о признании бездействия главы муниципального образования



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2010 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Михайловой В.А., с участием помощника прокурора ... Кулагина А.В., представителя Администрации ... муниципального образования по доверенности от ... года Азарова В. И., при секретаре Людвиг В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-441\10 по заявлению прокурора ... в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации ... муниципального образования выразившегося в не обращении с заявлением в Федеральную регистрационную службу о постановке на учет артезианских скважин (водозаборных сооружения), расположенных в поселке ..., улица ..., ***, улица ... ***, улица ... ***, улица ... ***, и возложении на администрацию ... муниципального образования обязанности обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества (артезианских скважин), суд

Установил:

В обоснование заявленных требований и уточнений к ним, прокурор указал, что в силу п. 4 ч 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Администрация ... городского поселения в целях осуществления водоснабжения населения передала по договору от ...г. в ЗАО «***» имущество согласно приложения ***, в котором значатся 9 артезианских скважин.

В то же время, согласно договора *** от ...г., заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом района и ... муниципальным образованием, о передаче имущества в безвозмездное пользование, муниципальный район передал поселению имущество для выполнения возложенных на него полномочий в соответствии с требованиями ФЗ № 131- ФЗ, в числе которого только 6 артезианских скважин. Договор действует до принятия закона области, в соответствии с которым имущество будет передано в порядке разграничения муниципального имущества в соответствии с требованиями ст. 85 ФЗ № 131- ФЗ.

При этом, две артезианские скважины из указанного перечня, а именно артезианская скважина «***» по ул. ..., строение *** и по ул. ..., ***, в соответствии с законом области от ...г. *** «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальным образованием ... район и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями» переданы в собственность ... муниципального образования. Другие артезианские скважины, переданные по договору безвозмездного пользования а именно: скважины ***, *** в ..., две скважины, находящиеся на территории ... в реестре муниципального имущества муниципального образования ... по состоянию на ...г. не значатся, как не значатся в реестре муниципального имущества ... муниципального образования.

Кроме того, письмом от ...г. за исх. ***, направленным в прокуратуру района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации района подтвердил, что артезианские скважины по адресу ..., ***, ..., ***, ..., ***, ..., ***, ..., ..., *** не являются объектами муниципальной собственности, на балансе ... не состоят, по договору *** о передаче имущества в безвозмездное пользование не передавались.

Директор ООО «***» ФИО1 дал ...г. пояснения о том, что предприятие, осуществляя водоснабжение населения ... муниципального образования, эксплуатирует артезианские скважины, расположенные по ул. ..., ..., ..., ... без соответствующих документов. При этом, ни ООО «***», ни ЗАО «***» собственниками скважин не являются.

ЗАО «***» (организация, осуществляющая управление многоквартирными домами на территории ... м.о.) .... обратилось с письмом на имя главы ... муниципального образования с предложением дополнить перечень имущества, переданного по договору безвозмездного пользования от ...г. водозаборными сооружениями - скважинами «***», «***», «***», «***», которые в настоящее время эксплуатируются ООО «***».

Вышеизложенная ситуация свидетельствует о том, что в настоящее время на территории ... муниципального образования находятся водозаборные сооружения (артезианские скважины) эксплуатируемые ООО «***», являющиеся фактически бесхозяйными, поскольку водозаборные сооружения, расположенные:: по адресу: ..., ***, ..., ***, .... ***, .... ..., ..., ***, ..., ..., не значатся в реестре муниципальной собственности ни муниципального образования ..., ни ... муниципального образования, т.е. не имеют собственника.

В силу п. 1 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 № 627 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Водозаборные сооружения (артезианские скважины) в силу того, что не имеют собственника, не подлежат надлежащему содержанию, не осуществляется текущий и капитальный ремонт этих сооружений. ООО «***», не являясь пользователем этих сооружений на законных основаниях, не несет бремя содержания.

Не проявление инициативы (бездействие) со стороны ... муниципального образования о постановке на учет артезианских скважин (водозаборных сооружений) нарушает интересы населения муниципального образования, поскольку бесхозяйные недвижимые объекты: артезианские скважины (водозаборные сооружения) ненадлежащее состояние которых в силу того, что они никому не принадлежат, создает угрозу чрезвычайных ситуаций для жизни и здоровья людей.

Тот факт, что у водозаборных скважин нет собственника, влечет невозможность обеспечения сохранности не только этих объектов недвижимости, но и месторождения -артезианской воды, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния сооружения, а также может повлечь загрязнение водного горизонта.

Согласно письма ФГУНПГП «***» от ...., на территории ... и ... имеется 35 водозаборных скважин и только две стоят на федеральном учете в Территориальном агентстве по недропользованию ....

Водозаборные (артезианские) скважины - объекты недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, т.е. отвечают признакам недвижимого имущества согласно ст. 130 ГК. Это также подтверждается Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359.

Обращение бесхозяйных объектов в муниципальную собственность позволит привести их в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и выделенных муниципальному образованию целевых субсидий из бюджетов других уровней, распоряжаться ими, в том числе сдавать в аренду, отчуждать и т.д., получая дополнительный источник пополнения местного бюджета.

В связи с изложенным, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации ... муниципального образования, не обратившейся с заявлением в Федеральную регистрационную службы о постановке на учет артезианских скважин (водозаборных сооружений), расположенных по адресу: пос. ... ... ... ***, ... ***, ... ***, ... ***.

Возложить на администрацию ... муниципального образования обязанность обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества -водозаборных (артезианских) скважин.

Представитель главы Администрации ... муниципального образования Азаров В.И. с заявленными требованиями прокурора с учетом уточнений согласился, при этом, указал, что в настоящее время работа по принятию в собственность вышеуказанных прокурором объектов, ведется работниками администрации.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, с учетом уточнений, по следующим основаниям.

В силу части 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу пункта 4 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного постановлением Правительства РФ 17 сентября 2003 г. за N 580 на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что артезианские скважины (водозаборные сооружения), расположенные по адресу: пос. ... ***, ... ***, ... ***, ... *** не являются муниципальной собственностью муниципального образования ..., в реестре объектов недвижимого имущества муниципального образования ... не значились и не значатся, на балансе ... района не состоят, нашло свое подтверждение письмами МУ «Орган администрации муниципального образования ... - Комитет по управлению муниципальным имуществом района» от ... года за *** л.д.21) от ... года за *** л.д.26).

То обстоятельство, что данные водные объекты эксплуатируются ООО «***» нашло свое подтверждение сообщением и.о. директора ЗАО «***» ФИО2 от ... года за *** л.д.11).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что указанные водные объекты не имеют собственника, не производится их надлежащее содержание, то есть являются бесхозными.

Однако, до настоящего времени, Администрация ... муниципального образования не проявила инициативы для надлежащего оформления и закрепления собственности на водные скважины, из которых осуществляется водоснабжения населения и они имеют крайне важное значения для жизнедеятельности населения пос. ...

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора ..., поданного в защиту интересов муниципального образования, неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации ... муниципального образования выразившегося в не обращении с заявлением в Федеральную регистрационную службу о постановке на учет артезианских скважин (водозаборных сооружения), расположенных в пос. ..., ***, улица ... ***, улица ... ***, улица ... *** и возложении на администрацию ... муниципального образования обязанности обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества (артезианских скважин) удовлетворить.

Признать бездействия Администрации ... муниципального образования выразившиеся в не обращении с заявлением в федеральную регистрационную службу о постановке на учет артезианских скважин (водозаборных сооружений), расположенных в пос. ..., ***, улица ... ***, улица ... ***, улица ... *** незаконным.

Возложить на администрацию ... муниципального образования обязанности обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества (артезианских скважин).

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья