Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 октября 2010 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Шведовой А.Ю.,
с участием истца Мирошиной Л.Д.,
ее представителя Любимова Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-610/10 по иску Мирошиной Л. Д. к ... городскому поселению, Муниципальному учреждению «Орган администрации муниципального образования ...-Комитет по управлению муниципальным имуществом района» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика -Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в ...
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований Любимов Ю.Ю., действующий в интересах гражданки Мирошиной Л.Д. указал, что истица с ... года проживает в квартире .... На момент вселения она работала вахтером в общежитии *** и нуждалась в жилом помещении, своего жилья не имела.
Данное здание является общежитием, ранее принадлежало ***, затем было передано ОАО "***". Разрешение на вселение было получено от руководителя ***; впоследствии заключались договора найма жилого помещения и оказания коммунальных услуг, что подтверждает наличие у нее (истца) права пользования спорным жилым помещением.
Для реализации права на приватизацию жилого помещения истица обратилась в администрацию ... городского поселения, однако получила отказ по тем основаниям, что общежитие в реестре муниципального имущества отсутствует и не является собственностью ... муниципального образования.
Было установлено, что бывший собственник общежития - *** - в ... году признан банкротом; затем здание общежития в ... году было передано на баланс ... городского поселения, однако до настоящего времени документы надлежаще не оформлены.
В связи с тем, что право пользования квартирой возникло на законных основаниях, и так как ее право на приватизацию жилого помещения ранее не было использовано, представитель истца просил признать право собственности Мирошиной Л. Д. в порядке приватизации на квартиру ***, расположенную по адресу: ....
Истец Мирошина Л.Д. на удовлетворении иска настаивала и пояснила, что в настоящее время она работает в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа ...». В спорной квартире она проживает более пятнадцати лет, иного жилого помещения не имеет.
Представитель истца по нотариальной доверенности Любимов Ю.Ю. иск просил удовлетворить по вышеуказанным основаниям.
Представитель ... городской администрации ФИО1, действующий на основании доверенности с полным объемом полномочий, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации.
Из письменного возражения ответчика следует, что администрация не имеет возражений относительно заявленных требований и считает себя ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям.
Общежитие предприятия ***, входившего в состав государственного предприятия треста «***», в реестре муниципального имущества ... муниципального образования отсутствует и не является собственностью ... муниципального образования. Данное общежитие согласно плану приватизации государственного предприятия треста «***» не вошло в план приватизации государственного предприятия треста «***». При этом в Перечне объектов, не подлежащих приватизации, было указано здание - общежитие на 100 мест, расположенное в ... Иных общежитий у данного предприятия в городе ... не имелось; кроме того с момента приватизации предприятия его правопреемником - Открытым акционерным обществом «***», строительство многоэтажных зданий в городе ..., не производилось. Следовательно, здание, указанное в Перечне объектов, не подлежащих приватизации, и общежитие, в котором расположено спорное жилое помещение, являются одним и тем же объектом.
Документов, свидетельствующих о передаче Комитетом по управлению государственным имуществом жилищного фонда в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий, либо в ведение органов местного самоуправления ..., в соответствии с требованиями ст. 18 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не имеется. Следовательно, общежитие на 100 мест, начиная с ... года (дата утверждения плана приватизации треста «***»), и по настоящее время, находится в государственной собственности РФ, но по неизвестным причинам не внесено в реестр федерального имущества. При этом отсутствие сведений об общежитии в реестре не может препятствовать осуществлению гражданами прав на приватизацию жилых помещений, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от внесения или не внесения уполномоченным органом записей в реестр федерального имущества.
МУ «Орган администрации муниципального образования ...-Комитет по управлению муниципальным имуществом района» просил дело рассмотреть в их отсутствие, полагало КУМИ ненадлежащим ответчиком.
В письменном возражении председатель КУМИ ФИО4 указала, что КУМИ района является органом администрации МО ..., и наделен исключительным правом по осуществлению приватизации муниципальной собственности (в том числе жилых помещений) данного муниципального образования. Здание общежития не является муниципальной собственностью МО ... по тем основаниям, что в соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Иркутской области от 12 декабря 2005 года № 104-оз, Закона Иркутской области от 8 октября 2007 года, оно могло быть передано только ... городскому поселению. В связи с чем, если общежитие является собственностью ... городского поселения, только данный орган может распоряжаться эти имуществом в соответствии с действующим законодательством.
