о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Слюдянка

17 ноября 2010 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе судьи Жулидовой Н.Г.,

При секретаре Поповой Т.В.,

С участием ответчика Администрации Слюдянского городского поселения в лице представителя Игонина А. В., соответчика Администрации муниципального образования Слюдянский район в лице представителя Маюровой О. Е.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-580-10 по иску Потроховой О. А. к администрации Слюдянского городского поселения, администрации муниципального образования Слюдянский район, Правительству Иркутской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Истец обратилась в суд с исковым и дополнительным заявлением к администрации Слюдянского городского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска Потрохова О.А. указала, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. 18 ноября 1983 года решением ... городского совета народных депутатов была направлена в детский дом в ..., впоследствии закончила обучение в ... школе-интернате № *** для детей-сирот, в 2000 году закончила обучение в ПТУ № *** в .... В 2002 году встала на учет для получения жилья в администрации Слюдянского городского поселения.

На неоднократные обращения в администрацию с просьбой предоставить благоустроенное жилье ответчик сообщал об отсутствии финансов и просил « немного подождать». С момента постановки на учет ответчик сообщает, что ее очередь до сих пор пятая. Последняя отписка о том, что жилья нет, была от 07.07.2010 года.

Поэтому со ссылкой на ст. 8 Федерального Закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ истица просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение.

В судебное заседание истица не явилась в связи с проживанием в ... и просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представила заявление ( л.д. 37-38).

Ответчик администрация Слюдянского городского поселения в лице представителя Игонина А.В. полагал, что городское поселение не уполномочено предоставлять жилые помещения детям-сиротам в соответствии с Федеральным законом « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в соответствии с Законами Иркутской области. Такими полномочиями наделено муниципальное образование Слюдянский район. Городское поселение вело учет таких детей. Список детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке по состоянию на 1 ноября 2010 года, передан в администрацию Слюдянского района. Согласно списку истица действительно пятая в очереди. Учетное дело Потроховой находится в поселении.

Соответчик администрация муниципального образования Слюдянский район, привлеченная к участию в деле по инициативе суда в порядке ст. 40 ч. 3 УПК РФ, с иском не согласилась, указывая, что в соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области № 52-ОЗ жилыми помещениями наделяются дети-сироты, проживающие в Иркутской области. Истица проживает в .... Во-вторых, в силу ст. 4 Закона Иркутской области № 50-ОЗ установлен порядок предоставления жилых помещений, который истицей не соблюден, т.к. она не обращалась в администрацию муниципального образования с заявлением.

Соответчик Правительство Иркутской области, привлеченный к участию в деле по инициативе суда в порядке ст. 40 ч.3 УПК РФ, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В письменных возражениях указал, что в соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области № 52-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» муниципальное образование Слюдянский район осуществляет полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. На 2010 год Законом Иркутской области « Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в размере 100000 тысяч рублей ( л.д.87-91).

Выслушав пояснения и возражения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования Потроховой О.А. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что истица имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот. В силу закона она имеет право на получение вне очереди гарантированного государством благоустроенного жилого помещения.

Это подтверждается следующими доказательствами.

Потрохова О.А., ... г. г.р., родилась в .... Согласно свидетельства о рождении матерью является ФИО1, отцом ФИО2 ( л.д. 115).

В соответствии с решением ... городского совета народных депутатов № *** от 18 ноября 1983 года была направлена в детский дом. В решении указано, что Бахараева О. А., ... г. г.р., не имела жилья в ... ( л.д. 108). Решение принято на основании постановления районной комиссии по делам несовершеннолетних ( л.д. 110).

Из учетного дела Потроховой О.А., представленного городским поселением, установлено, что в течение всего периода обучения истицы в различных заведениях ... городское поселение было информировано о ее судьбе, месте жительства, изменении фамилии ( л.д. 93-115).

Так, из учетного дела видно, что 3 октября 2002 года Макарова

О. А., выпускница детского дома, проживающая в ... принята на учет и внесена в списки общего и внеочередного предоставлении жилых помещений ( л.д. 104).

Из справки администрации городского поселения рабочий поселок ... ... края видно, что Потрохова О.А. зарегистрирована по ... на основании паспорта и домой книги ( л.д. 39), то есть не на основании документов, подтверждающих права собственности или иные права на жилое помещение, свидетельствующие о том, что она имеет свое жилье.

Главой администрации города Слюдянка от 09.06.2005 г. ей сообщалось, что имеется неблагоустроенное жилье, которое она может получить немедленно (8). Также ей сообщалось, что она за свой счет может восстановить какой-либо барак( л.д. 9). Кроме того, сторонами представлены другие документы, подтверждающие то обстоятельство, что истица не имела жилого помещения в ..., сообщала о проживании в общежитиях и т.д. ( л.д.94, 95,96,99,100,103,105, 114).

05.07.2010 года глава Слюдянского городского поселения сообщал Потроховой О.А., что ее очередь по-прежнему пятая ( л.д. 17).

Также установлено, что Макарова О. А., ... г. г.р., включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья во внеочередном порядке. Ее очередь пятая ( л.л. 53-62).

Факт смены фамилии на Потрохову О.А. подтверждается свидетельством о расторжении брака с ФИО3 ( л.д. 40), справкой о заключении брака 16 июня 2008 года с ФИО4, после чего ей присвоена фамилия Потрохова ( л.д. 42).

Представленными администрацией муниципального образования Слюдянский район доказательствами ( л.д. 72-78) подтверждается тот факт, что 19.10.2010 года в районе утвержден Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений, в соответствии с которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма общей площадью 33 квадратных метра ( пункт 12 Порядка предоставления жилых помещений л.д. 76).

Из пояснений представителя муниципального образования Слюдянский район Маюровой О.Е. и материалов дела установлено, что в соответствии с новым Порядком 19 октября 2001 года установлен список детей-сирот на получение жилого помещение в 2010 году ( л.д.72-73), постановлением мэра МО Слюдянский район от 19.10.2010 года решено предоставить жилые помещения площадью 33 кв. метра восьми гражданам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ( л.д.69).

Фамилия Потроховой О.А. в этих документах не значится.

Между тем. в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 8 ч.1 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 ч.3 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с законом Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50- ОЗ № « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам найма предоставляются детям сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного Правительством Иркутской области исполнительного органа государственной власти Иркутской области ( статья 2).

В силу ст. 3 указанного закона учет детей-сирот осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области № 52 ОЗ « О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории Иркутской области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области № 52 ОЗ, включено муниципальное образование Слюдянский район.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52 ОЗ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по месту учета в Слюдянском районе осуществляется администрацией муниципального образования Слюдянский район, а не городским поселением и не Правительством Иркутской области.

Доводы ответчика о том, что Потрохова О.А. не проживает в Слюдянском районе, а потому не имеет права на обеспечение жилым помещением, не соответствуют требованиям закона, поскольку в силу ст. 4 п. 10 Закона Иркутской области № 50-ОЗ « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.

Дополнительные гарантии установлены субъектом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( ст. 8 ).

Исходя из принципа правовой определенности, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или в порядке, предусмотренном законом субъекта Иркутской области.

Судом установлено, что истица родилась в Иркутской области, проживала в Слюдянском районе и была принята на учет нуждающихся вне очереди в предоставлении жилого помещения по месту своего жительства, поскольку именно ... городской совет направил ее в детский дом в .... Потом истица обучалась в учебных заведениях для детей-сирот в Иркутской области. По окончании обучения в ПТУ в ... истица по объективным причинам была лишена возможности приехать в ... с целью проживания в ожидании очереди. В многочисленных письмах она указывала, что вынуждена временно проживать на съемных квартирах или у знакомых, находится в трудном положении. У нее нет даже временной прописки. Не может вернуться в ..., т.к. за ней не закрепили жилое помещение.

До настоящего времени она состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Список передан в администрацию муниципального образования Слюдянский район, что администрацией района не оспаривалось.

Отсюда суд приходит к выводу, что субъект вправе установить место предоставления жилого помещения, поскольку такие полномочия предоставлены ему Федеральным законом. Во-вторых, истица не имела закрепленного жилья в Слюдянском районе и, следовательно, не могла проживать в ... по месту выявления и первичного устройства в детдом по объективным причинам.

Далее, доводы администрации о том, что в связи с изменением законодательства истица должна была обратиться в администрацию района с заявлением в порядке ст. 4 п. 3 закона Иркутской области № 50-ОЗ, но не сделала этого, что лишает ее права на предоставление жилого помещения, судом не принимаются, как противоречащие конституционному принципу, закрепленному в ст. 18 Конституции Российской Федерации, о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковые требования Потроховой О. А. к администрации муниципального образования Слюдянский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Слюдянский район предоставить Потроховой О. А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы 33 кв. метра.

В удовлетворении исковых требований к администрации Слюдянского городского поселения и Правительству Иркутской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья :