Приговор по ст. 264 ч. 3 УК РФ (вступил в законную силу)



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г.Слюдянка 24 декабря 2010 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Т.А., при секретарях Казариной Н.А., Барлыкбаевой М.К., Сафоновой С.Н.,

с участием государственных обвинителей - помощников прокурора Слюдянского района Гагариной Л.Б. и Косаревой А.А., заместителя прокурора Слюдянского района Рохлецова А.А.,

с участием потерпевших ФИО1, ФИО2 и ФИО3,

подсудимого Шулепова В.А., защитника адвоката Байкальского филиала ИОКА Соломатова В.А., представившего удостоверение № *** и ордер № 759,

рассмотрев материалы уголовного дела № 1-24 /10 в отношении

Шулепова В. А., "ДАТА" года рождения, уроженца "АДРЕС" края, гражданина РФ, "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", проживающего по адресу: "АДРЕС", ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.3 УК РФ

У С Т А Н О В И Л :

Шулепов В. А., управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

31 июля 2009 года около 17 часов Шулепов В. А., управляя автомобилем "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № ***, осуществлял перевозку пассажиров из п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия в г.Ангарск Иркутской области и следовал по трассе Иркутск-Чита в направлении г.Иркутска.

В нарушение п.10.1 Правил дорожного движения РФ Шулепов В. А. вел автомобиль со скоростью, не обеспечивающей водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил, без учета сложности данного участка дороги, дорожных и метеорологических условий (дождь, мокрый асфальт), а также без учета особенностей и состояния транспортного средства, на задней оси которого были установлены шины с остаточной высотой рисунка протектора около и менее 1,00 мм.

В районе 87км (+537м) трассы Иркутск-Чита Шулепов В.А., управляя указанным транспортным средством, в котором находилось максимальное количество пассажиров 11 человек, не справился с управлением автобуса в условиях поворота и допустил съезд с трассы в кювет справа от дороги по ходу движения и опрокидывание автобуса. В результате совершенного ДТП пассажир автобуса "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** ФИО5 получила телесные повреждения, от которых скончалась на месте происшествия. Смерть ФИО5 "ДАТА".р. наступила от открытой тупой черепно-мозговой травмы. Телесные повреждения в виде открытой тупой черепно-мозговой травмы со множественными рвано-ушибленными ранами в области лица, со множественными многооскольчатыми переломами костей лицевого и мозгового черепа, с кровоизлияниями под оболочки мозга и с разрушением мозгового вещества относятся к категории, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Кроме того, в результате совершенного ДТП пассажир автобуса "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** ФИО3 получила телесные повреждения: тупая травма живота; разрыв капсулы печени, которое причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; ОЧМТ, ушиб головного мозга легкой степени тяжести, обширные рвано-ушибленные раны лица, головы, левого плеча, которые причинены действием тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью и относятся к категории повреждений причинивших легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком менее 21 дня; закрытый перелом средней трети левой ключицы, которое причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений, причинивших средней степени тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 21 дня; открытый перелом верхней челюсти, скуловой дуги слева, которые причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений, причинивших средней степени тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 21 дня; закрытый перелом левой лонной кости без смещения, которое причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений, причинивших средней степени тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 21 дня; обширные ушибы, ссадины туловища, конечностей, ушиб грудной клетки, которые причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений не причинивших вреда здоровью.

Пассажир автобуса "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** ФИО1 также в результате ДТП получила телесные повреждения: закрытый многооскольчатый внутрисуставной перелом дистального метаэпифиза большеберцовой кости, перелом наружной лодыжки со смещением костных отломков, супинационно - верхний подвывих правой стопы, которые причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений причинивших тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее, чем на 1/3; ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, которое причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений причинивших легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком менее 21 дня; ссадины верхних конечностей и туловища, которые причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений не причинивших вреда здоровью; закрытое повреждение КСА ШОП.

Подсудимый Шулепов В.А. вину в совершенном преступлении не признал, от дачи показаний отказался, воспользовавшись ст.51 Конституции РФ, пояснив, что настаивает на ранее данных им показаниях в ходе предварительного следствия.

По ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон в порядке ст.276 ч.1 п. 3 УПК РФ были оглашены показания Шулепова В.А. в томе 2 на л.д.127-131, данные им в качестве обвиняемого в ходе предварительного следствия.

Так, Шулепов В.А. показал, что весной 2008 года он заключил трудовой договор с ФИО4, согласно которому он на автомашине, принадлежащей ФИО4, был обязан в качестве водителя доставлять пассажиров до места назначения по различным маршрутам в пределах Иркутской области и Республике Бурятия. Письменный договор между ними не заключался. Он управлял различными автомашинами, принадлежащими ФИО4. Заработная плата была фиксированная и составляла 800 рублей в день. Его водительский стаж составляет с "ДАТА" года. Водительское удостоверение он получил в "ДАТА" году, открыты все категории, кроме категории «А». Навыки вождения свои оценивает как отличные. Ранее он управлял автомашинами российских и иностранных марок различных категорий. К административной ответственности за нарушение правил дорожного движения он привлекался однажды за то, что пассажир его автомашины не был пристегнут ремнем безопасности. К уголовной ответственности за нарушение ПДД не привлекался. 31 июля 2009 года в 08.00ч. он выехал из г.Ангарска в курорт Аршан Республики Бурятия на автомашине "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета государственный номер № ***, принадлежащей ФИО4, которой он управлял по рукописной доверенности выписанной на его имя. В Аршан он повез пассажиров и в 14ч.30 мин. должен был забрать там других пассажиров, следующих в г.Ангарск. С ним также по этому же маршруту ехала вторая автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" желтого цвета гос. № ***, принадлежащая ФИО4, под управлением ФИО6. В 14ч.30мин. этого же дня они с ФИО6 забрали в Аршане пассажиров и выдвинулись в сторону г.Ангарска. Он находился за управлением автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета государственный № ***, в салоне которой находилось 10 пассажиров и один пассажир на переднем пассажирском сиденье. Имена и фамилии пассажиров он не знает. На сиденье, расположенном за водителем спиной к дороге сидели мужчина, женщина и ребенок. На следующем сиденье находилась супружеская пара китайской или корейской национальности. На следующем, т.е. на третьем сиденье сидела супружеская пара русской национальности. На последнем заднем сиденье находились три девушки, одна из которых села в автомашину позже в д.Зун-Мурино. Сколько пассажиров было в автомашине под управлением ФИО6, он не знает. Он ехал впереди, ФИО6 двигался за ним. Проехав п.Култук, они остановились на площадке на серпантине, постояли примерно 20-25 минут и продолжили движение. Времени было около 17.00ч. Он двигался со скоростью примерно 70 км/ч. За ним на расстоянии примерно 200м-300м двигался ФИО6. Минут через 20 после того, как он начал движение, начался ливень. В этот момент он стал спускаться с горы и, увидев встречную автомашину легковую светлого цвета, которая двигалась по своей полосе движения, он стал притормаживать, т.е. нажимать на педаль тормоза. В тот момент, когда он стал притормаживать, заднюю часть автомашины занесло вправо и автомашину вынесло на правую обочину дороги в направлении г.Иркутска. Как после этого двигалась автомашина, он не знает, так как все произошло очень быстро, и он не успел сообразить. Помнит только, что автомашина, съехав на обочину, продолжила движение в сторону кювета, где опрокинулась на бок или на крышу, точно не помнит, после чего остановилась. Когда автомашина остановилась, он попытался выйти через водительскую дверь, которая оказалась заблокированной. После этого он разбил стекло в водительской двери, выбрался наружу и стал помогать пассажирам покинуть салон автомашины. У кого-то из пассажиров были царапины на теле или на лице, точно не помнит. У одной из девушек, находившихся на последнем сиденье, была разбита голова и на лице была кровь. Когда все пассажиры покинули салон, он прошел к заднему сиденью, и увидел одну из девушек, которая была без сознания. Он проверил у нее пульс, пульса не было. Какие у нее были повреждения, он не смотрел. Через некоторое время приехали сотрудники МЧС, скорая помощь и сотрудники милиции. Пострадавших увезла скорая помощь. В результате ДТП у него было сотрясение головного мозга и ушибы мягких тканей. Сотрудники милиции ходили с рулеткой, производили какие-то замеры. Его позже увезли в больницу г.Слюдянка, где он находился на лечении до утра следующего дня, после чего уехал в г.Ангарск, где продолжил лечение дома. В больницу не обращался. Техническое состояние а/м "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный № ***: рулевое управление, тормозная система, колеса, осветительные приборы были технически исправны. Какие автошины были установлены на автомобиле, он не обращал внимание. За техническим состоянием указанного транспортного средства следил владелец автомашины ФИО4. В момент ДТП транспортным средством управлял он. В месте ДТП дорожное покрытие было мокрый асфальт. Дорога имела спуск и незначительный поворот влево в направлении г.Иркутска. В месте происшествия перед ДТП во встречном направлении двигалась легковая автомашина. В попутном направлении за ним двигалась автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" под управлением ФИО6. Дорожных знаков не было. Разделительная полоса была сплошная. Скорость движения автомашины в момент ДТП была 70км/ч. После ДТП на автомашине был деформирован кузов, разбиты все стекла. Считает, что не нарушил требования ПДД РФ и предпринял все возможные меры для предотвращения ДТП. В момент ДТП он находился в нормальном состоянии, не был утомлен, алкогольных напитков, наркотических средств ни перед ДТП, ни после него не употреблял. По какой причине произошло ДТП, не знает.

Вина Шулепова В.А. подтверждается показаниями потерпевших, свидетелей, а также исследованными письменными доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела.

Так, потерпевшая ФИО3 суду показала, что 29 июля 2009 года она приобрела в турагентстве "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в г.Ангарске билет до Аршана. 30 июля 2009 года она вместе со своей двоюродной сестрой ФИО5 приехали в п.Аршан Тункинского района р.Бурятия, переночевали там и 31 июля 2009 года вместе возвращались обратно в Ангарск на микроавтобусе "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета. Билеты на обратный путь они приобретали сразу в г.Ангарске. Выехали они примерно в 14 часов 30минут, сели на заднее сиденье. Она сидела возле окна слева, а ФИО5 у окна справа. Потом она ничего не помнит, очнулась в больнице в г.Слюдянка, узнала, что в пути следования произошло ДТП. У нее была сломана ключица, разрыв капсулы печени, перелом челюсти, лицо обезображено, требуется пластическая операция.

Потерпевшая ФИО2 суду показала, что в данном дорожно-транспортном происшествии у нее погибла дочь - ФИО5 "ДАТА" года рождения, которая 30 июля 2009 года вместе с ФИО3 возвращалась из п.Аршан республики Бурятия, где они отдыхали, в г.Ангарск домой. 31 июля 2009 года от дочери ей пришло сообщение, что они возвращаются, затем в начале пятого часа дня дочь позвонила, сказала, что проехали п.Култук. Примерно в седьмом часу вечера ей сообщили из милиции, что дочь погибла.

Потерпевшая ФИО1 суду показала, что 31 июля 2009г. она находилась на автобусной остановке в с.Зун-Мурино Тункинского района р.Бурятия, ожидала маршрутное такси до г.Иркутска. Примерно около 16 часов подъехала автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" темно-зеленого цвета, которая двигалась в направлении г.Иркутска. Она села в указанный микроавтобус на заднее сиденье с правой стороны у окна. Рядом с ней сидели две девушки примерно одинаковые по возрасту. Не доезжая до п.Култук она для себя отметила, что автомашина неслась, т.к. девчонки постоянно подпрыгивали до потолка, смеялись. В п.Култук они сделали небольшую остановку. Потом по дороге был подъем и спуск, с которого они понеслись, она испугалась, т.к. увидела, что лобовое стекло покрыто капельками дождя, и они начали заваливаться направо. Потом она очнулась, выбралась через заднее стекло и отползла. Ее увезли в больницу в Слюдянку, а через сутки в Иркутск. У нее было несколько переломов лодыжки со смещением, повреждено колено, сильный ушиб шеи.

Кроме того, вина подсудимого Шулепова В.А. подтверждается и показаниями свидетеля ФИО7, которая показала суду, что 29 июля 2009 года она со своей дочерью ФИО8 и братом ФИО9 поехали отдыхать в Аршан. Маршрутное такси заказывали в г.Ангарске сразу туда и обратно. 31 июля 2009 года в 14 часов 30минут они выехали из Аршана на маршрутном такси - микроавтобусе "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" темно-зеленого цвета. Она с дочерью и братом сидели в салоне сразу за водителем спиной к нему. Проехав немного, на остановке взяли еще женщину, всего пассажиров в такси было 11 человек. Скорость машины была очень большая. Проехав п.Култук, они остановились на серпантине, чтобы отдохнуть. Она выходила из машины, была пасмурная погода, моросил дождь. Примерно через 15 минут они продолжили движение в направлении г.Иркутска. Водитель ехал с такой же большой скоростью, всех обгонял. Затем она увидела, как у других пассажиров поменялось выражение глаз, они закричали. В это время их машину понесло по ходу движения направо. Потом, как ей показалось, водитель резко затормозил, они раза три перевернулись, ее выбросило из маршрутки. Ее ребенок кричал в маршрутке, она вытащила дочь, стала кричать брата, но не сразу нашла его. Потом установили, что у нее и дочери имелись порезы, сотрясение головного мозга. У брата была сломана ключица.

Свидетель ФИО10 суду показала, что 29 июля 2009 года она поехала отдыхать в Аршан и 31 июля 2009 года возвращалась обратно в том же маршрутном такси "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета. Они сидела на переднем пассажирском сидении рядом с водителем. Кроме нее в салоне автомашины находились пассажиры, но сколько, точно не помнит. В 16.28 часов они остановились на серпантине в п.Култук, это время зафиксировано на ее видеокамере, когда она снимала Байкал. Через 10-15 минут продолжили движение. На спидометр машины она не смотрела, но скорость их машины была приличная, т.к. они обогнали другую маршрутку из Ангарска. Через несколько минут после завершения маневра обгона она наклонилась, чтобы поднять свою маленькую сумку, которая стояла на других сумках сверху и сползла на пол от большой скорости. Когда она подняла голову, поправив сумку, то увидела, что их машина резко поехала вправо, съехала на правую обочину дороги, затем в кювет справа от дороги. Затем она почувствовала сильный удар, на нее все свалилось. Когда машина съехала в кювет, она закрыла глаза, поэтому, что происходило дальше, она не видела. Каким образом перевернулась машина и сколько раз, она не знает. В каком положении остановилась автомашина, точно сказать не может, но она оказалась внизу. Затем она услышала крики людей и поняла, что пассажиров вытаскивают на улицу. Она стала кричать, т.к. боялась, что машина взорвется и ее вытащили. У нее была резаная рана на боку, сотрясение головы, растяжка левого голеностопного сустава, ушиб ног, вывих левого плеча. Потом она увидела, что в маршрутке в районе заднего сиденья находится девушка, тело которой свисало из окна задней двери на улицу и не подавало признаков жизни.

Свидетель ФИО11 суду показал, что работает в должности старшего инспектора по розыску автомототранспорта в ОГИБДД ОВД ПО Слюдянскому району. 31 июля 2009 года около 17 часов поступила информация о том, что в районе 88 км трассы Иркутск - Чита произошло ДТП с пострадавшими. Прибыв на место происшествия, он увидел, что в кювете справа от дороги по ходу движения в сторону г.Иркутска на правой стороне лежит автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета. В салоне автомашины на заднем сиденье находился труп девушки. У автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" был полностью деформирован кузов, разбиты стекла. На правой обочине дороги и в кювете справа от дороги в направлении г.Иркутска имелись следы съезда и движения автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". В том месте, где произошло ДТП, дорога имела спуск и поворот. В тот момент, когда они приехали на место ДТП, асфальт был сухой, но через несколько минут начался дождь.

Допрошенные в качестве свидетелей инспекторы ОГИБДД ОВД по Слюдянскому району ФИО12 и ФИО13 суду показали, что 31 июля 2009 года они находились на службе, когда примерно в 17 часов поступило сообщение, что в районе 88 км трассы Иркутск-Чита произошло ДТП с пострадавшими. Прибыв на место происшествия, они увидели, что на указанном месте находится служебная автомашина МЧС, автомашина скорой помощи. В кювете справа от дороги по ходу движения в сторону "АДРЕС" на правой стороне лежала автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета. Около автомашины возле задней двери находился труп женщины, у которой было повреждено лицо. В автомашине никого не было. Пострадавшие из этой автомашины находились в автомашинах скорой помощи. У автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" был полностью деформирован кузов, разбиты стекла. На правой обочине дороги и в кювете справа от дороги имелись следы съезда автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" с проезжей части дороги. Также в кювете справа от дороги имелась осыпь стекла и разбитый задний стоп-сигнал от указанной автомашины. Из опроса пассажиров установили, что водитель превысил скорость, в том месте дорога имеет закругление и спуск. Дорожное покрытие в этом месте никаких выбоин не имеет, но оно было влажным. После оформления необходимых документов, автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" была транспортирована на стоянку КПМ «Рубеж».

Кроме того, свидетель ФИО12 показал, что он обратил внимание на то, что у автомашины было неудовлетворительное состояние покрышек, резина была «лысая», особенно заднее левое колесо.

Супруги ФИО14 и ФИО15, допрошенные в качестве свидетелей, суду показали, что 26 июля 2009 года они поехали отдыхать в Аршан. 31 июля 2009 года в 14 часов 30минут они возвращались в "АДРЕС" на маршрутном такси «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ"» темного цвета. Двигались они очень быстро, и даже испытывали от этого дискомфорт, так как машина подпрыгивала, и их болтало из стороны в сторону. В их маршрутке находилось 11 пассажиров. Они сидели на третьем пассажирском сиденье. За "АДРЕС" они остановились и через 15 минут продолжили движение. Их машина продолжала двигаться с большой скоростью. В какой-то момент девушки, сидящие сзади, закричали, и они увидели, что их машина двигается правым боком к правой обочине дороги, затем съехала в кювет справа от дороги, произошел удар, ФИО14 потеряла сознание и пришла в себя, услышав голос мужа, который вытащил ее из машины и положил на землю, где она лежала до приезда скорой помощи. ФИО14 видела, что из окна задней двери на улицу свисает тело одной из девушек, которая не подавала признаков жизни. Также она слышала, что у одной из девушек была сломана нога, кто-то просил еще о помощи. Через некоторое время приехала скорая помощь и ФИО14 с другими пострадавшими увезли в больницу в "АДРЕС". В момент ДТП был дождь.

При этом свидетель ФИО15 указал, что асфальт был мокрый, водитель начал притормаживать перед поворотом, их машину занесло. Затем он ощутил, что микроавтобус перевернуло несколько раз, после чего он остановился на правом боку.

Свидетель ФИО4 суду показал, что у него в собственности находится автомашина "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" зеленого цвета государственный № ***, которую он приобрел в 2007 году. Автомашина находилась в технически исправном состоянии. В 2008 году он производил замену двигателя на указанной автомашине, сам следил за ее техническим состоянием, когда ездил на ней. В начале или середине июля 2009 года Шулепов попросил у него эту автомашину "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", чтобы подработать. Он передал Шулепову технический паспорт, выписал рукописную доверенность на имя Шулепова и дал ему указанную автомашину. Куда именно ездил Шулепов, он не знает. 31 июля 2009 года в вечернее время ему позвонил Шулепов В.А. и сообщил, что за п.Култук попал в ДТП и есть пострадавшие, подробности не рассказывал. Он сразу поехал в г.Слюдянку, где на посту ГИБДД увидел принадлежащую ему автомашину "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", у которой был сильно деформирован весь кузов. Потом он поехал в больницу к Шулепову, который по факту ДТП ничего не пояснял, сказав, что у него сильно болит голова. Деньги за аренду автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный № *** Шулепов ему не платил. Цель поездки и маршрут движения ему не известен, Шулепов ему об этом не говорил. Шулепов заключал договор на оказание услуг с ИП "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", когда работал на маршруте Ангарск - Иркутск и ездил на принадлежащей ему автомашине "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". С ним Шулепов трудовой договор никогда не заключал, так как он не является индивидуальным предпринимателем, и никогда самостоятельно не занимался перевозкой пассажиров. Шулепова В. А. он знает с лета 2008 года. Он ответственный, спиртным не злоупотреблял. Когда он работал на принадлежащей ему автомашине "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по маршруту Ангарск - Иркутск, он совершил ДТП без пострадавших в г.Ангарск, врезался в стоящую автомашину.

По ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон судом были оглашены и исследованы показания несовершеннолетнего свидетеля ФИО8, которая со слов ее матери ФИО7 не смогла приехать в г.Слюдянка на судебное заседание в связи с психологической травмой в результате ДТП.

Свидетель ФИО8 в ходе предварительного следствия пояснила, что в конце июля 2009 года они с мамой ФИО7 и ее братом ФИО9 поехали отдыхать в Аршан, пробыли там три дня и поехали обратно в г.Ангарск на микроавтобусе зеленого цвета. кроме них в микроавтобусе были другие пассажиры, но сколько их было, она не помнит. Они с мамой и ФИО9 сидели сразу за водителем спиной к нему: мама около окна, а она по середине. По дороге они останавливались отдохнуть и снова поехали дальше. Через некоторое время она увидела, что их машина стала двигаться к правой обочине, но прямо или боком, она не помнит. Потом она повернулась к водителю и увидела, что он поворачивает руль влево. Потом их машина съехала с дороги вправо и перевернулась через бок три раза, после чего остановилась на правом боку. Она почувствовала боль в левом колене и левой руке. Она позвала маму и увидела, что ее нет в машине. Потом мама подошла к машине и помогла ей выбраться. Что происходило дальше, она не видела, так как не обращала на это внимания, потому что очень испугалась. Через некоторое время они с мамой и дядей уехали в г.Ангарск (том 1 л.д. 139-140).

Кроме того, вина Шулепова В.А. подтверждается протоколом осмотра места происшествия и схемой места ДТП от 31 июля 2009 года, согласно которых был осмотрен участок дороги в районе 87км (+537м) трассы Иркутск-Чита. На момент осмотра погода пасмурная, кратковременный дождь, освещение естественное, дорожное покрытие - асфальт мокрый, выбоин нет. Ширина проезжей части 6,4м. На схеме места ДТП зафиксированы следы борождения на правой обочине дороги по ходу движения в сторону г.Иркутска: левый след длиной 8,2м, начальная точка которого находится на расстоянии 0,34м от правого края проезжей части, конечная точка находится на расстоянии 1,9м от правого края проезжей части. Правый след длиной 11,2, начальная точка которого находится на расстоянии 0,48м от правого края проезжей части и на расстоянии 463,69м от километрового столбика с отметкой «88», конечная точка находится на расстоянии 1,87м от правого края проезжей части. Далее в направлении г.Иркутска в кювете справа от дороги находится осыпь стекла размером 3,9м х 0,8м, начальная точка которой находится на расстоянии 5,9м от правого края проезжей части, конечная точка находится на расстоянии 7,8м от правого края проезжей части. В ходе осмотра проводилась фотосъемка. С места происшествия изъяты: автомобиль "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № ***; разбитый задний правый стоп-сигнал от автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** (том 1 л.д.5-18).

Согласно протоколу осмотра предметов от 18.08.2009г. осмотрен изъятый в ходе осмотра места происшествия автомобиль "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № ***, который имеет механическое повреждения: полная деформация кузова, разбиты все стекла, деформированы двери, разбиты осветительные приборы (том 1 л.д.99-100)

Постановлением от 18.08.2009г. признан и приобщен к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства изъятый в ходе осмотра места происшествия автомобиль "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** (том 1 л.д.101).

Из протокола осмотра предметов от 13.10.2009г. следует, что осмотрен изъятый в ходе осмотра места происшествия разбитый задний правый стоп-сигнал от автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** (том1 л.д.87-89), который приобщен к материалам дела в качестве вещественного доказательства (том 2 л.д.90).

Согласно выводов эксперта в заключении № *** от "ДАТА" смерть ФИО5 "ДАТА".р. последовала от открытой тупой черепно-мозговой травмы. Смерть ФИО5 наступила за 12-24 часа до судебно-медицинского исследования. Телесные повреждения - открытая тупая черепно-мозговая травма со множественными рвано-ушибленными ранами в области лица, со множественными многооскольчатыми переломами костей лицевого и мозгового черепа, с кровоизлияниями под оболочки мозга и с разрушением мозгового вещества причинены действием тупых твердых предметов, относятся к категории, причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, причинены за несколько минут-часов до наступления смерти, т.е. могли быть причинены 31.07.2009 г. при ДТП. Учитывая локализацию и характер телесных повреждений, можно предположить, что ФИО5 в момент ДТП могла находиться на пассажирском сиденье справа, но не исключены и другие варианты (том 1 л.д.38-39).

Из заключения эксперта № *** от "ДАТА" следует, что у ФИО1 имелись повреждения: а) закрытый многооскольчатый внутрисуставной перелом дистального метаэпифиза большеберцовой кости, перелом наружной лодыжки со смещением костных отломков. Супинационно - верхний подвывих правой стопы. Данные телесные повреждения причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений причинивших тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее, чем на 1/3 и могло быть причинено 31.07.2009г., б) закрытое повреждение КСА ШОП. Степень тяжести данного телесного повреждения будет выставлена по выздоровлению, в) ЗЧМТ, сотрясение головного мозга. Данное телесное повреждение причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений причинивших легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком менее 21 дня и могло быть получено 31.07.2009г., г) Ссадины верхних конечностей и туловища. Данные телесные повреждения причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений непричинивших вреда здоровью и могли быть причинены 31.07.2009г. Данные телесные повреждения могли быть получены при обстоятельствах и времени, указанных в постановлении, т.е. 31 июля 2009 года при ДТП (том 2 л.д.1-3).

В соответствии с заключением эксперта № *** от "ДАТА" у ФИО3 имелись повреждения: а) Тупая травма живота. Разрыв капсулы печени. Данное телесное повреждение причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений причинивших тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и могло быть причинено 31.07.2009г. б) ОЧМТ. Ушиб головного мозга легкой степени тяжести, обширные рвано-ушибленные раны лица, головы, левого плеча. Данные телесные повреждения причинены действием тупых твердых предметов с ограниченной поверхностью и относятся к категории повреждений причинивших легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком менее 21 дня и могли быть получены 31.07.2009г. в) Закрытый перелом средней трети левой ключицы. Данное телесное повреждение причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений, причинивших средней степени тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 21 дня и могло быть причинено 31.07.2009г. г) Открытый перелом верхней челюсти, скуловой дуги слева. Данные телесные повреждения причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений, причинивших средней степени тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 21 дня и могли быть причинены 31.07.2009г. д) Закрытый перелом левой лонной кости без смещения. Данное телесное повреждение причинено действием тупых твердых предметов и относится к категории повреждений, причинивших средней степени тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 21 дня и могло быть причинено 31.07.2009г. е) Обширные ушибы, ссадины туловища, конечностей, ушиб грудной клетки. Данные телесные повреждения причинены действием тупых твердых предметов и относятся к категории повреждений непричинивших вреда здоровью и могли быть причинены 31.07.2009г. Данные телесные повреждения могли быть получены при обстоятельствах и времени, указанных в постановлении, т.е. 31.07.2009 года при ДТП ( Том 2 л.д.60-63).

Кроме того, в ходе судебного следствия судом по ходатайству потерпевшей была назначена дополнительная судебно-медицинская экспертиза. В соответствии с заключением № *** от "ДАТА" у ФИО3 имеются телесные повреждения - множественные рвано-ушибленные раны лица слева, след от которых в виде выступающих ярко выраженных рубцов в области левой половины лица с деформацией лица в щечно-подбородочной области слева с опущением левого угла рта и ограничением подвижности в левой щечно-подбородочной области при разговоре относятся к повреждениям неизгладимым.

Телесные повреждения - множественные рвано-ушибленные раны в области лица слева при определении причиненного вреда здоровью следует рассматривать в совокупности с открытой черепно-мозговой травмой с ушибом головного мозга легкой степени тяжести, которую следует отнести к телесным повреждениям, причинившим средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более трех недель.

Из заключения автотехнической экспертизы № *** от "ДАТА" следует, что определить экспертным путем скорость движения автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** перед происшествием не представилось возможным. 2.С технической точки зрения, в условиях сложившейся дорожно-транспортной ситуации, водитель автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** Шулепов В.А. должен был руководствоваться требованиями пункта 10.1. части 1-ой ПДД РФ. 3. На передней оси автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** установлены идентичные шины модели "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". На задней оси автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** установлены идентичные шины фирмы "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" модели "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". 4. Установленные на задней оси автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** шины, остаточная высота рисунка протектора которых составляет около и менее 1,0 мм, не соответствуют требованиям приложения к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ. Установленные на передней оси автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный регистрационный знак № *** шины удовлетворяют требованию приложения к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ (том 1 л.д.108-120).

Давая правовую оценку действиям подсудимого Шулепова В.А., суд исходит из того, что он, управляя автомобилем, пренебрег требованиями п.1.3 и п.1.5 ПДД РФ, согласно которого участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжение регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами, не соблюдал относящиеся к нему требования Правил и действовал, создавая опасность и причиняя вред.

Проявив преступную небрежность в пути следования, Шулепов В.А. не избрал скорость с учетом технического состояния транспортного средства, метеорологических и дорожных условий, обеспечивающую водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования Правил, чем нарушил требования п.10.1 ПДД РФ, согласно которого водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил, при опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства..

Кроме того, в прямой причинной связи с последствиями находится и нарушение Шулеповым В.А. требований пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, согласно которого запрещается эксплуатация автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, так как согласно п.5.1 ч.5 Перечня шины автобусов должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 2мм.

Обнаружив опасность для движения, когда автомобиль стало заносить вправо в кювет, Шулепов В.А. не смог принять все возможные меры для предотвращения ДТП, вплоть до остановки транспортного средства. Допущенные им нарушения Правил дорожного движения повлекли опрокидывание автомобиля и по неосторожности Шулепова В.А. - смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью двух человек.

Органами предварительного следствия Шулепову В.А. предъявлено обвинение в нарушении требований п.2.1.1 Правил дорожного движения, согласно которого водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку. Шулепов В.А. осуществлял перевозку пассажиров из п.Аршан Тункинского района Р.Бурятия в г.Ангарск Иркутской области и следовал по трассе Иркутск-Чита в направлении г.Иркутска, не имея указанных документов.

Однако, суд исключает из обвинения Шулепова В.А. нарушение им указанного пункта 2.1.1 ПДД РФ, который не состоит в причинной связи с наступившими последствиями. Отсутствие у водителя транспортного средства водительского удостоверения и документа подтверждающего право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, которые он обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки, не может состоять в прямой причинной связи с ДТП.

Установленные в судебном заседании у потерпевшей ФИО3 телесные повреждения - множественные рвано-ушибленные раны лица слева, след от которых в виде выступающих ярко выраженных рубцов в области левой половины лица с деформацией лица в щечно-подбородочной области слева с опущением левого угла рта и ограничением подвижности в левой щечно-подбородочной области при разговоре относятся к повреждениям неизгладимым, и, по мнению суда, исходя из эстетических представлений и всех обстоятельств дела, являются неизгладимым обезображиванием лица. Однако, данное обстоятельство не может повлиять на квалификацию действий подсудимого.

Суд считает вину подсудимого Шулепова В.А. в содеянном установленной и доказанной и квалифицирует ее действия по ч.3 ст.264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью человека, что находится в прямой причинной связи с нарушением подсудимым Шулеповым В.А. требований Правил дорожного движения РФ и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Суд находит несостоятельными доводы подсудимого и его защитника о том, что Шулепов В.А. не нарушал требований пункта 10.1 ПДД РФ и пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, что ДТП могло произойти по причине того, что имелись технические изменения в задней подвеске автомашины "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", вследствие чего мог сместиться центр тяжести автомашины. Согласно заключению эксперта № *** от "ДАТА" на автомобиле "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный знак № *** имелись технические изменения задней подвески в виде дополнительно установленного рессорного листа, который увеличил жесткость штатно установленной рессоры. Однако, балка располагается штатно и центровой болт каких-либо смещений не имеет, т.е. задняя ось автомобиля располагается штатно без отклонений, поэтому установленный дополнительно рессорный лист не мог повлиять на безопасность движения и не мог послужить причиной данного ДТП.

Суд полагает, что именно избранная водителем Шулеповым В.А. скорость управления автомобилем при наличии на шинах задней оси автомобиля недопустимой остаточной высоты рисунка протектора около и менее 1,00 мм, и мокрого дорожного покрытия, не обеспечила ему возможность удержать автомобиль в условиях опасного участка дороги, что повлекло его неуправляемость и опрокидывание.

