Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Слюдянка
20 января 2011 года Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г.,
при секретаре Меркурьевой М.А.,
с участием истцов Часовниковой Г. В., Хазовой Л. В., их представителя Мамедовой С. В.,
третьего лица Ильиной Л. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-80-11 по иску Часовниковой Г. В., Хазовой Л. В. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Иркутской области, Администрации Новоснежнинского сельского поселения о включении в наследственную массу домовладения, признании в порядке наследования права общей долевой собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л :
В обоснование иска истцы указали, что жилой дом общей площадью 25, 8 кв.метров, расположенный по адресу "АДРЕС", находился в собственности их матери ФИО1, умершей "ДАТА" в "АДРЕС".
Ранее в 1920 году их дедушка ФИО2 имел жилой дом по указанному адресу, что подтверждается выписками из похозяйственной книги за 1930-1931 годы.
В этом доме в 1925 году родилась их мама. В 1966 году после смерти дедушки ФИО1 купила дом у ФИО3 и установила его на земельном участке дедушки по вышеуказанному адресу, т.е. на усадьбе ФИО2. Тот факт, что спорное домовладение принадлежало их матери, подтверждается выписками из похозяйственных книг.
После смерти ФИО1 они стали владеть домом, производили ремонт, меняли венцы, веранду, поддерживали дом в состоянии, пригодном для проживания.
Поэтому истца просят включить жилой дом в наследственную массу и признать за ними право общей долевой собственности на 1/2 доли бревенчатого одноэтажного домовладения общей площадью 25, 8 кв. метров, состоящего из одной комнаты и кухни, расположенного по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании истцы поддержали исковые требования, дополняя, что у них дружная семья и по общей договоренности все три сестры решили, что в случае продажи дома они разделят вырученные деньги на троих, а пока дом никто не намерен продавать.
Их представитель по нотариальной доверенности Мамедова С.В. полагала, что в случае, если бы ФИО1 дожила до вступления в силу Закона о дачной амнистии, она была вправе оформить права на жилой дом в упрощенном порядке, поскольку имеются выписки из похозяйственных книг, подтверждающие факт предоставления в советский период земельного участка в сельской местности для индивидуального жилищного строительства. Поэтому похозяйственные книги подтверждают факт принадлежности жилого дома ФИО1 Отсюда в силу ст. 1112 Гражданского Кодекса РФ жилой дом включается в наследственную массу.
Третье лицо Ильина Л.Н. полагала, что исковые требования истцов являются обоснованными и пояснила, что они являются родными сестрами. Между ними никогда не было спора по поводу родительского дома. После смерти их мамы ФИО1 домом стали владеть сестры Часовникова Г.В. и Хазова Л.В. У нее была квартиры и дача, поэтому она не претендовала на наследство и в настоящее время не претендует.
Ответчики Межрайонная ИФНС России и администрация Новоснежнинского сельского поселения в судебное заседание не явились, представив заявления с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителей ( л.д.102-103, л.д. 104). Возражений относительно иска не представили.
Выслушав пояснения истцов, третьего лица, допросив свидетелей, проанализировав другие доказательства и наследственное дело № *** к имуществу умершей ФИО1, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что жилой дом расположен на отведенном для этих целей земельном участке компетентном органом.
Так, из похозяйственных книг за 1967-1970, 1983-1985, 1986-1992 годы, 1993-1997 годы,1998-2001 годы видно, что за ФИО1 учитывалось хозяйство, состоящее из жилого дома, расположенного на земельном участке мерою 0, 15 соток. Со временем размеры земельного участка уточнялись в сторону уменьшения ( л.д. 127-135).
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР приказом № 83 от 21 февраля 1968 года утверждало Инструкцию о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР. В соответствии с указанной инструкцией в случае отсутствия правоустанавливающих документов на строение косвенно права на строения подтверждались инвентаризационно-техническими документами, подворными списками.
По отношению к земельным участкам, когда они выделялись задолго до принятия Земельного Кодекса 1991 года, и не могли быть объектом гражданского права, основанием для приватизации их в соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" "ДАТА", являлись выданные ранее документы, удостоверяющие права на землю. Прежде всего это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся у землепользователей, в районных комитетах по земельной реформе, органах строительства и жилищного хозяйства.
То есть практически любые документы, в том числе и похозяйственные книги, могли удостоверять права граждан на земельные участки строения.
Из совокупности кадастрового плана земельного участка по состоянию на 06 сентября 2007 года и кадастровой выписки по состоянию на 26.07.2010 года установлено, что землепользователем числится Брагина Г.В., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование : под индивидуальную жилую застройку, площадь земельного участка 5030 кв. метров. Кадастровый номер земельного участка № ***. Дата внесения номера в государственный кадастр : 28.12.2005 ( л.д. 138, л.д. 141).
Из вышеуказанного следует, что в силу Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года № 374-1 « О земельной реформе», Указа Президента РФ от 7 марта 1996 года « О реализации конституционных прав граждан на землю» и на основании Вводного Закона к Земельному Кодексу Российской Федерации ФИО1, а затем и истцы имели право на получение в частную собственность бесплатно земельного участка, который был предоставлен правопредшественнику (ФИО2) до 1 января 1991 года.
Таким образом, истцами представлены допустимые и достаточные доказательства тому, что их правопредшественники, а затем и они фактически пользовались земельным участком.
Правомерность пользования земельным участком никогда органами местного самоуправления не оспаривалась.
Справкой ООО «Росгосстрах» и страховыми свидетельствами установлено, что ФИО1 страховала жилой дом согласно обязательному страхованию строений до 1996 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2.10.1981 года « О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам» ( л.д. 139, л.д. 160-175).
Таким образом, в силу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов и на основании данных, содержащихся в похозяйственных книгах, суд приходит к убеждению, что на момент смерти ФИО1 наследодателю принадлежал спорный жилой дом, который подлежит включению в наследственную массу в порядке ст. 1112 Гражданского Кодекса РФ.
Технические характеристики индивидуального жилого дома по адресу "АДРЕС", а также инвентаризационная стоимость строения подтверждаются техническим паспортом на жилой дом и справкой ФГУП «Ростехинвентаризация». Из технического паспорта видно, что жилой дом построен в 1969 году ( л.д. 85-101).
Из указанной справки и сведений Федеральной службы Росреестра по "АДРЕС" установлено, что данных о наличии арестов и запрещений на жилой дом нет, о зарегистрированных правах на жилой дом и земельный участок нет ( л.д. 136, 137).
В силу ст. 218 ч.2 Гражданского Кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1152 Гражданского Кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 ч.1 Гражданского Кодекса РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ч.2 ст. 1153 Гражданского Кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 1154 Гражданского Кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из наследственного дела № *** к имуществу умершей "ДАТА" ФИО1 и пояснений сторон установлено, что 5 июля 1999 года истцы Брагина Г. В. и Хазова Л. В. обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство - жилой дом по адресу "АДРЕС". Ильина Л. Н. отказалась от причитающейся ей доли наследства ( л.д.105-122).
В выдаче свидетельства было отказано по мотивам отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом ( л.д. 59).
Тот факт, что после смерти ФИО1 истцы приняли наследство и владели им, подтверждается наследственным делом и квитанциями об уплате за электричество, полисом страхования имущества ( л.д. 142-150, л.д.181-183).
Свидетели ФИО4 и ФИО5 подтвердили, что сестры Часовникова Г.В. и Хазова Л.В. после смерти матери владеют жилым домом, а их третья сестра Ильина Л.Н. на жилой дом не претендует. Со слов ФИО1 им было известно, что это дом ее родителей.
У суда не вызывает сомнение факты, сообщенные свидетелями, поскольку они согласуются с пояснениями истцов, 3 лица Ильиной Л.Н. и письменными доказательствами, представленными истцами.
То обстоятельство, что в 1966 ФИО1 приобретала жилой дом у ФИО3, подтверждается справкой и обязательством покупателя выплатить ссуду ( л.д.176-177).
Факт родственных отношений истцов и ФИО1, а также факт изменения фамилии Брагина Г.В. на Часовникову Г.В. подтверждается свидетельством о рождении Щипановой Г. В., из которого видно, что ее матерью является ФИО1 ( л.д. 19), свидетельствами о заключении брака ( л.д. 29, л.д. 28), из которых видно, что после регистрации брака с ФИО6 Брагиной Г. В. присвоена фамилия мужа, а также другими документами.
Факт родственных отношений Хазовой Л.В. подтверждается свидетельством о рождении, из которого видно, что матерью Ревегиной Л.В. является ФИО1 ( л.д. 23), а также свидетельством о расторжении брака. Из которого видно, что после расторжения брака Хазова Л. В. оставила фамилию мужа ( л.д. 210).
Факт смерти ФИО1 подтверждается свидетельством о смерти 1-СТ № *** ( л.д. 27).
Таким образом, судом установлено, что истцы в установленный шестимесячный срок вдвоем вступили в наследство, открывшееся после смерти их матери ФИО1. Поэтому в силу ст. 1112, ст. 1152 ч.1 Гражданского Кодекса РФ индивидуальный жилой дом после смерти ФИО1 перешел по наследству к ее дочерям и принадлежит им на праве общей долевой собственности ( по 1/ 2 доле каждому) со дня открытия наследства, т.е. с 6 января 1999 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Исковые требования Часовниковой Г. В., Хазовой Л. В. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Иркутской области, Администрации Новоснежнинского сельского поселения о включении в наследственную массу домовладения, признании в порядке наследования права общей долевой собственности на жилой дом удовлетворить.
Включить жилой дом, расположенный по адресу "АДРЕС", в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1.
Признать право общей долевой собственности ( по 1/ 2 доли каждого) за Часовниковой Г. В., Хазовой Л. В. в порядке наследования на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу "АДРЕС", состоящий из одноэтажного бревенчатого домовладения, общая площадь дома - 25, 8 кв. метров, из них жилая площадь 15, 1 кв. метра. Действительная инвентаризационная стоимость 236398 рублей в ценах 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья : подпись. Копия верна. Судья :