Представитель территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... ФИО2, действующий на основании доверенности от ... года, возражал против иска, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления. ФИО2 указал, что здание общежития, в котором расположено спорное жилое помещение и общежитие, указанное в Перечне объектов, не подлежащих приватизации согласно Плану приватизации государственного предприятия треста «***» от ... года ***ак, является одним и тем же объектом, поскольку иных общежитий у треста «***» в городе ... не имелось. Дом *** является общежитием, и с учетом положений ст. 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ", согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, в том числе находящиеся в общежитиях, требования истца являются незаконными, так как Мирошина Л.Д. безосновательно полагает, что статус общежития утерян.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и потому подлежащими удовлетворению.
Конституция Российской Федерации (статья 40) гарантирует каждому право на жилье.
Согласно ст. 1 Закона РФ 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" к жилищному фонду относится совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии со статьей 18 Федерального Закона № 1541-1 от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в РФ" при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений.
Как следует из материалов дела, здание дома ... числилось на балансе обособленного подразделения государственного предприятия треста «***» - ***.
... года Комитетом по управлению государственным имуществом ... принято Распоряжение за *** /ак «Об утверждении плана приватизации государственного предприятия треста «***»» и преобразовании его в акционерное общество открытого типа «***». Данное Распоряжение принято на основании программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 л.д. 16).
Из Типового Плана приватизации, утвержденного ... года директором территориального агентства ГКИ РФ по ..., спорное здание общежитие на 100 мест в ... не вошло в перечень объектов, подлежащих приватизации. Вместе с тем из Приложения *** к плану приватизации в числе объектов, не подлежащих приватизации, указано здание общежития на 100 мест, расположенное в ... л.д. 18).
Спорное здание числится по адресам: ..., ... литер А и ....
Как следует из письменных возражений ... городского поселения, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в ..., Трест «***» в ... имел только общежитие по .... С момента приватизации треста «***» его правопреемником - ОАО «***» разрешений на строительство многоэтажных здании в ... не выдавалось, что свидетельствует об отсутствии построенных ОАО «***» зданий л.д. ).
Из Справки руководителя ... отделения Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» от ... года за *** следует, что Литера «А», указанная в Техническом паспорте на жилое помещение, является буквенным обозначением здания в инвентаризационно-технической документации, в почтовый адрес указанного здания не входит л.д. 45).
Суд принимает во внимание данные обстоятельства, и приходит к выводу, что общежитие на 100 мест, указанное в Перечне и стоимости объектов, не подлежащих приватизации (...), и общежитие, в котором расположено спорное жилое помещение (...), и на который составлен Технический паспорт (..., литера А), является одним и тем же объектом, имеет местоположение по адресу: .... Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.
Указом Президента РФ от 10 января 1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" определено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением в том числе жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплутационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Указанные объекты относятся к федеральной собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов кроме районов в городах). В соответствии с Приложением 3 к указанному Постановлению, в перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности включены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в введении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной, администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Вместе с тем судом установлено, что в нарушение действующего законодательства после приватизации государственного предприятия «***» спорное здание общежития не было передано в муниципальную собственность.
Из Архивной справки архивного отдела ... от ... года за *** следует, что *** организовался, как подразделение треста «***» Министерства транспортного строительства в ... г.; вышестоящая организация- трест «***». В связи с реорганизацией треста «***» в АО «***», ... года *** преобразован в филиал АО «***» АО «***» Министерства транспортного строительства (Приказ *** от ... года). В связи с реорганизацией АО «***» в ОАО «***», филиал «***» с ... года реорганизован в ООО «***» с правом юридического лица (Приказ по ООО «***» ***а от ... года). ... года (дело ***) ООО «***» решением Арбитражного суда ... признано несостоятельным (банкротом) л.д. 79).