Таким образом, на основании вышеприведенных, согласующихся между собой доказательств, суд приходит к выводу о виновности Шулепова В.А. в нарушении лицом, управляющим автомобилем, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека и причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Психическое состояние здоровья подсудимого Шулепова В.А. не вызывает у суда сомнений в его полноценности. Шулепов В.А. не состоит на учете у врача-психиатра, никакими психическими заболеваниями не страдает, в судебном заседании вел себя адекватно, активно защищался, а поэтому, как лицо вменяемое, подлежит уголовной ответственности и наказанию за содеянное.

При назначении наказания подсудимому Шулепову В.А., суд в соответствии со ст.60, 62 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, данные о личности виновного, а также влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд учитывает совершение преступления впервые, оказание помощи потерпевшим непосредственно после совершения преступления, частичное возмещение имущественного ущерба и морального вреда потерпевшим, причиненных в результате преступления, направленные на заглаживание вреда.

Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст.63 УК РФ, суд не усматривает.

Суд учитывает, что Шулепов В.А. ранее не судим, по месту жительства и месту работы характеризуется исключительно положительно, а также учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым неосторожного преступления, относящегося в соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести.

Согласно статье 6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Суд учитывает, что деяния Шулепова В.А. хотя и являются неосторожными, однако степень общественной опасности данного преступления большая, поскольку в результате действий подсудимого пострадали не только те лица, которые признаны потерпевшими по данному уголовному делу, но и остальные пассажиры маршрутного такси, которые получили вред здоровью легкой и средней степени тяжести, а также моральную травму.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются имеющимися в материалах уголовного дела заключениями судебно-медицинских экспертиз № *** от "ДАТА" в отношении ФИО14, № *** от "ДАТА" - ФИО8, № *** от "ДАТА" - ФИО10, № *** от "ДАТА" - ФИО7, № *** от "ДАТА" - ФИО16, № *** от "ДАТА" - ФИО17, № *** от "ДАТА" - ФИО9

Совокупность вышеуказанных обстоятельств с учетом влияния наказания на исправление подсудимого, условия его жизни, с учетом принципов индивидуализации и справедливости наказания, мнения потерпевших и позиции государственного обвинения, обосновывает вывод суда о том, что Шулепову В.А. необходимо назначить наказание в условиях изоляции его от общества, с отбыванием наказания в колонии-поселении.

При этом суд принимает во внимание, что Шулепов В.А. от следствия и суда не уклонялся, имеет постоянное место жительства в "АДРЕС", избранную в отношении него меру пресечения - подписку о невыезде и надлежащем поведении не нарушал, в связи с чем у суда нет оснований заключать Шулепова В.А. под стражу до вступления приговора в законную силу и направления его к месту отбывания наказания.

С учетом конкретных обстоятельств дела, личности подсудимого суд считает необходимым назначить подсудимому Шулепову В.А. и дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, поскольку ранее Шулепов В.А. неоднократно привлекался к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, что подтверждается имеющимися в материалах дела сведениями ИБД «Регион».

Разрешая вопрос предъявленных гражданских исков ФИО3, ФИО2 и ФИО1, суд считает необходимым оставить заявленные исковые требования без рассмотрения, в связи с необходимостью привлечения других заинтересованных лиц при рассмотрении заявленных исковых требований, уточнения расчетов, связанных с гражданским иском, разъяснив возможность обращения с исковыми требованиями в порядке гражданского судопроизводства.

В материалах уголовного дела имеется документальное подтверждение того, что собственником автомобиля "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный знак № ***, является ФИО4. Соответственно, вещественное доказательство - указанный автомобиль, хранящийся на арестплощадке КПМ «Рубеж» в "АДРЕС"» следует возвратить собственнику.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Шулепова В. А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.3 УК РФ УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, с лишением права управления транспортным средством на 1 год.

Наказание отбывать в колонии-поселении, указанной в предписании территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.

Меру пресечения Шулепову В.А. - подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить прежней до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства по уголовному делу по вступлению приговора в законную силу - автомашину "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" государственный знак № ***, хранящуюся на арестплощадке КПМ «Рубеж» в "АДРЕС", разбитый задний правый стоп-сигнал от автомобиля, хранящийся при уголовном деле, вернуть собственнику - ФИО4.

Гражданские иски, заявленные ФИО3, ФИО2 и ФИО1 оставить без рассмотрения, в связи с необходимостью привлечения других заинтересованных лиц при рассмотрении заявленных исковых требований, уточнения расчетов, связанных с гражданским иском, разъяснив указанным лицам возможность обращения с исковыми требованиями в порядке гражданского судопроизводства.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: подпись.

Копия верна: Судья