Дело № 2-352/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 ноября 2011 года Смидовичский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Куликовой Е.А. при секретаре Прищепе П.С. с участием прокурора Сареева А.В. представителя ответчика Зайчук Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКаналРемонт», муниципальному образованию «Волочаевское сельское поселение», муниципальному образованию «Смидовичский муниципальный район» о понуждении осуществить надлежащее периметральное ограждение котельной, УСТАНОВИЛ: Прокурор Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКаналРемонт» о понуждении осуществить надлежащее периметральное ограждение котельной, расположенной по адресу с. Волочаевка-1, ул. Октябрьская, 21а. Свои требования мотивировал тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства в сфере ЖКХ проведена проверка указанной котельной на предмет её подготовки к отопительному сезону 2011-2012 года, а также антитеррористической защищенности. Котельная находится в собственности муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» (свидетельство о государственной регистрации права 27 - АВ № 279792 от 01.06.2009). Администрацией Волочаевского сельского поселения указанная котельная передана ООО «ТеплоВодоКаналРемонт», что подтверждается проколом рассмотрения заявок от 17.02.2011, уведомлением единственным участником конкурса. В ходе проверки установлено, что ООО «ТеплоВодоКаналРемонт» не в полной мере соблюдаются требования федерального законодательства, направленного на противодействие терроризму и иным криминальным проявлениям, выразившихся в том, что котельная не имеет ограждения по периметру. На территорию котельной имеется свободный доступ посторонних лиц. Указанная ситуация нарушает права граждан на безопасные условия проживания, может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью, граждан, наступления иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности. Обязанность выполнить ограждение соответствующей части территории, предназначенной для эксплуатации и содержания котельной, а также содержание ограждения в исправном состоянии предусмотрена п.3.2.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115. Исходя из изложенного, территория котельной в обязательном порядке должна иметь ограждение. Согласно п.1.1 проекта договора аренды от 25 февраля 2011 № 3 (сам договор аренды находится на регистрации) администрация Волочаевского сельского поселения передала указанную котельную ООО «ТеплоВодоКаналРемонт» для оказания населению жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению с. Волочаевка-1. В соответствии с п. 3.4.5 проекта договора аренды арендатор обязан производить за свой счет текущий и нести капитальный ремонт переданного имущества. Хотя ООО «ТеплоВодоКаналРемонт» и не является собственником котельной, но оно осуществляет эксплуатацию котельной по указанному договору. Таким образом, ООО «ТеплоВодоКаналРемонт», как арендатор, как организация, эксплуатирующая котельную, должно произвести ограждение ее территории, поскольку на каждой котельной имеется зольная яма, склад хранения угля, дымовая труба, которые составляют неразрывный технологический комплекс, территория под их размещение должна соответствовать требованиям «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок». Отсутствие ограждения соответствующей территории может привести к авариям, расхищению имущества, уменьшает антитеррористическую устойчивость данного объекта, может угрожать жизни и здоровью граждан. По ходатайству прокурора в ходе подготовки дела к судебному разбирательству на основании определений суда от 02 августа 2011 года в качестве соответчика привлечен собственник котельной - муниципальное образование «Волочаевское сельское поселение», а 22 сентября 2011 года по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена муниципальное образование «Смидовичский муниципальный район». В судебном заседании прокурор Сареев А.В. исковые требования поддержал и полностью подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительных доводов в обоснование иска не привел. Представитель ответчика ООО ««ТеплоВодоКаналРемонт» будучи надлежащим образом уведомленными о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили. Причина неявки суду не известна. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Волочаевкое сельское поселение» Зайчук Н.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что указанная котельная не является объектом особой опасности. Оборудование котельной (котлы, насосы и пр.) находится внутри помещения котельной, которое закрывается в соответствии с правилами эксплуатации, на окнах имеются решетки, контроль за несанкционированным проникновение в помещение котельной осуществляется обслуживающим персоналом, то есть свободный доступ в него посторонних лиц не возможен. Предусмотренных законом оснований для периметрального ограждения территории котельной нет, тем более, что и сами территории и их периметре не определены и Смидовичским муниципальным районом не передавались ни муниципальному образованию «Волочаевское сельское поселение», ни арендатору котельной. Котельная передана в аренду ООО «ТеплоВодоКаналРемонт» без земельного участка. Кроме того, затраты на периметральное ограждение котельной необоснованные и могут повлечь непредвиденные последствия. Ответчик - муниципальное образование «Смидовичский муниципальный район», будучи надлежащим образом уведомленными о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили. Причина неявки суду не известна. Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, тепловой энергоустановкой является энергоустановка, предназначенная для производства или передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя. Котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты. Как указано в п. 1.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ответственность за их выполнение несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 3.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок предусмотрено, что территория для размещения производственных зданий и сооружений тепловых энергоустановок определяется проектом и паспортом тепловой энергоустановки. Согласно п. 3.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии ограждение соответствующей части территории. Из представленных материалов дела судом установлено, что котельная, расположенная по адресу с. Волочевка-1, ул. Октябрьская, 21а, является собственностью муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» (свидетельство о государственной регистрации права 27-АВ № 279792 от 01.06.2009). В судебном заседании из материалов дела установлено, что администрацией Волочаевского сельского поселения указанная котельная передана ООО «ТеплоВодоКаналРемонт», что подтверждается проколом рассмотрения заявок от 17.02.2011 № 2 и уведомлением о принятом решении конкурсной комиссии. Согласно договору аренды № 3 от 25.02.2010 котельная, расположенная по адресу с. Волочаевка-1, ул. Октябрьская, 21а, передана администрацией Волочаевского сельского поселения ООО «ТеплоВодоКаналРемонт» для оказания населению жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению с. Волочаевка-1. Срок действия договора 5 дет с 25.02.2011 по 24.02.2016. В соответствии с п. 3.4.5 договора арендатор обязан за свой счет использовать (эксплуатировать), в том числе содержать переданное имущество в надлежащем состоянии в соответствии с его назначением, в целях порядке указанных в договоре, а также обеспечивать сохранность переданного имущества, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) имущества и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия арендодатора (администрации Волочаевского сельского поселения). Суд считает, что после того как глава администрации Волочаевского сельского поселения передал котельную, расположенную по адресу с. Волочаевка-1, ул. Октябрьская, 21а, директору ООО «ТеплоВодоКаналРемонт», на директора ООО ««ТеплоВодоКаналРемонт» возлагается ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, как на технического руководителя указанного оборудования. Из акта проверки соблюдения законодательства РФ в сфере ЖКХ от 29 июня 2011 г., следует, что котельная, расположенная по адресу с. Волочаевка-1, ул. Октябрьская, 21а, не имеет ограждения по периметру. Имеется свободный доступ посторонних лиц на территорию котельной. Между тем, в судебном заседании из пояснений представителя муниципального образования «Волочаевское сельское поселение» и материалов дела установлено, что водогрейные котлы КВрг-0,8Б(с) установлены непосредственно в производственном здании котельной. На здания котельной имеется соответствующий технический паспорт. Систематически производятся осмотры производственных зданий и сооружений котельной. Разработаны мероприятия по запрету свободного доступа на территорию котельной посторонних лиц. Ворота в здание котельной оборудованы внутренними запорами. Имеется приказ о недопущении обслуживающим персоналом котельных фактов доступа в производственное здание посторонних лиц. В связи с чем осуществляется постоянный контроль за работой обслуживающего персонала котельной. Уголь на прилегающей к котельной территории не хранится, уголь в определенном количестве завозится в определенном количестве и складируется в специально отведенном месте под навесом, место хранения угля огорожено, имеются ворота, которые закрываются на замок, доступа посторонних лиц к нему нет. Зола из котлов удаляется при помощи транспортера золоудаления в зольный бункер, из которого по мере накопления вывозится на свалку. Пунктом 3.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок предусмотрено требование к организации для размещения тепловых энергоустановок выполнять и содержать в исправном состоянии ограждение соответствующей части территории с целью обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений. Из представленного акта следует, что подъезд к котельной, расположенной по адресу с. Волочаевка-1, ул. Октябрьская, 21а, огражден распашными воротами и закрыт на замок. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, не предусмотрено требование об обязательном огораживании зданий котельных в границах всего земельного участка, выделенного для их эксплуатации и содержания. Суд не соглашается с доводом прокурора о том, что котельная, расположенная по адресу с. Волочаевка-1, ул. Октябрьская, 21 а, представляет собой взрывоопасный производственный объект. Так, согласно ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (п.1,2 ст.2 и пп.2 приложения 1) к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. Опасные производственные объекты подлежат государственной регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Из представленного ответчиком ООО «ТеплоВодоКаналРемонт» паспорта котла водогрейного КВрг-0,8Б(с) следует, данный котел предназначен для теплоснабжения зданий и сооружений различного назначения, работает под давлением не более 0,7 МПа при температуре нагрева воды менее 115 градусов Цельсия. Из сообщения руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 06.10.2011 следует, что котельная, расположенная в Смидовичском районе ЕАО по адресу с. Волоевка-1, ул. Октябрьская, 21а, в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирована. Доводы прокурора о необходимости выполнения ограждения указанной территории котельной в связи с наличием на ее территории зольной ямы, склада хранения угля, дымовой трубы, составляющих неразрывный технологический комплекс, суд также не может признать обоснованными, поскольку зольники котельной огорожены и расположены в траншее (яме), шлак из них регулярно вывозится машинистами за пределы территории котельной. Горячий шлак заливается водой и опасности не представляет. Кроме того, требования к золоулавливанию, золоудалению и золоулавливающим установкам предусмотрены пунктом 4.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и не связаны с огораживанием данных объектов. Прокурором указанные обстоятельства в судебном заседании не оспариваются. Как установлено п.3.3.16 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, эксплуатация дымовых труб на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору России должна осуществляться в соответствии с Правилами безопасности дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03-445-02, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 51, не предусматривающими требований ограждения дымовых труб. Требования к золоулавливанию, золоудалению и к золоулавливающим установкам, предусмотренные пунктом 4.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок не связаны с огораживанием данных объектов. Указанные Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не предусматривают требование ограждения дымовых труб. Суд также не соглашается с доводами прокурора о том, что периметральное ограждение котельной является обязательным условием для обеспечения ее антитеррористической защищенности, как не основанный на законе. Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» принятым 06.07.2011, опубликованным 25.07.2011 и вступающего в силу 25.10.2011 установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения объектов топливно-энергетического комплекса в РФ, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определены права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса (ст.1). Данным законом предусмотрено применение инженерно-технических средств охраны - инженерно-технических средств защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенных для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса (п.4 ст.2); к объектам топливно-энергетического комплекса отнесены объекты теплоснабжения (п.9 ст.2); введено понятие требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса как правил, обязательных для выполнения, соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и их антитеррористическую защищенность (п.14 ст.2); предусмотрено категорирование объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности (ст.5). Согласно ч.1 ст.7 указанного Закона (вступающей в силу 01.01.2012) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством РФ. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность выполнить ограждение котельной, расположенной по адресу с. Волоаевка-1, ул. Октябрьская, 21а, не может быть возложена на ответчиков ООО «ТеплоВодоКаналРемонт»», муниципальное образование «Волочаевское сельское поселение» и муниципальное образование «Смидовичский муниципальный район», ввиду отсутствия законных оснований для вменения кому-либо из ответчиков данных обязанностей. При указанных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора Смидовичского района. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоВодоКаналРемонт», муниципальному образованию «Волочаевское сельское поселение», муниципальному образованию «Смидовичский муниципальный район» о понуждении осуществить надлежащее периметральное ограждение котельной, расположенной по адресу с. Волочаевка-1 Смидовичского района ЕАО, ул. Октябрьская, 21а, отказать. Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Е.А. Куликова