о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Слюдянка

17 августа 2010 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей федеральной судьи Жулидовой Н.Г.,

при секретаре Хотенцевой Л.В.,

с участием представителя заявителя Козлова А. А. по нотариальной доверенности Клименко Ю. Л.,

а также с участием администрации муниципального образования ... в лице Суворовой А. Ю., действующей по доверенности от ... года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-510-10 по заявлению Козлова А. А. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования ... в предоставлении земельного участка в собственность за плату и возложении на орган местного самоуправления обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения,

у с т а н о в и л :

В обоснование заявленных требований указано, что ... года Козлов А.А. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу ... площадью 570 кв. метров ( фактически речь шла о переоформлении ранее возникшего права - участок существует до введения в действие Земельного Кодекса РФ, границы установлены забором). К заявлению прилагались все необходимые документы.

... года администрация отказала заявителю в его законном праве, ссылаясь на то, что кадастровый паспорт состоит только из раздела В1, что не позволяет определенно установить недвижимое имущество. Между тем участок Козлова А.А. относится к участкам, указанным в п. 1 ст. 25.2 Федерального Закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а потому предоставление раздела В 2 не требуется.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Клименко Ю.Л. доводы заявления поддержал и уточнил, что Козлов А.А. лишен возможности переоформить права на земельный участок в порядке ст. 25.2 Федерального Закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поскольку отсутствуют документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка на определенном праве. Следовательно, Козлов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеет право бесплатно приобрести право собственности на спорный земельный участок в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако, Козлов А.А. просил предоставить земельный участок за плату, поскольку кадастровая стоимость земельного участка не большая.

Представитель администрации муниципального образования ... Суворова А.Ю. полагала, что отказ в предоставлении земельного участка по мотивам не предоставления раздела Б.2 к кадастровому паспорту совершен в соответствии с законом; права заявителя на переоформление земельного участка в другом порядке не нарушены. При этом администрация не оспаривала юридического факта владения гражданином земельным участком на праве постоянного ( бессрочного) пользования и отсюда права на приватизацию земельного участка, однако полагала, что при отсутствии раздела В2 в договоре купли-продажи невозможно указать данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче.

Козлов А.А. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представил письменное заявление (л.д. 28).

Выслушав пояснения и возражения сторон, суд приходит к выводу, что заявителем избран правильный вид гражданского судопроизводства, т.к. отказ местной администрации по мотиву непредоставления необходимых документов может быть оспорен по правилам главы 25 ГПК РФ.

Также суд приходит к выводу, что отказывая в предоставлении в собственность земельного участка по мотивам отсутствия в кадастровом паспорте земельного участка сведений о границах земельного участка, т.е. по мотиву отсутствия раздела В.2, орган местного самоуправления ошибочно исходил из того, что этот участок не подлежит введению в гражданский оборот.

К такому выводу суд приходит, исходя из следующего.

На основании свидетельства о государственной регистрации права Козлов А.А. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу .... Основание - договор купли-продажи дома от ... года (л.д.42).

Из кадастрового паспорта по состоянию на ... года установлено, что земельный участок площадью 570 кв. метров по указанному адресу учтен с ... года, имеет кадастровый номер ***. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. Имеется отметка о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кадастровый номер *** равнозначен кадастровому номеру *** (л.д. 13).

Из сообщения государственного регистратора от ... года следует, что в Едином государственном реестре отсутствуют сведения записи о регистрации прав на объект недвижимого имущества земельный участок по адресу ...,ул. Комсомольская, 81 (л.д.44).

... года администрация муниципального образования ... отказала в предоставлении земельного участка Козлову А.А., ссылаясь на отсутствие в кадастровом паспорте раздела В.2, предназначенного для отображения плана ( чертежа, схемы земельного участка). По мнению администрации, представленный кадастровый паспорт земельного участка не содержит надлежащих сведений о границе земельного участка ( координатах характерных точек границы земельного участка) в соответствии с требованиями земельного законодательства, в силу чего этот участок не подлежит введению в гражданский оборот на основании решения органа местного самоуправления до выполнения требуемых Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости» процедур (л.д. 7).

Отказ в предоставлении земельного участка по мотивам непредоставления раздела В.2 является незаконным, а доводы о том, что такой участок не подлежит введению в гражданский оборот являются ошибочными, поскольку решение органа местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю в порядке, предусмотренном Законом о регистрации прав.

Так, в силу ст. 17 пункта 1 и ст. 25.2 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством.

Случаи, при которых возможно предоставление на государственную регистрацию кадастрового паспорта, не содержащего раздел В.2, прямо были предусмотрены законом (пункт 4 статьи 18, пункт 4 25.2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ), в настоящее время предусмотрены п. 11 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

То есть до ... года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, являлся кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества без раздела В.2.

На основании статьи 3 Федерального закона N ФЗ-93 от 30 июня 2006 года в редакции от 21 декабря 2009 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" внесены изменения в статью 25.2 Федерального Закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которой государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие настоящего Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного и жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого или постоянно бессрочного пользования, либо если в акте, свидетельстве и другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей.

