Дело № 5-16/2011 Постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - МБУЗ `Николаевская районная больница` МО `Смидовичский муниципальный район` ЕАО



Дело № 5-16/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Смидович                                                                                        08 ноября 2011 года

Судья Смидовичского районного суда Еврейской автономной области Жукалина А.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

- муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Николаевская районная больница» муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, юридический адрес и местонахождение: ул. Больничная, 16, п. Николаевка, Смидовичский район ЕАО,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с приказом управления здравоохранения правительства ЕАО от 29 августа 2011 года № 05-05/11-133 по жалобе гр-ки Сазоновой Е.Д. об оказании ей врачом Жигалиным Е.Г. медицинской помощи по протезированию зубов в медицинском кабинете МОУ СОШ № 4 с. Даниловка по адресу с. Даниловка, ул. Садовая, д. 38, отделом по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществления контроля за соответствием качества оказанной медицинской помощи в сфере здравоохранения управления здравоохранения правительства ЕАО 28 сентября 2011 года проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Николаевская районная больница» муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО (далее - МБУЗ «Николаевская районная больница»), по месту его расположения в п. Николаевка, Смидовичского района ЕАО, ул. Больничная, 16, а также в ФАП с. Даниловка, расположенном по адресу с. Даниловка ул. Садовая, д. 37 «а».

По результатам проверки начальником указанного выше отдела управления здравоохранения правительства ЕАО Коноплевой Н.Г. 28 сентября 2011 года в отношении МБУЗ «Николаевская районная больница» составлен протокол об административном правонарушении № 05-05/11-133 по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которому был выявлен факт осуществления медицинской деятельности МБУЗ «Николаевская районная больница», не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а именно:

- МБУЗ «Николаевская районная больница», расположенном по адресу п. Николаевка, ул. Больничная, д. 16, осуществлялась безлицензионная медицинская деятельность по стоматологии хирургической;

- в ФАП с.Даниловка, расположенном по адресу с. Даниловка, ул. Садовая, д. 37 «а», осуществлялась безлицензионная медицинская деятельность по стоматологии.

В судебном заседании представитель юридического лица Нестерова И.В., главный врач МБУЗ «Николаевская районная больница», факт совершения МБУЗ «Николаевская районная больница» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, признала частично и пояснила, что действительно, по месту нахождения МБУЗ «Николаевская районная больница» в пос. Николаевка, врач стоматолог Жигалин Е.Г. оказывал населению стоматологическую хирургическую помощь, которая состояла в удалении зубов, других видов данной помощи он не оказывал. Лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности у больницы нет, в связи с чем она признает вину возглавляемого ею юридического лица в осуществлении медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специальной лицензии на такую деятельность. Между тем, врачом Жигалиным безлицензионной деятельности по стоматологии в ФАП, расположенном по адресу с. Даниловка, ул. Садовая, д. 37 «а», не осуществлялась, поскольку там нет условий для ее проведения - отсутствует специальное оборудование, расходные материалы и лекарственные препараты, позволяющее осуществление данного вида деятельности. Один раз в неделю врач стоматолог действительно выезжал в с. Даниловка для профилактических осмотров школьников, где по результатам осмотра давал рекомендации родителям по прохождению лечения детей на базе МБУЗ «Николаевская районная больница». В настоящее время должность врача стоматолога в ФАП с. Даниловка из штатного расписания больницы исключена, профилактическая помощь детям по стоматологии в с. Даниловка не оказывается. Врач стоматолог Жигалин, не имевший соответствующего сертификата специалиста, отказался от прохождения учебы по направлению стоматологии хирургической, в связи с чем трудовой договор МБУЗ «Николаевская районная больница» с ним расторгнут.

В ходе судебного заседания исследованы представленные материалы, из которых установлено следующее.

Актом проверки № 05-05/11-133 от 28.09.2011 г. соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности установлено, что МБУЗ «Николаевская районная больница», расположенным по адресу п. Николаевка, ул. Больничная, д. 16, осуществляется безлицензионная медицинская деятельность по стоматологии хирургической, а также в ФАП с. Даниловка, расположенном по адресу с. Даниловка, ул. Садовая, д. 37 «а», им же осуществлялась безлицензионная медицинская деятельность по стоматологии (л.д.9-13).

Согласно протоколу об административном правонарушении № 05-05/11-133 от 28.09.2011 г. в МБУЗ «Николаевская районная больница» выявлены изложенные выше нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности (л.д.3-4).

Из приложения № 01 к лицензии № 79-01-000131 от 14.04.2011 г. следует, что МБУЗ «Николаевская районная больница» по адресу п. Николаевка, ул. Больничная, д. 16, осуществляет лицензионную медицинскую деятельность, в том числе медицинскую помощь по стоматологии (л.д.20).

Из приложений № 10 к лицензии № 79-01-000131 от 14.04.2011г. и № 06 к лицензии № 79-01-000136 от 16.05.2011 г. следует, что по адресу с. Даниловка, ул. Садовая, д. 37 «а» в ФАП с. Даниловка МБУЗ «Николаевская районная больница», осуществляет лицензионную медицинскую помощь по лечебному и сестринскому делу, экспертизе временной нетрудоспособности (л.д.21, 25).

Штатными расписаниями на 07.05.2010 г. и на 24.08.2011 г. подтверждено, что в МБУЗ «Николаевская районная больница» на момент проверки имелась должность врача стоматолога - хирурга в штате персонала поликлиники. Согласно штатному расписанию на 07.05.2010 г. в ФАП с. Даниловка предусмотрено 0,5 ставки врача стоматолога, в штатном расписании больницы на 24.08.2011 г. данная должность отсутствует (л.д. 28-40).

Приказом № 20 от 11.03.1996 г. Жигалин Е.Г. принят на работу врачом-стоматологом в МБУЗ «Николаевская районная больница» (л.д.42). Приказом № 9/1-31 от 03.03.2005 г. Жигалин Е.Г. принят на 1,0 ставки врачом стоматологом (0,5 врача стоматолога-хирурга за счет средств ОМС, 0,5 ставки врача стоматолога ФАП с. Даниловка - за счет средств муниципального бюджета) (л.д. 41).

Согласно трудовому договору от 08.11.2001 г. Жигалин Е.Г. выполнял работу врача стоматолога в поликлинике МБУЗ «Николаевская районная больница» (л.д.43), по трудовому договору № 7 от 18.02.2011 г. он же был принят на должность врача стоматолога ФАП с. Даниловка (л.д.44).

Пунктом 3.1. должностной инструкции врача стоматолога ФАП с. Даниловка, утвержденной главным врачом МБУЗ «Николаевская районная больница» 01.04.2007 г., предусмотрено, что врач стоматолог имеет право, в том числе, самостоятельно проводить лечебные процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения (л.д. 46).

Согласно приобщенных в судебном заседании по ходатайству представителя юридического лица Нестеровой И.В. документов установлено следующее:

- из устава МБУЗ «Николаевская районная больница» следует, что муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская районная больница» является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета (п. 1.1); учреждение в своем составе имеет структурное подразделение фельдшерско-акушерский пункт с. Даниловка, почтовый адрес с. Даниловка, ул. Садовая, д. 37 «а» (п. 1.6); основными видами деятельности учреждения являются первичная медико-санитарная помощь: работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи на основании и в соответствии с имеющейся лицензией на осуществление медицинской деятельности ( п.п. "а" п. 3.1);

- из приказа № 9/4-119 от 26.08.2011 г. следует, что с 24.08.2011 г. Жигалину Е.Г. сняты доплаты за 0,5 ставки врача стоматолога ФАП с. Даниловка;

- приказом № 9/1-299 от 28.10.2011 г. трудовой договор МБУЗ «Николаевская районная больница» с Жигалиным Е.Г. прекращен по инициативе работника;

- из объяснительной записки главной медсестры МБУЗ «Николаевская районная больница» Даньшиной Т.В. следует, что в 2010 г. медикаменты для врача стоматолога в ФАП с. Даниловка не отпускались;

- из оборотных ведомостей МБУЗ «Николаевская районная больница» за период с 01.10.2011 г. по 13.10.2011 г. следует, что специального оборудования для оказания стоматологической помощи в ФАП с. Даниловка не имелось.

Заслушав представителя юридического лица, исследовав представленные материалы, суд пришел к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 96 ст. 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ (в редакции от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ), в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включена медицинская деятельность. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность, устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Из п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30 (в редакции постановлений Правительства РФ от 24.09.2010 г. № 749) (далее - «Положение»), следует, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (Приложение к Положению о лицензировании), включает в себя работы (услуги), в том числе, по стоматологии, стоматологии детской, стоматологии профилактической, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической.

Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи по стоматологии и стоматологии хирургической возможно лишь при наличии лицензии, приложение к которой в соответствии с указанным Перечнем непосредственно должно содержать указание на эти виды работ (услуг).

Из представленных суду материалов следует, что, несмотря на отсутствие в приложениях № 10 к лицензии № 79-01-000131 от 14.04.2011 г. и № 06 к лицензии № 79-01-000136 от 16.05.2011 г. права на осуществление медицинской деятельности по стоматологии, штатным расписанием МБУЗ «Николаевская районная больница» на 07.05.2010 г. в ФАП с. Даниловка предусмотрено 0,5 ставки врача стоматолога; по трудовому договору № 7 от 18.02.2011 г. на данную должность был принят врач стоматолог Жигалин Е.Г.

Из п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. N 5 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 г. N 13)следует, что привлечение к административной ответственности возможно только за оконченное правонарушение.

Согласно действующему законодательству, административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные признаки состава административного правонарушения. Административная ответственность за приготовление или покушение на административное правонарушение законодательством не предусмотрена.

В соответствии с ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ, противоправный акт может быть совершен только в виде активной формы - осуществления деятельности.

Однако каких-либо доказательств фактического осуществления указанной деятельности врачом стоматологом Жигалиным Е.Г. в ФАП с. Даниловка материалы дела не содержат. Представитель юридического лица Нестерова И.В. в судебном заседании категорически отрицала возможность оказания стоматологической помощи в условиях данного ФАП, поскольку ни специального оборудования, ни лекарственных средств и расходных материалов для ее осуществления там не имелось.

Таким образом, учитывая, что в соответствии ст. 1.5 КоАП РФ, все неустранимые сомнения толкуются в пользу юридического лица, суд пришел к выводу, что факт нарушения МБУЗ «Николаевская районная больница» федерального законодательства о лицензировании медицинской деятельности по стоматологии в ФАП с. Даниловка, расположенном в с. Даниловка Смидовичского района ЕАО, ул. Садовая, д. 37 «а», не нашел своего подтверждения.

Между тем, как установлено в судебном заседании, МБУЗ «Николаевская районная больница» в нарушение действующего законодательства, без специального разрешения (лицензии), осуществляло медицинскую деятельность по стоматологии хирургической, что подтверждается пояснениями представителя юридического лица - главного врача Нестеровой И.В., признавшей оказание больницей населению услуг по стоматологии хирургической в виде удаления зубов без лицензии на осуществление данной деятельности; актом проверки № 05-05/11-133 от 28.09.2011 г., протоколом об административном правонарушении № 05-05/11-133 от 28.09.2011 г., приложением № 01 к лицензии № 79-01-000131 от 14.04.2011 г. согласно которому осуществление МБУЗ «Николаевская районная больница» медицинской деятельности в виде стоматологии хирургической не предусмотрено; штатными расписаниями больницы на 07.05.2010 г. и на 24.08.2011 г., из которых следует, что в МБУЗ «Николаевская районная больница» на момент установления административного правонарушения имелась должность врача стоматолога - хирурга в штате персонала поликлиники.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

        В судебном заседании представитель юридического лица главный врач МБУЗ «Николаевская районная больница» Нестерова И.В. пояснила, что ей известно о необходимости получения лицензии на осуществление медицинской деятельности по стоматологии хирургической, однако своевременно такая лицензия больницей получена не была. Несмотря на это, данная медицинская помощь оказывалась больницей для удобства населения.

На основании установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о виновности юридического лица МБУЗ «Николаевская районная больница» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), выразившемся в том, что МБУЗ «Николаевская районная больница» по адресу пос. Николаевка Смидовичского района ЕАО, ул. Больничная, д. 16, осуществлялась медицинская деятельность по стоматологии хирургической без специального разрешения - лицензии.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает признание выявленных нарушений и принятие юридическим лицом активных мер по их устранению.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При определении административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, связанного с оказанием хирургической стоматологической медицинской деятельности без специальной лицензии, что, по мнению суда, создавало реальную угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей, и приходит к выводу о необходимости применения в отношении МБУЗ «Николаевская районная больница» наказания в виде штрафа.

Учитывая имущественное и финансовое положение бюджетного юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятые юридическим лицом меры по устранению выявленных нарушений, суд находит возможным определить минимальный размер наказания, предусмотренный санкцией данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская районная больница» муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит перечислению УФК по ЕАО (Управление здравоохранения правительства ЕАО л/с 04781000040) ИНН 7900001070, КПП 790101001, ОКАТО 99401000000, КБК 002 1 16 90040 04 0000 140, р/с 40101810700000011023 в ГРКЦ ГУ Банка России по ЕАО БИК 049923001.

Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 суток.

Судья                                                                    А.И. Жукалина