о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Шведовой А.Ю.

с участием помощника прокурора Слюдянского района Чепурыгина Д.М.,

представителя органа муниципального образования - администрации Слюдянского городского поселения Слюдянского района Игонина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-884/10 позаявлению прокурора Слюдянского района, действующего в интересах гражданина Адамова Т. В. о признании незаконным бездействия администрации Слюдянского муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

В первоначальном и уточненном заявлении прокурор Слюдянского района указал, что по заявлению Адамова Т.В., обратившегося к прокурору с жалобой на нарушение его жилищных прав, была проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что Адамов Т.В. совместно со своей семьейпроживает по адресу: ...; был вселен в жилое помещение на основании ордера № *** от ... г..

Межведомственной комиссией, созданной постановлением главы Слюдянского МО от 28 декабря 2006 года было установлено, что вышеуказанный жилой дом имеет 70 % износа; находится в аварийном состоянии; жилые помещения не соответствуют санитарным нормам, о чем 29 декабря 2006 года был составлен Акт. Заключением комиссии от 29 декабря 2006 года дом признан непригодным в связи с его аварийным состоянием; было рекомендовано переселить жильцов.

С учетом вышеуказанных Акта и Заключения, главой администрации Слюдянского МО принято постановление, которым жилой дом признан аварийным и непригодным для проживания.

Однако в нарушение п. 49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не приняты сроки отселения жильцов.

Адамов Т.В. и члены его семьине поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и вынужден проживать в аварийной квартире.

Постановлением главы Слюдянского МО утверждена муниципальная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, согласно которой было предусмотрено переселение жильцов вышеуказанного дома в 2010 году; в бюджете поселения на эти цели были выделены денежные средства.

Однако ранее заключенный контракт с ООО «***» на строительство 5-квартирнорго дома в ... 6 сентября 2010 года был расторгнут.

Приостановление администрацией Слюдянского МО реализации программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья влечет за собой нарушение жилищных прав заявителя на проживание в жилом помещении, соответствующем требованиям жилищного законодательства.

Кроме того, администрацией Слюдянского МО заявителю не предоставлено другое жилое помещение вместо жилого помещения, признанного непригодным для проживания.

В связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Слюдянского МО в части не предоставления гражданину Адамову Т.В., жилое помещение которого признано непригодным, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма; обязать администрацию Слюдянского МО в срок до 1 сентября 2011 года предоставить заявителю благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Чепурыгин Д.М. на удовлетворении заявления настаивал.

Адамов Т.В. просил дело слушанием провести в его отсутствие, на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель администрация Слюдянского городского поселения Игонин А.В., действующий на основании доверенности с полным объемом полномочий, заявленные требования полагал законными и обоснованными.

Игонин А.В. пояснил, что действительно, вышеуказанный дом числится в реестре аварийного жилищного фонда Слюдянского муниципального образования. Администрацией Слюдянского МО принята программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, в соответствии с которым жильцы дома № *** по улице ... подлежат переселению до периода 2019 года.

В мае 2010 года администрация Слюдянского городского поселения объявила аукцион на строительство пятиквартирного дома для жителей вышеуказанного дома; был выявлен победитель - ООО «***», заключен контракт, определено место строительства - по улице ...; начало строительства дома было запланировано на конец июля 2010 года.

В соответствии с действующим законодательством, земля на территории муниципального образования находится в ведении органов местного самоуправления. В связи с чем администрация Слюдянского ГП обратилась в администрацию Слюдянского района с просьбой о содействии по предоставлению земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома в районе школы № *** .... Однако впоследствии было выяснено, что данный участок уже ранее был предоставлен для строительства жилого многоквартирного дома для ветеранов.

Так как имело место существенное нарушение условий договора, а именно: изменение места строительства дома, то сторонами было принято решение о расторжении контракта, что было сделано в сентябре 2010 года. Впоследствии был объявлен аукцион на строительство 8-квартирного дома, но в связи с окончанием текущего года, финансирование из областного бюджета на реализацию программы по переселению из ветхого и аварийного жилья было приостановлено. Указанная программа продолжит свое действие в 2011 году, будет определено новое место для строительства домов для переселения из ветхого и аварийного жилья, в том числе для жителей дома № *** по улице ....

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Наличие у Адамова Т.В. жилищных прав в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ... подтверждено Ордером № *** от 30 июня 1999 года, выданного администрацией Слюдянского района на основании постановления администрации Слюдянского района от 30 июня 1999 года за № ***.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 15 ч.4 ЖК РФ).

28 января 2006 года N 47 принято постановление Правительства РФ за № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В свете вышеуказанного постановления, руководствуясь ст. 14 Жилищного кодекса РФ, ст. 10 Устава Слюдянского МО, главой Слюдянского МО 29 декабря 2006 года принято постановление за № *** «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда Слюдянского МО непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Согласно «Акту обследования помещения» от 29 декабря 2006 года, многоквартирный жилой дом № *** по улице ..., построенный в 1958 году, имеет 70 % износа: значительный прогиб потолочных балок, поражение стропил грибком, отсутствие отмосток, частичное разрушение цоколя, гниение разделки у труб, наличие печных труб в полуразрушенном состоянии, поражение полов и подоконных досок гнилью, проседание полов, глубокие трещины в стене. Комиссия пришла к выводу о том, что помещение не соответствует санитарным нормам; в связи с невозможностью проживания в данном доме и его аварийным состоянием, жильцов дома необходимо переселить.

29 декабря 2006 года принято Заключение о признании вышеуказанного жилого дома аварийным и не пригодным для постоянного проживания.

Постановлением главы Слюдянского муниципального образования от 29 декабря 2006 года за № *** дом № *** по улице ... признан аварийным и непригодным для проживания.

Таким образом, судом установлено, что вышеуказанный дом признан непригодным для проживания граждан.

30 декабря 2009 года главой Слюдянского МО принято постановление за № ***, которым утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Слюдянском муниципальном образовании в 2010 году». В рамках указанной программы отселению подлежали жильцы домов за номерами № ***, № ***, № *** по улице ....

Впоследствии постановлением главы Слюдянского МО от 27 февраля 2010 года за № *** в данную Программу были внесены изменения. В том числе утвержден реестр аварийного жилищного фонда Слюдянского МО на 1 января 2007 года, который являлся приложением к вышеуказанной адресной программе. В числе прочих в аварийном жилищном фонде указан дом № *** по улице ....

Вместе с тем судом установлено, что до настоящего времени жилищные права гражданина Адамова Т.В., жилое помещение которого в установленном законом порядке признано аварийным, не восстановлены. В связи с чем администрация Слюдянского МО допустила бездействие в части не предоставления заявителю другого жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Пунктом 49 постановления Правительства РФ за № 47 определено, что по результатам обследования жилого помещения составляется Акт. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Однако до настоящего времени срок отселения гражданина Адамова С.В. из аварийного жилого помещения не установлен, в связи с чем данный гражданин вынужден проживать и пользоваться жилым помещением, не соответствующим требованиям действующего законодательства, что создает угрозу его жизни и здоровью.

В соответствии с главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

К бездействию относится неисполнение органами местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (подпункт 8 пункт 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Устава Слюдянского муниципального образования (городское поселение), к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 85 пунктом 3 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 года № 44-В09-41).

В соответствии со статьей 249 ГПК РФ,обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий должностных лиц возлагается на лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействия).

Вместе с тем представитель органа местного самоуправления не оспаривал, что жилищные права Адамова Т.В. до настоящего времени не восстановлены, срок предоставления данному гражданину другого жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, не определен.

Доказательств, подтверждающих правомерность бездействия администрации Слюдянского муниципального образования, выразившегося в не предоставлении гражданину Адамову Т.В., жилое помещение которого признано непригодным, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма; предоставлении заявителю благоустроенного жилого помещения по договору социального найма применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям, суду не представлено.

В связи с чем у суда имеются основания для признания бездействия органа муниципального образования незаконным и удовлетворения заявления прокурора Слюдянского района, выступающего в интересах гражданина Адамова Т.В.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст.258, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Слюдянского района, действующего в интересах гражданина Адамова Т. В. о признании незаконным бездействия администрации Слюдянского муниципального образования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Слюдянский район, выразившееся в не предоставлении гражданину Адамову Т. В., жилое помещение которого по адресу: ..., признано непригодным, другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию Слюдянского МО в срок до 1 сентября 2011 года предоставить заявителю Адамову Т. В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней.

Судья: