о взыскании ущерба, причиненного бездействием органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2010 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В.,

при секретаре Шведовой А.Ю.,

с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М.,

истца Федуриной Г.Г.,

представителя ответчика - Муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов» Людвиг В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-831/10 по иску прокурора Слюдянского района в интересах Федуриной Г. Г. к Муниципальному учреждению «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов Муниципального образования Слюдянский район» о взыскании в пользу Федуриной Г. Г. ущерба, причиненного бездействиями органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру Слюдянского района обратилась гражданка Федурина Г.Г. с заявлением о том, что в 2008 году ей не предоставлена субсидия на твердое топливо.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что ... МО в МО Слюдянский район предоставило недостоверные сведения об имеющихся видах (благоустроенного или неблагоустроенного) жилищного фонда. Вследствие чего МО Слюдянский район, не убедившись в достоверности представленных сведений, произвело расчеты на основании представленной информации, и данные сведения предоставило в правительство Иркутской области для включения в региональные стандарты.

Законом Иркутской области «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области» были установлены стандарты на 2008 год, на основании которого правительством Иркутской области принято постановление «О размерах регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг». Однако в данные стандарты не был включен неблагоустроенный жилой фонд ... МО.

Федурина Г.Г. проживает в ... в неблагоустроенном жилом доме. В связи с тем, что ... МО и МО Слюдянский район не были предоставлены достоверные сведения о жилищном фонде поселения, в региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг не был включен неблагоустроенный жилищный фонд ... МО, в связи с чем Федурина Г.Г. в 2008 году не получила субсидию на твердое топливо.

16 июля 2010 года правительством Иркутской области принято постановление «О размерах региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Иркутской области». Из расчетов МО Слюдянский район следует, что размер субсидии Федуриной Г.Г. на 2010 год составил 9 490, 02 рубля за 6 месяцев, итого за год - 18 980, 04 рубля.

В связи с тем, что в 2008 году региональный стандарт по жилищно-коммунальным услугам ... МО не был принят, прокурор полагал, что причиненный Федуриной Г.Г. ущерб необходимо возместить с учетом действующего стандарта, принятого на 2010 год.

В связи с чем прокурор просит взыскать с Муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов Муниципального образования Слюдянский район» в пользу Федуриной Г.Г. ущерб, причиненный бездействиями органа местного самоуправления, в размере 18 980, 04 рубля.

В судебном заседании помощник прокурора Чепурыгин Д.М., истец Федурина Г.Г. поддержали исковые требования.

Федурина суду пояснила, что в 2008 году после разъяснений администрации ... поселковой администрации она (истица) подала документы на получение субсидии на твердое топливо в ЖКХ .... Однако в 2008 году топливо она приобретала на личные денежные средства. Впоследствии - в 2009 году, в 2010 году она покупала топливо в лесхозе, затем администрация по предъявленным чекам возвращала потраченную сумму.

Представитель Муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов» по доверенности Людвиг В.И. с иском не согласился и указал, что не установлена вина ответчика в неполучении Федуриной в 2008 году субсидии. Закон Иркутской области № 116 от 10 декабря 2007 года «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» не вступил в силу на момент действий ответчика, оспариваемых прокурором.

Муниципальное образование Слюдянский район, финансовым органом которого является Комитет финансов, не имел полномочий в области установления регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с п. 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ 14 декабря 2005 года № 761, субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев, а не на 12 месяцев. Для предоставления субсидии на второе полугодие Федурина должна была обратиться с новым заявлением,

Кроме того, письмом Департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи ... от 13 декабря 2007 года разъяснялось, что в случае предоставления неполной или ошибочной информации, установление регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год должно было осуществляться на уровне 2007 года с учетом минимального уровня инфляции. Поэтому, несмотря на отсутствие информации об индивидуальном жилищном фонде в ... поселении, региональные стандарты должны быть установлены на прежнем уровне. Поэтому нет вины органа местного самоуправления в том, что уполномоченный орган субъекта не рассчитал для ... поселения региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на уровне тарифов 2007 года. Таким образом расчет по тарифам 2010 года является неправильным, поскольку должен быть применен региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2007 год с учетом минимального уровня инфляции.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно статье 7 Конституции РФ, политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Частью 1 указанной статьи определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В соответствии с п. 41, 45 абз. 3 «Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных Правительством Российской Федерации № 761 от 14.12.2005 года гражданам, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

Пунктом 29 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» было определено, что расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, относились к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселения. Данное положение утратило силу с 1.01.2008 г. в связи с принятием Федерального Закона № 258-ФЗ от 29.12.2006 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Указанные вопросы были отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.

1 января 2008 года вступил в силу Закон Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» № 116-оз от 10 декабря 2007 года.

17 декабря 2007 года в администрацию муниципального образования Слюдянский район поступил запрос из Департамента жилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи .... Директор Департамента просил в срок до 19 декабря 2007 года представить за подписью главы муниципального образования информацию по муниципальным образованиям для расчета регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2008 год для расчета субсидий.

Во исполнение запроса Администрация муниципального образования Слюдянский район направила в Департамент информацию на 78 листах, в том числе и по ... сельскому поселению муниципального образования Слюдянский район, из которой видно, что сведения об индивидуальных неблагоустроенных жилых домах включены не были.

26 мая 2008 года администрацией Иркутской области принято постановление за № ***-па «О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг». Из данного постановления следует, что по ... муниципальному образованию установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг только для полностью благоустроенного жилищного фонда.

Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением запроса муниципальным образованием в постановление администрации Иркутской области не были включены соответствующие сведения о неблагоустроенном жилищном фонде ... муниципального образования. Это привело к тому, что не были установлены размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления субсидий жителям данного поселения, проживающим в неблагоустроенных домах.

Из смысла и содержания ст.ст. 15. 15.1, 17 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не следует, что муниципальное образование Слюдянский район вправе отказаться сообщить исполнительному органу государственной власти субъекта Российской федерации показатели, характеризующие социальную сферу муниципального образования.

27 декабря 2007 года между ... муниципальным образованием и муниципальным образованием Слюдянский район было подписано соглашение, согласно которому администрация муниципального образования Слюдянский район осуществляла для ... муниципального образования расчеты платы за пользование жилым помещением, а также тарифов на доставку твердого топлива населению и т.п.

Ранее администрация муниципального образования Слюдянский район располагала информацией о наличии в ... неблагоустроенного жилого фонда и издавала соответствующие акты о повышении уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.

Это свидетельствует о том, что администрация муниципального образования Слюдянский район располагала достоверными сведениями о наличии в ... неблагоустроенного жилья. Поэтому при должном и добросовестном исполнении запроса Департамента жилищной политики информация о наличии в ... неблагоустроенного жилья могла быть предоставлена правильная.

Кроме того, 20 июня 2008 года администрация МО Слюдянский район направило в адрес Департаментажилищной политики, коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи ... письмо, в котором просило внести изменения в постановление Правительства Иркутской области от 26 мая 2008 года № 127-па, в связи с уточнением структуры жилищного фонда поселения, в том числе: дополнением по ... МО строки «неблагоустроенный жилищный фонд». Из ответа Министерства от 16 марта 2009 года следовало, что Министерством финансов ... не был согласован проект о внесении изменений в вышеуказанное постановление. Было рекомендовано более ответственно относиться к предоставляемой информации.

Таким образом, бездействием ответчика, то есть предоставлением недостоверной информации об имеющихся видах жилья в ... МО, Федуриной Г.Г. причинены убытки.

Как следует из материалов дела, Федурина Г.Г. проживает одна по адресу: ..., в доме печное отопление (справка администрации ... сельского поселения от 20 марта 2008 года). С 10 октября 1995 года истцу установлена пенсия по старости (пенсионное удостоверение № ***).

Согласно Выписке Управления пенсионного фонда в ..., среднемесячный размер пенсии за 2007-2008 годы составил 2 679, 18 рублей. Из договора купли-продажи от 11 октября 1996 года, Технического паспорта на жилое помещение видно, что Федурина Г.Г. имеет в собственности неблагоустроенный жилой дом общей площадью 35, 2 кв.м.

В связи с наличием права на получение субсидии, 21 марта 2008 года Федурина Г.Г. обратилась в Управление департамента социальной защиты населения ... с Заявлением о назначении денежной компенсации расходов на приобретение и доставку твердого топлива, предоставив полный пакет документов.

Наличие у истца права на получение субсидии, обращение с соответствующим заявлением ответчиком не оспаривалось, и подтверждено субсидийным делом.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 - Заведующая отделом субсидий и социальной поддержки населения администрации МО Слюдянский район пояснила, чтообращение за получениемсубсидий - это право гражданина, о приеме заявлений население района было информировано через средства массовой информации. Заявление гражданином подается один раз в год, а по истечении 6 месяцев предоставляются документы о том, что право на получение субсидии не отпали. Стандарты разрабатываются на год.зтанавливались на год.паривался.л сти жилищно-коммунальных услуг за перове 8 года, слюдянского уточнением структуры жилищно

Федурина действительно в 2008 году обращалась с заявлением о предоставлении субсидии на 2008 года на твердое топливо, был предоставлен полный пакет документов. Однако субсидия не была предоставлена из-за отсутствия региональных стандартов. Сведения о жилищном фонде поселения должно было предоставить ... поселение. Но были предоставлены недостоверные сведения, то есть не было указано о наличии неблагоустроенного жилого фонда. В связи с чем субсидии в 2008 году гражданам, проживающим в ... поселении в неблагоустроенном жилом фонде, не выплачивались. По ранее действовавшему положению органы местного самоуправления предоставляли субсидию без региональных стандартов, данное положение изменилось в 2008 году.

Согласно расчету, предоставленному администрацией района (отдел субсидий) размер субсидии на приобретение Федуриной Г.Г. твердого топлива по региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг за первое и второе полугодие 2010 года составил 9 490, 02 рубля (за 6 месяцев). Расчет произведен согласно «Правилам предоставления субсидий…» № *** от 14 декабря 2005 года, ответчиком не оспорен.

Принимая во внимание тот факт, что субсидии начисляются помесячно, а региональные стандарты устанавливаются на год, расчет субсидии должен быть произведен за 12 месяцев 2008 года.

Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В силу ст. 16 Гражданского Кодекса РФ убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный гражданину результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

На основании изложенного с Комитета финансов надлежит взыскать в пользу Федуриной Г.Г. сумму ущерба в размере 18 980, 04 рубля.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Слюдянского района в интересах Федуриной Г. Г. к Муниципальному учреждению «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов Муниципального образования Слюдянский район» о взыскании в пользу Федуриной Г. Г. ущерба, причиненного бездействиями органа местного самоуправления удовлетворить.

Взыскать с муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район - Комитет финансов» в пользу Федуриной Г. Г. в возмещение ущерба, причиненного бездействием органа местного самоуправления, денежные средства в размере 18 980, 04 рубля.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: