о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации и установлении иного размера заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Слюдянка 30 декабря 2010 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Тюменцевой Т.В., при секретаре Бураковой Н.А., с участием истца Москвиной Н.Ж., представителя ответчика и представителя третьего лица Людвиг В.И., рассмотрев материалы гражданского дела № 2-904/10 по иску Москвиной Н. Ж. к муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 13» (далее МОУ НШДС № 13) о признании незаконными выплату в 4330 рублей, выплату районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда, выплату стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации и возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы в ином размере,

УСТАНОВИЛА:

Москвина Н.Ж.- помощник воспитателя МОУ НШДС № 13, обратилась в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы за период с 1 сентября по 16 декабря 2010 года, то есть на день подачи искового заявления в суд, в сумме 8398,03 руб, исходя из размера оклада не менее минимального размера оплаты труда, то есть 4330 рублей.

Кроме того, истец просила признать незаконными выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) ниже минимального размера оплаты труда - 4330 рублей; выплату районного коэффициента 30% и надбавки 30%, а также стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда 4330 рублей.

Истец потребовала также возложить на ответчика обязанность по начислению и выплате в дальнейшем заработной платы с учетом тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, с выплатой районного коэффициента, процентной надбавки, а также стимулирующих выплат сверх минимального размера оплаты труда.

В обоснование исковых требований она указала, что за выполнение трудовых обязанностей по должности помощник воспитателя ей установлена ставка, соответствующая 3 разряду тарифной сетки в размере 1744,80 руб. Кроме ставки ей выплачиваются районный коэффициент в размере 30%, процентная надбавка в размере 30%, иногда - стимулирующая надбавка. Поскольку начисления заработной платы составляют менее МРОТ, заработную плату начисляют в размере 4330 рублей, что нарушает ее трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что требует взыскать недоначисленную ей зарплату за три месяца - сентябрь, октябрь и ноябрь 2010 года.

Представитель ответчика и третьего лица на стороне ответчика Людвиг В.И., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал и представил суду письменные отзывы, в которых указал следующее.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальный учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе, условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ).

Согласно общим правилам заработная плата работника бюджетного учреждения складывается из трех составных частей:

- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой работы (оклад, должностной оклад или ставка);

- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и др.);

- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент и процентная надбавка в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда.

Из расчетных листков Москвиной Н.Ж. следует, что ее заработная плата составила за сентябрь 2010 года 4330 рублей, за октябрь 2010 года - 4 330 рублей, за ноябрь 2010 года - 4 330 рублей. Из этого следует, что заработная плата истцу была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

Прямое толкование изменения законодательства, по мнению ответчика, приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 № 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в статью 129 ТК РФ Федеральным законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной степени соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчик считает, что такие компенсационные выплаты как районный коэффициент и северная надбавка, правомерно не были включены в состав заработной платы истца при доведении его до минимального размера оплаты труда.

Также ответчик полагает, что в компетенцию суда не входит установление размера заработной платы, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия, так как способом защиты нарушенного права является только взыскание недополученной заработной платы.

Кроме того, ответчик сослался на то, что истец, предъявив требование о взыскании конкретной недополученной суммы заработной платы, не обосновал его соответствующим расчетом.

Суд, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из учредительных документов ответчика, МОУ НШДС № 13 является юридическим лицом; в качестве его учредителя выступает Управление образования.

В соответствии с приказом № *** от 04.09.2000 Москвина Н.Ж.. была принята на должность помощника воспитателя. Согласно трудовому договору между истцом и ответчиком, заключенному 4 сентября 2000 года, истец имеет нагрузку 40 часов в неделю с оплатой труда по 3 разряду с окладом 1330 руб в месяц, надбавкой 500 руб в месяц, с оплатой районного коэффициента в размере 30% и 30%-ной надбавкой за работу в южных районах Иркутской области. Согласно расчетным листкам оплата по табелю в настоящее время составляет 1744,80 руб.

Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 133 ч. 3 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Понятие заработной платы как оплаты труда работника (экономическая категория), приведенное в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, является общим и не равнозначно понятию месячной заработной платы работника, указанному в вышеприведенной норме.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Судом установлено из трудового договора, что истцу выплачивалась процентная надбавка в размере 30% за непрерывный стаж работы, установленная Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, выплачиваемые в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 2555 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».

Таким образом, предоставление социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, основано на положениях ч. 2 ст. 423 ТК РФ, согласно которой изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Судом исследованы постановление мэра от 30.09.2009 № *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № *** «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившего Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.

Из совокупного анализа указанных положений и правовых норм, исходя из их системного толкования, следует, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.

В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Данная норма находится в Особенной части Трудового кодекса РФ и должна быть дополнением к нормам Общей части кодекса.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях.

Этот вывод следует также из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливающей, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2010 № 271-пп, прожиточный минимум для трудоспособного населения в 3 квартале 2010 года составлял 6010 рублей.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

В сентябре, октябре и ноябре 2010 года истцу начислено по 4330 рублей в связи с отработкой нормы рабочего времени (176,168 и 167 часов соответственно). В состав заработной платы входят доплата за вредность, доплата из надтарифного фонда и доплата ФОТ.

Как следует из Положения об условиях установления и порядке произведения выплат стимулирующего характера работникам МОУ НШДС № 13, утвержденного 28 сентября 2010 года и действующего с 1 апреля 2010 года, у ответчика предусмотрены доплаты за дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работников. К выплатам стимулирующего характера относятся надбавки за высокую результативность работы, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда. Единовременное премирование работников производится за достижение высоких результатов деятельности, выполнение больших объемов работ и т.п.

Как видно из приказов № ***/протокол от 13.09.2010, № ***/протокол от 11.10.2010, № ***/протокол от 12.11.2010 при распределении фонда стимулирующих и компенсационных выплат в сентябре, октябре и ноябре 2010 года истцу было предусмотрено выплатить в сентябре 500 рублей.

Так как при таких условиях размер заработной платы за норму рабочего времени не должен быть менее 6928 руб, разница за каждый месяц составила 2598 рублей.

Всего, за период с 1 сентября по 1 декабря 2010 года истцу не доплачено 7794,00рубля (2598 х 3).

Истцом заявлено также требование признать незаконными выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) ниже минимального размера оплаты труда - 4330 рублей; выплату районного коэффициента 30% и надбавки 30%, а также стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда 4330 рублей.

Истец потребовала также возложить на ответчика обязанность по начислению и выплате в дальнейшем заработной платы с учетом тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, с выплатой районного коэффициента, процентной надбавки, а также стимулирующих выплат сверх минимального размера оплаты труда.

Не оспаривая размера недополученной заработной платы за прошедший период, исходя из размера МРОТ, суд, вместе с тем, полагает, что в удовлетворении данных требований следует отказать.

Поскольку к компетенции суда не относится установление тарифной системы оплаты труда работников, а также установление тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников, к которой относятся и межразрядные тарифные коэффициенты, суд не принимает во внимание доводы истца о том, что размер ее заработной платы в оспариваемый период должен складываться из расчета МРОТ (4330 рублей) х1,3 (районный коэффициент) х 1,3 (северная надбавка), так как величина МРОТ не является тарифной ставкой первого разряда единой тарифной сетки.

В компетенцию суда не входит установление размера заработной платы, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия, так как способом защиты нарушенного права является только взыскание недополученной заработной платы.

В связи с этим не подлежит удовлетворению требование о взыскании стимулирующих выплат сверх 4330 рублей и признании незаконным выплаты вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнившей нормы труда (трудовые обязанности) ниже минимального размера оплаты труда - 4330 рублей; признании незаконным выплату районного коэффициента 30% и надбавки 30%, а также стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда 4330 рублей, возложении на ответчика обязанности по начислению и выплате в дальнейшем заработной платы с учетом тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, с выплатой районного коэффициента, процентной надбавки, а также стимулирующих выплат сверх минимального размера оплаты труда.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Москвиной Н. Ж. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 13» в пользу Москвиной Н. Ж. недополученную заработную плату за период с сентября по ноябрь 2010 года в сумме 7794,00рубля (семь тысяч семьсот девяносто четыре 00 копеек).

Отказать Москвиной Н. Ж. в удовлетворении исковых требований к МОУ НШДС № 13 о признании незаконным выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнение нормы труда (трудовые обязанности) ниже минимального размера оплаты труда - 4330 рублей; выплату районного коэффициента 30% и надбавки 30%, а также стимулирующей надбавки в составе минимального размера оплаты труда 4330 рублей; возложении обязанности по начислению и выплате в дальнейшем заработной платы с учетом тарифной ставки не ниже минимального размера оплаты труда, с выплатой районного коэффициента, процентной надбавки, а также стимулирующих выплат сверх минимального размера оплаты труда.

Взыскать с МОУ НШДС № 13 госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись