О признании незаконным бездействия администрации МО



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Слюдянка

22 октября 2010 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Жулидовой Н.Г.,

с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М.,

Администрации ... муниципального образования городское поселение ..., Главы администрации ... муниципального образования городское поселение ... в лице представителя Азарова В. И.,

при секретаре Поповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 1-608\10 по заявлению прокурора Слюдянского района поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ... муниципального образования о признании незаконными бездействий администрации ... МО в лице главы ФИО1, выразившихся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, возложении на администрацию ... Муниципального образования в лице ФИО1 обязанности организовать в границах поселения ..., ... тепло и водоснабжение,

Установил:

Прокурор обратился в суд 10 сентября 2010 года.

В обоснование заявления прокурор Слюдянского района указал, что в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч.1 ст. 6 ФЗ « О теплоснабжении» обязанность по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжении населения топливом возложена на ... муниципальное образование.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения ... муниципальным образованием требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. и выявлены многочисленные нарушения закона.

Глава ... муниципального образования ФИО1 в нарушение п.4 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. не принял мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей микрорайона ... и ..., что влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан ... муниципального образования.

До настоящего времени ТСЖ «***» и ТСЖ «***» не заключили договоры на теплоснабжение с филиалами ОАО «***». В связи с этим указанными организациями не будет обеспечено теплоснабжение в связи с отсутствием договоров..

Главой ... МО в нарушение п.1 ч.1 ст.6 ФЗ «О теплоснабжении» не принято мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.

Таким образом, действия ... МО по организации в границах поселения теплоснабжения населения,снабжения населения топливом являются недостаточными и свидетельствуют о том, что ... МО не исполняется возложенная п.4 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. обязанность, что является недопустимым.

Кроме того, согласно преамбуле к «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда» утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.

В соответствии с п.2.6.3 Правил контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно предоставленной филиалом ОАО «***» *** информации ТСЖ «***» за период отопительного сезона ... г.-... г. не исполнялись условия договора. В связи с этим отопительный сезон ... г.-... г. по жилым домам ... начат не будет.

Таким образом, ... муниципальным образованием, в том числе как учредителем ТСЖ, контроль по подготовке к зимнему отопительному периоду не осуществлялся, что может привести к возникновению угрозы чрезвычайной ситуации.

В результате бездействия органов местного самоуправления ... муниципального образования на территории м-н ... и ..., выразившегося в неисполнении требований п.п.4, 8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.7, 11, 24 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сложилась обстановка, создающая предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации.

... муниципальным образованием в нарушение требований закона созданы резервы финансовых ресурсов в объеме 50 тыс. руб., что явно не достаточно для предупреждения чрезвычайных ситуаций и максимально возможное снижение размеров ущерба.

В то же время бездействие органов местного самоуправления выражающееся в непринятии мер по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации и как следствие угрозе прекращения обеспечения населения тепловой и электрической энергией, питьевой водой, усугубляющееся погодными условиями, безусловно повлечет массовое нарушение прав граждан из числа постоянных и временных жителей ... муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Чепурыгин Д.М. поддержал заявленные требования по вышеуказанным основаниям в части, уточняя, что прокурор просит обязать администрацию ... муниципального образования в лице главы ФИО1 организовать тепло и водоснабжение в границах поселений. Факт создания муниципальным образованием резерва в объеме 50 тысяч рублей, указанный в обоснование заявленных требований, как недостаточный для предупреждения чрезвычайных ситуаций, не имеет отношения к делу, т.к. прокурор не заявлял требований о возложении на администрацию обязанности совершить действия в целях принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поэтому он просит признать незаконными бездействия администрации, выразившиеся в непринятии мер по организации в границах поселения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

Представитель администрации ... муниципального образования городское поселение и главы администрации ФИО1 по доверенности Азаров В.И. не согласился с доводами прокурора, указывая, что до настоящего времени ТСЖ «***» и ТСЖ «***» не заключили договоры на теплоснабжение с филиалами ОАО «***». Однако, это не значит, что администрация ... городского поселения не решает многочисленные проблемы обозначенных ТСЖ, созданных на её территории. Например, ТСЖ «***» оказана юридическая помощь в Арбитражном суде .... Договор между ТСЖ и ООО «***», по природе своей кабальный для жителей домов Подстанции ..., признан недействительным. В заключении нового договора, несмотря на многочисленные письма главы администрации и личные встречи с энергетиками железной дороги, пока отказано, но в связи с обращением ФИО1 к начальнику *** отопление к домам было подключено без всяких предварительных условий уже с ... г., на день раньше, чем в остальных районах ... поселения. Сейчас администрацией заключены договоры на поставку комплектов теплосчётчиков и установку их в здании Подстанции ***, всего на сумму 120 тыс. руб. Выполнение этих мероприятий необходимо для точного учёта тепловой энергии на нужды ТСЖ и заключения в дальнейшем договора с Дирекцией по тепловодоснабжению ***.

На ст. ... ещё в феврале месяце ... г. обозначились проблемы с теплоснабжением отдельных домов из-за утечки воды в системе. Администрация ... городского поселения закупила необходимое количество металлопластиковых труб, соединителей, кранов шаровых и, по договору с ЗАО «***», смонтировала новую систему теплоснабжения (68 тыс. руб.). Позднее, в августе-сентябре ... г. произведены серьёзные работы по ремонту трассы холодного водоснабжения посёлка и трассы закачки воды в резервную ёмкость, всего на сумму 134 тыс. руб.

Из-за непогашенных долгов ТСЖ «***» теплоснабжающей организации возможен был срыв отопительного сезона ... г.-... г.. Главой администрации было принято решение о переводе домов на электроконвекторное отопление, поскольку в период действия договора тепловая энергия подавалась за 7142 рубля в каждую квартиру. Для перевода на электрическое отопление необходимо было выполнить комплекс электромонтажных работ в домах жителей. Администрация заключила с ИП ФИО2 четыре договора подряда на общую сумму 350 тыс. руб. Жители отапливают жилые помещения пока личными электрообогревателями, но администрацией объявлен запрос котировок на поставку электроконвекторов в количестве 102 шт. разной мощности (начальная максимальная сумма контракта 220 тыс. руб.). После заключения муниципального контракта с поставщиком и получением конвекторов, они будут переданы жителям безвозмездно.

Далее, прокурор полагает, что резервов финансовых ресурсов в объёме 50 тыс. руб. не достаточно для предупреждения чрезвычайных ситуаций. Между тем, в ... муниципальном образовании размер резервного фонда составляет 100 тыс. руб. - точно такой же, как и в муниципальном образовании ....

Кроме того, Азаров В.И. ссылался на тот факт, что никто из жителей ... городского поселения не обращался к прокурору с жалобой а бездействия ФИО1, и что фактически проверка исполнения требований Федерального Закона № 131 прокуратурой не проводилась. В ходе подготовки к отопительному сезону с учетом мнения жителей домов, расположенных на ст. ... по улице ..., было принято решение об альтернативном отоплении, т.к. жители отказывались сами от централизованного отопления из-за высокой стоимости оказываемых услуг.

Выслушав пояснения и возражения сторон, проанализировав представленные в дело доказательства, опросив по ходатайству Азарова В.И. свидетелей ФИО5, ФИО3, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку судом не установлено факта неисполнения должностным лицом органа местного самоуправления - главой администрации ФИО1 возложенных на него обязанностей по организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, а доводы прокурора о бездействии основаны лишь на оценке действий ФИО1, исходя из принципа целесообразности или нецелесообразности конкретных действий.

К такому выводу суд приходит, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых :нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 249 ч.1 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемые действия (бездействия).

В соответствии с п. 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с требованиями ст. 14 ч.1 п.4 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.

В суде подтвердились доводы представителя администрации ... городского поселения и главы администрации о том, что глава администрации не отказывался от исполнения возложенных на него полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения, принимал все меры для достижения возложенных на администрацию задач.

Прокурором не представлено доказательств в обоснование доводов о проведении проверки и выявленных нарушениях закона и ходатайств об истребовании таких доказательств не заявлено.

Между тем администрацией ... муниципального образования представлен ряд доказательств.

Так, из постановления главы администрации ... поселения от ... г. № *** « Об отопительном сезоне ... г.-... г. в муниципальном образовании ... городское поселение», опубликованном в газете «***» за ... г. установлено, что отопительный сезон на территории ... городского поселения начинается при установлении среднесуточной температуры наружного воздуха не ниже + 8 градусов в течение 5 суток подряд. Предприятиям ЗАО «***», ООО «***», ООО «***» поручено проводить ежедневный мониторинг среднесуточной температуры наружного воздуха, начиная с ... г.

Из письма главы администрации от ... г. к начальнику *** видно, что ФИО1 просил о содействии в оформлении договорных отношений с ... дистанцией электроснабжения ***, которая является структурным подразделением *** ( л.д.183-184).

Факт обращения в ... дистанцию электроснабжения по вопросу заключения договора аренды электробойлера нашел свое подтверждение письмом главы администрации ... МО от ... г. на имя начальника ... дистанции электроснабжения ***-филиала ОАО «***» (л.д.185).

Из пояснений Азарова В.И. и анализа переписки очевидно, что глава администрации ФИО1 принимает реальные меры именно в целях разрешения ситуации с подачей тепла в дома подстанции .... Поскольку электробойлер не относится к муниципальному имуществу, то понуждение к заключению договоров аренды и связанные с этим трудности в переговорах нельзя поставить в вину главе администрации.

Доводы администрации о выполнении мероприятий, необходимых для точного учета тепловой энергии на нужды ТСЖ и заключения в дальнейшем договоров с дирекцией по тепловодоснабжению *** подтверждаются договорами поставки комплекта приборов учета тепловой энергии от ... г. ( л.д. 1187-189), договором на выполнение работ по установке приборов учета тепла ( л.д. 190-194).

Допрошенный по ходатайству поселения свидетель начальник тепловой подстанции *** ФИО5 показал, что ... г. потребителям ... обеспечено теплоснабжение, Электробойлер ***, расположенный на тяговой подстанции ..., включен с ... г. и до настоящего времени обеспечивает жителей теплом. Ему известно, что накануне глава администрации ФИО1 инициировал совместно с мэром ... встречу с главным инженером *** ФИО4, после чего был выписан наряд на подключение бойлера.

У суда нет оснований не доверять показаниям данного свидетеля, поскольку его доводы не оспорены прокурором и объективно подтверждаются нарядом от ... г. на подключение бойлера, приказом начальника ... дистанции электроснабжения от ... г. на подключение бойлера на *** ( л.д. ).

Эти факты опровергают доводы прокурора о том, что ФИО1 бездействовал и свидетельствует наоборот о том, что глава администрации не отказывался от исполнения возложенных на него полномочий по организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, принимал все меры для достижения возложенных на администрацию задач.

В результате отопительный сезон в ... начался ... г., что прокурором не оспаривалось.

Обращаясь к доводам прокурора о бездействиях администрации при решении вопросов организации отопительного сезона на ст. ..., суд приходит к следующему.

Из письма главы администрации ... муниципального образования (городское поселение) на имя прокурора района от ... г. за № *** ( т.е. представленного прокурору до дня обращения в суд), видно, что ... муниципального образование уведомляет прокурора о принятом решении предоставить жителям ст. ..., в домах отапливаемых ранее электробойлером подстанции ***, возможность отапливать помещения с помощью электрообогревателей ( л.д.11-12).

Материалами дела подтверждается и прокурором не опровергнуто, что с учетом мнения жителей ст. ... принято решение приобрести электрообогреватели и таким способом отапливать квартиры.

Суду представлены личные заявления некоторых жителей домов по ... на ст. ..., в которых они отказываются от централизованного отопления из-за имеющейся задолженности и будут отапливаться электроприборами ( л.д. ), протокол собрания жителей от ... г. ( л.д. ).

Несоразмерная стоимость услуг по отоплению в размере свыше 7000 рублей и нежелание жителей оплачивать коммунальные услуги прокурором также не оспаривались.

Прокурором не оспорены доводы Азарова В.И. о том, что при участии прокурора Чепурыгина Д.М. решался вопрос о переводе домов на электрическое теплоснабжение из-за невозможности жителей нести неразумные расходы по подаче тепла теплоснабжающей организацией.

Доводы представителя администрации об организации с учетом мнения жителей альтернативного теплоснабжения на ст. ... в трех многоквартирных домам домах по ... ( на станции всего три таких дома) подтверждаются договором на выполнение по заказу администрации ... поселения электромонтажных работ в многоквартирном жилом доме ... ( л.д. 219-221), договором на монтаж кабельной арматуры и розеточных групп в жилом доме по ...( л.д. 222-224), договором на монтаж электроповодки по заказу администрации в двух 8-квартирных домах ... ( л.д. 225-227), договором на монтаж сети электротопления в 2-х квартирах жилого дома № *** ( л.д. 228-230).

Поэтому представленное прокурором сообщение начальника Дирекции по тепловодоснабжению от ... г. о возможном прекращении подачи тепловой энергии в горячей воде на ... не может быть принято во внимание, поскольку после ... г. обстановка изменилась, приняты меры по переводу жилых домов на электрообогрев, как было предложено Дирекцией.

С целью проверки доводов прокурора стороне была предоставлена возможность перепроверить данный факт и объявлен перерыв. Однако после перерыва новых доказательств прокурором не предоставлено, ходатайств об их истребовании не заявлено.

Между тем, совокупность представленных другой стороной доказательств, указанных выше, свидетельствует об организации главой ... поселения вопросов жизнеобеспечения населения.

Доводы ... поселения о монтировании новой теплотрассы не оспорены прокурором и подтверждаются договорами на выполнение работ от ... г. ( л.д.197), счетом-фактурой ( л.д. 196), сметным расчетом ( л.д.198-199), актом выполненных работ ( л.д.200-201) и другими документами.

Поэтому при отсутствии бесспорных доказательств бездействий главы администрации ФИО1, с учетом специфики межбюджетных отношений, а также конкретных обстоятельств дела (на момент обращения прокурора в суд в границах поселения организовано теплоснабжение, данных о причинении гражданам вреда, убытков и об обращении граждан к прокурору нет ) у суда нет оснований считать установленным, что администрация ... муниципального образования в лице главы администрации ФИО1 бездействовала и не выполняла обязанности, возложенные Федеральным законом « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Отсюда суд приходит к выводу, что прокурор не доказал факт бездействия в нарушение требований закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со стороны главы администрации, фактически оценив работу главы администрации не достаточно удовлетворительной. Глава администрации ФИО1 представил достаточно доказательств в подтверждение обратного. Суд не вправе входить в обсуждение вопроса о целесообразности или нецелесообразности предпринимаемых главой администрации мер по решению вопросов местного значения и в соответствии с порядком рассмотрения дел данной категории учитывает только законность и обоснованность совершенных действий (бездействий).

Руководствуясь ст. 258 ч.4 ГПК РФ,

Решил :

В удовлетворении заявления прокурора Слюдянского района поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ... муниципального образования о признании незаконными бездействий администрации ... МО в лице главы ФИО1, выразившихся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организации в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, возложении на администрацию ... Муниципального образования лице ФИО1 обязанности организовать в границах поселения ..., ... тепло и водоснабжение отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья : подпись. Копия верна. Судья :