Дело № 12/1-22/2012 РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении п. Смидович 30 мая 2012 года Судья Смидовичского районного суда ЕАО Жукалина А.И., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Сахалинка» Барабаш С.С. на постановление мирового судьи Николаевского судебного участка ЕАО от 01 марта 2012 года о наложении административного штрафа на юридическое лицо ООО «Сахалинка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи Николаевского судебного участка от 01 марта 2012 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Сахалинка» (далее ООО «Сахалинка») за не выполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 100000 (сто тысяч) рублей. Не согласившись с постановлением мирового судьи, директор ООО «Сахалинка» Барабаш С.С. просит суд постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, в связи с тем, что ООО «Сахалинка» не является субъектом данного правонарушения и в действиях ее общества отсутствует состав административного правонарушения. По мнению заявителя, ООО «Сахалинка» не имеет в эксплуатации объекты производственного и социального назначения и не входит в Единую государственную систему предупреждения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, обязанности, установленные законодательством по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на указанных объектах, на ООО «Сахалинка» не распространяются. Представитель ООО «Сахалинка» Барабаш Ю.П. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Кроме того, по его мнению, данное правонарушение было допущено директором ООО, а не самим обществом, в связи с чем ответственность должна нести именно она. Сумма назначенного мировым судьей наказание в виде штрафа является чрезмерно большой, так как выплачивать его придется не обществу, а самому директору, заработная плата которой составляет лишь 15 тыс. рублей в месяц. Дознаватель отделения надзорной деятельности по Смидовичскому району ЕАО УНД ГУ МЧС России Свиридов Н.П., суду пояснил, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, вменено ООО «Сахалинка» по результатам проведенной плановой проверки, выявившей нарушения требований действующих нормативных и правовых актов в области гражданской обороны, защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. Полагает, что жалоба Барабаш удовлетворению не подлежит. Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Барабаш Ю.П., дознавателя отделения надзорной деятельности по Смидовичскому району ЕАО УНД ГУ МЧС России Свиридова Н.П., изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему. Исходя из положений ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Согласно протоколу об административном правонарушении № 5/4/4/1-2 от 02.02.2012 г., составленному дознавателем отделения надзорной деятельности по Смидовичскому району УНД ГУ МЧС России по ЕАО Свиридовым Н.П., ООО «Сахалинка» не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в целях заблаговременного осуществления мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Выявленное в ходе проверки невыполнение указанных требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ (л.д. 5-7). Как следует из акта проверки № 5/3,4 от 02.02.2012 г., в ходе данной проверки выявлены нарушения в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а именно: генеральный директор ООО «Сахалинка» не прошел обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны; не представлены документы, подтверждающие организацию и проведение подготовки персонала объекта действиям при чрезвычайных ситуациях; не представлены темы занятий и расписание занятий; не разработаны и не утверждены темы объектовых тренировок; отсутствует журнал учета проведения занятий (л.д.12-14). Из вводной части Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что данный Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статьей 2 данного Федерального закона определено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Кроме этого, статья 14 указанного выше Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ устанавливает обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Из смысла требований вышеуказанных норм следует, что организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а также осуществлять планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях. Как следует из части 1 статьи 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Из материалов дела установлено, что юридическое лицо, в отношении которого ведется административное производство, является обществом с ограниченной ответственностью, руководителем данного общества является генеральный директор Барабаш С.С. (л.д. 16, 20-21). В соответствии с п. 2.1 Устава ООО «Сахалинка», общество создано для удовлетворения социальных и общественных потребностей общества, а также для получения прибыли (л.д.17-19). Из копии лицензии № 918 от 12.07.2011 г. следует, что ООО «Сахалинка» имеет право осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией на 6 объектах, расположенных на территории пос. Смидович, и на 1 объекте в с. Белгородское Смидовичского района ЕАО (л.д. 22-23). В соответствии с п. «в» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Согласно подпункту «г» пункта 2 указанного выше Положения, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны пройти, в том числе, руководители организаций. Таким образом, суд пришел к выводу, что, несмотря на доводы жалобы генерального директора юридического лица Барабаш С.С. и представителя этого юридического лица Барабаш Ю.П., общество с ограниченной ответственностью «Сахалинка», в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, несет ответственность за невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Следовательно, в данном случае именно юридическое лицо – ООО «Сахалинка», а не его генеральный директор, является субъектом административного правонарушения в случае ненадлежащего исполнения данных обязанностей. В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что мировым судьей сделан правильный вывод о наличии в действиях юридического лица ООО «Сахалинка», состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ. В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание назначается в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение, при этом учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Санкция ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. При назначении наказания мировым судьей учтены смягчающие и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства содеянного, при этом наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи, в связи с чем доводы представителя юридического лица Барабаш Ю.П. о чрезмерно большом размере назначенного наказания являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление мирового судьи Николаевского судебного участка по делу об административном правонарушении от 01 марта 2012 года в отношении юридического лица ООО «Сахалинка» является законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Постановление мирового судьи Николаевского судебного участка ЕАО от 01 марта 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Сахалинка» по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу директора ООО «Сахалинка» Барабаш С.С. - без удовлетворения. Решение вступает в законную силу со дня его принятия. Судья А.И. Жукалина