В соответствии с действующим земельным законодательством Козлов А.А. имеет право на передачу ему данного участка в собственность, поскольку отсутствие согласования границ земельного участка, принадлежащего землепользователю на любом законном праве, не лишает его права поставить земельный участок на кадастровый учет по декларированной площади и зарегистрировать свое право на него в ФРС с тем, чтобы в последующем решить вопрос об установлении границ в соответствии с ФЗ-221 "О государственном кадастре недвижимости".

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Из представленного суду технического паспорта на жилой дом, видно, что по данным технической инвентаризации по состоянию на ... год площадь фактически используемого земельного участка составляла 570 кв. метров. Год постройки - .... По состоянию на ... год общая площадь земельного участка была учтена в размере 570 кв. метров, что соответствует сведениям о площади земельного участка по кадастровому паспорту. Из раздела « Регистрация права собственности» установлено, что ФИО3 приобрела дом в ... году на основании договора купли-продажи, ФИО1 стала собственником на основании свидетельства о праве на наследство в ... году, ФИО4 приобрел право собственности на основании договора дарения в ... году (л.д.18-27 ).

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие в собственности строения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Как следует из пункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).

В соответствии со ст. 36 п. 5Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).

В соответствии с Приказом Минэкономразвития № 370 от 30.10.2007 ( с изменениями от 20.07.2009 ) к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на строение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое строение ; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок; кадастровый паспорт земельного участка ; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Указанные документы были предоставлены в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату (л.д. 41- 45).

В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на строение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой строением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичный принцип единства строения и земельного участка был закреплен и ранее действовавшим законодательством (Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ... г.; ст. 33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.; ст. 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.; ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.).

В соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки ФИО2 (п. 2 Постановления от 13 декабря 2001 г. N 16-П), неоформление прежними владельцами земельного участка своих прав на него не свидетельствует об отсутствии прав на участок. Исключается какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

Таким образом, законодателем на протяжении длительного ряда лет поддерживается положение, согласно которому право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком следовало судьбе строения и переходило к новому собственнику строения в силу закона. Принятия какого-либо дополнительного решения, подтверждающего данный переход, не требовалось.

Таким образом, несмотря на то, что Козлов просил предоставить земельный участок за плату, фактически он имеет право на приватизацию земельного участка бесплатно. Следовательно, суд при определении закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, исходит из фактических обстоятельств дела, имеющих юридическое значение. Заблуждение заявителя относительно нормы права, подлежащей применению, не является определяющим при решении вопроса о том, каким законом следует руководствоваться.

Далее, в соответствии с пунктом 71 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана.

При отсутствии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка в кадастровом паспорте земельного участка указывается: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства" (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка.

Именно такие сведения и были указаны в кадастровом паспорте, предоставленном Козловым А.А. с заявлением о предоставлении земельного участка.

В силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Как установлено в судебном заседании, Козлов А.А. не располагает актом, свидетельством или иным документом, устанавливающим или удостоверяющим права правопредшественников на земельный участок, а потому был лишен возможности в соответствии с п. 9.1 Федерального Закона « О ведение в действие Земельного Кодекса РФ» и ст. 25.2 Федерального закона « О государственной регистрации прав…» переоформить права в другом порядке.

Однако это обстоятельство дает ему основание обратиться в орган местного самоуправления за предоставлением земельного участка бесплатно, и у органа местного самоуправления нет права отказать ему в этом, что администрация не оспаривала, ошибочно полагая, что для этого необходимо только межевание и предоставление раздела В2 к кадастровому паспорту.

Орган местного самоуправления не оспаривал прав Козлова А.А. на участок площадью 570 кв. м. В то же время администрация не доказала наличие правовых и фактических оснований для отказа в передаче спорного земельного участка размером 570 кв. м в собственность истца за плату.

Доводы Козлова А.А. о том, что за длительный период землепользования под существующим домом размер земельного участка не изменился, ничем не опровергнуты, а напротив, подтверждены совокупностью представленных доказательств. Спора по границам участка со смежными землепользователями не имеется. Дом и земельный участок расположены в границах единой жилой застройки. Разрешенное назначение спорного участка - "индивидуальная жилая застройка".

Таким образом, с учетом положений Федерального закона « О введение в действие Земельного Кодекса РФ», ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 11 ст. 45 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» и ст. 25.2 Закона « О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для переоформления прав на ранее учтенный земельный участок необходимо только решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Администрацией при рассмотрении заявления Козлова А.А. было допущено нарушение закона, выразившееся в неправильном толковании норм статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что нарушает права землепользователя и препятствует реализовать предусмотренное законом право на получение в собственность ранее учтенного земельного участка, сформированного в 1938 году, на котором расположен принадлежащий Козлову дом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 258 п. 1.2.3 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Заявление Козлова А. А. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования ... в предоставлении земельного участка в собственность за плату и возложении на орган местного самоуправления обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения удовлетворить.

Признать не законным, не соответствующим положениям п. 4 ст.3 Федерального закона « О введение в действие Земельного Кодекса РФ», ст. 36 п. 5 Земельного Кодекса РФ отказ администрации муниципального образования ... в предоставлении Козлову А.А. в собственность земельного участка.

В силу ст. 258 п. 3 в суд и гражданину должно быть сообщенное об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Взыскать с администрации муниципального образования ... государственную пошлину в пользу Козлова А.А. в размере 200 рублей.

Судья : подпись. Копия верна. Судья :

.