Определением Арбитражного суда ... от ... года ООО «***» ликвидировано л.д. 97).
Конкурсное производство в отношении ОАО «***» было завершено определением Арбитражного суда ... от ... года, запись в ЕГРЮЛ о ликвидации была внесена ... года (сообщение арбитражного управляющего от ... года) л.д. 80).
... года за *** конкурсным управляющим ОАО «***» в адрес главы администрации МО ... направлено сообщение о передаче объекта - здания общежития, расположенного по адресу ... литер А, в муниципальную собственность. Указано, что в отношении Общества решением Арбитражного суда от ... года введена процедура конкурсного производства, при проведении инвентаризации имущества был выявлен вышеуказанный объект жилищного фонда социального использования. Данный объект не включается в конкурсную массу и подлежит передаче в муниципальную собственность согласно п. 5 и 6 ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» л.д. 81).
... года составлен Акт о приеме-передаче объекта основных средств - общежития на 100 мест, расположенного по адресу: ... «А». Организацией-сдатчиком выступал ОАО «***» (...), в лице его руководителя - конкурсного управляющего ФИО3 Здание получала администрация ... городского поселения. Передача объекта основных средств и составление акта производилось в соответствии с требованиями п. 5 и 6 ст. 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», решения Арбитражного суда ... по делу *** от ... года л.д. 82).
В целях координации деятельности жилищно-коммунального хозяйства, рационального использования и сохранности муниципального имущества ... муниципального образования и передачи здания общежития на 100 мест, расположенного по адресу: ... литера А в муниципальную собственность ... муниципального образования, на основании акта о приемке-передаче от ... года ***, главой ... МО было принято Распоряжение от ... года за ***р «О принятии на баланс здания общежития». Комитету по экономике и финансам администрации ... городского поселения было поручено принять на баланс здание общежития л.д. 85).
Согласно Акту приема-передачи здания от ... года дом ... литер А ... (общежитие на 100 мест) передан администрацией ... городского поселения муниципальному унитарному предприятию «Тепловодоснабжение ... муниципального образования» л.д. 86).
Вместе с тем Распоряжением от ... года за ***р Глава ... муниципального образования отменил распоряжение от ... года ***р «О принятии на баланс здания общежития» в связи с отсутствием у конкурсного управляющего ОАО «***» ФИО3 права собственности на данное имущество. Комитету по экономике и финансам администрации ... городского поселения было поручено снять с баланса здание общежития л.д. 89).
Тот факт, что здание общежития не является муниципальной собственностью, подтверждено ответом ... городского поселения от ... года л.д. 90), справкой КУМИ ... от ... года за *** л.д. 91); данное здание не значится в реестре федерального имущества (ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... от ... года нал.д.76).
Однако то обстоятельство, что после приватизации предприятия спорное жилое помещение не передано в муниципальную собственность, не имеет решающего значения для разрешения данного спора, поскольку на данные правоотношения распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным предприятиям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управления учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
... года начальником *** удовлетворено заявление Мирошиной Л.Д. о предоставлении двух комнат в общежитии в связи с отсутствием своего жилья л.д. 11).
Наличие у нанимателя Мирошиной права пользования жилым помещением подтверждено Договором найма жилого помещения и оказания коммунальных услуг, заключенного истцом ... года с МУП «Тепловодоснабжение ... муниципального образования», согласно которому объектом найма является жилое помещение состоящее из двух комнат общей площадью 48, 7 кв.м л.д. 12).
Факт проживания истца по вышеуказанному адресу подтвержден отметкой в графе «Место жительства» в паспорте истца, согласно которому Мирошина с ... года зарегистрирована в общежитии *** л.д.8); справкой МУП «ТВС ... муниципального образования», где состав семьи указан - один человек л.д. 46).
При этом из заявления от ... года л.д. 11), Договора найма жилого помещения от ... года не следует, что нанимателю Мирошиной была предоставлена именно квартира ***. Однако суд принимает во внимание пояснение представителя истца о том, что при перепланировке жилых помещений и проведении технической инвентаризации жилым помещениям общежития были присвоены новые номера комнат.
Это обстоятельство подтверждено Справкой ... отделения Ростехинвентаризации от ... года, согласно которой при проведении технической инвентаризации и составлении технического паспорта по состоянию на ... года жилому помещению общей площадью 48,7 кв.м (жилой 23,4 кв.м), расположенному на первом этаже жилого здания по адресу: ..., присвоен номер *** л.д. 45).
Таким образом суд находит наличие у Мирошиной Л.Д., вселенной в общежитие на законных основаниях, права пользования спорной квартирой.
Ответчиками право истца на проживание в спорном жилом помещении, наличии у нее права пользования квартирой *** не оспаривается. Доказательств иного суду не представлено.
Надлежащее исполнение истцом своих обязанностей по содержанию жилого помещения подтверждено квитанциями по оплате за коммунальные расходы за ...-... годы л.д.48-56), справкой муниципального унитарного предприятия «Тепловодоснабжение ... муниципального образования» об отсутствии задолженности по коммунальным услугам л.д. 92 ).
Согласно сведениям из ... отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (справка от ... года нал.д. 44), информация о правах Мирошиной Л.Д. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствует.
Следовательно, Мирошина Л.Д. правом приватизации жилья не пользовалась, приватизированного жилья за данным лицом не числится.
На спорное жилое помещение сведений о наличии арестов (запрещений) нет (справка БТИ от ... года нал.д.45).
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной статьи федерального закона следует, что правовой режим общежитий с момента введения в действие указанной нормы (то есть с 1 марта 2005 года), которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивается в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления либо собственника об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления, либо администрацией предприятий указанных документов.
В соответствии со статьей 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55., конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основания федерального закона.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условии для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а так и возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости (определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 года N 316-О).
В соответствии со ст. 8 постановления Пленума ВС за № 8 от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" (в ред. от 2 июля 2009 года), исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1., 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом отсутствие договора социального найма, решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилого фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления соответствующих документов. Данное обстоятельство подтверждено Верховным Судом РФ, который указал на то, что при применении ст. 7 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введение в действие ЖК РФ» при решении вопроса о приватизации не имеют правового значения доводы о том, что договор социального найма не оформлен, не исключен из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления, договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса дома (Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2008 года № 5-В08-69; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г.; Определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. № 57-В07-2).
Статья 94 ЖК РФ определяет, что жилые помещения в общежитиях, которые в силу ст.92 ЖК РФ относятся к помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан.
Как следует из трудовой книжки Мирошиной, на момент вселения в жилое помещение истец работала в ООО «***» продавцом (запись ***), затем ее трудовая деятельность протекала в магазине *** (запись ***), Детско-юношеской спортивной школе г ... (запись ***), где истица работает по настоящее время л.д. 92, справка ДЮСШ нал.д. 47). Следовательно, Мирошина в момент вселения и дальнейшего проживания в квартире *** не состояла в трудовых отношениях с ***, ОАО «***». Из пояснений истца следует, что спорное жилое помещение является ее постоянным местом жительства.
Кроме того, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на момент рассмотрения настоящего спора здание дома ... относится к специализированному жилищному фонду. Как указано в постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года за N 14, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих тот факт, что истец проживает в жилом помещении общежития, суду не представлено.
Суд учитывает, что квартира *** является изолированным жилым помещением, что следует из Технического паспорта на помещение л.д. 36), поэтому в силу ст. 62 ЖК РФ является объектом жилищных правоотношений.
Таким образом, у суда не имеется оснований для отказа истцу Мирошиной Л.Д. в реализации ее права на приватизацию квартиры *** дома *** по ... ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мирошиной Л. Д. к ... городскому поселению, Муниципальному учреждению «Орган администрации муниципального образования ...-Комитет по управлению муниципальным имуществом района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика -Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... удовлетворить.
Признать право собственности Мирошиной Л. Д. на жилое помещение - квартиру *** дома ***, расположенного по ..., состоящую из прихожей, двух жилых комнат, кухни, коридора, санузла общей площадью 48, 7 кв.м, из них жилой 23, 4 кв.м, инвентаризационной стоимостью в ценах 2009 года 763 354 рубля.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней.
Судья: