Судья О.В. Герасимова