Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Шведовой А.Ю., с участием истца Богдановой Г.М., представителей ответчика Усачевой Т.Н., Филипповой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-120/11 по исковому заявлению Богдановой Г. М. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району о признании права на получение мер социальной поддержки как у специалиста, работавшего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования, и проживающего в рабочем поселке,
У С Т А Н О В И Л:
Из первоначальных и уточненных исковых требований следует, что истица Богданова Г.М. проживает в поселке "АДРЕС"; с 1 января 1998 года получает пенсию за выслугу лет.
Истица указала, что с 1984 года как педагогический работник она пользовалась мерой социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения (оплата за жилое помещение). В апреле 2010 года Управление Министерства социального развития опеки и попечительства по Слюдянскому району по Иркутской области отказало ей (заявителю) в предоставлении вышеуказанной меры социальной поддержки. Данное решение заявителем было обжаловано в Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области. Министерство 13 октября 2010 года также приняло решение об отказе в удовлетворении заявления Богдановой Г.М., о чем имеется решение (письмо) за № ***. С позицией ответчика она (истец) не согласна, так как согласно Закону Иркутской области от 18.07.2008 N 50-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников культуры, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных учреждениях культуры, муниципальных образовательных учреждениях", меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, работникам культуры. Она (Богданова) проживала в сельской местности, работала в должности директора учреждения клубного типа, общий стаж работы с учетом проживания в сельской местности составил более 10 лет. Кроме того, она (истица) имеет стаж педагогической работы. В связи с тем, что общий стаж работы в государственных и муниципальных учреждениях культура и образования составил более 10 лет, проживает в рабочем поселке, у нее имеется право на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного отопления жилого помещения, освещения, содержания жилья. По указанным основаниям истица просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки как у специалиста, работавшего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования, и проживающего в рабочем поселке, в виде бесплатного отопления за жилое помещение, освещение, содержание жилья.
В судебном заседании Богданова Г.М. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что в квартире по адресу: "АДРЕС" она проживает с 1984 года. Ранее она в соответствии со ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР как работник культуры и образования, проживающая в рабочем поселке, имела льготы по оплате жилого помещения. Общий стаж на данных должностях составил более 11 лет. После выхода на пенсию данные льготы сохранились, ими она пользовалась на протяжении 12 лет. Однако с января 2010 года в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Кроме того, ей было разъяснено, что ранее льготы предоставлялись неправомерно. Поэтому уже в 2011 году за получением данных льгот она не обращалась. Полагает отказ Управления незаконным по тем основаниям, что законодательство, по которым предоставлялись льготы специалистам, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках) не претерпело никаких изменений; финансирование на данную программу из областного бюджета не прекращалось. Так как стаж работы специалиста должен суммироваться, и с учетом того, что как работник культуры и образования продолжительность ее трудовой деятельности составила более 10 лет, у нее имеется право на получение мер социальной поддержки как у пенсионера, проживающего в рабочем поселке, и имеющего соответствующий стаж. Кроме того, указала Богданова Г.М., данное право у нее возникло как у малообеспеченного гражданина. В настоящее время в связи с незаконными действиями ответчика, у нее накопился долг по коммунальным платежам.
Представители Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району Усачева Т.Н., Филиппова Н.П. с исковыми требованиями не согласились по следующим основаниям.
Предоставление специалистам - педагогическим работникам и работникам культуры, проживающим в сельской местности (поселках городского типа), а также вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) мер социальной поддержки предусмотрено законодательными актами Иркутской области - законом № 73 от 14 ноября 2005 года и законом № 50-оз от 18 июля 2008 года. При этом одним из основных условий является наличие стажа на соответствующих видах работ - не менее 10 лет. Однако Богданова Г.М. имеет педагогический стаж в размере 8 лет 4 месяца 23 дня, стаж работника культуры - 3 года 6 месяцев 10 дней. При этом законом не предусмотрено суммирование у гражданина трудового стажа. Действительно, с 1984 года по 2005 год Богдановой Г.М. предоставлялись меры социальной поддержки: как работающему педагогу, затем как работающему работнику культуры, как пенсионеру; данные льготы финансировались Районным отделом образования МО Слюдянский район по программе «Сельский специалист». Впоследствии порядок предоставления мер социальной поддержки претерпел изменения; предоставление льгот гражданам в Слюдянском районе было возложено на Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району, а именно: полномочия по предоставлению льгот педагогическим работникам от МУ Управление образования МО Слюдянский район переданы с 1 января 2011 года, работникам культуры - с 1 января 2005 года. В настоящее время оснований для предоставления истцу льгот не имеется в связи с отсутствием соответствующего стажа.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований на основании следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) предусматривает установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2).
Вместе с тем, Конституция РФ не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который вправе осуществлять выбор тех или иных мер социальной защиты и порядок и условия их предоставления устанавливаемому им кругу лиц. Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2008 года N 1051-О-О.
В целях усиления и укрепления сельских кадров, привлечения квалифицированных специалистов для работы в сельской местности государством издавались различные законодательные акты.
Так, правовое регулирование льгот, предоставляемых работникам образования, культуры, проживающим и работающим в сельской местности, осуществлялось такими нормативными актами, как Закон РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села" (с последующими изменениями), Федерального закона от 14 июля 1997 г. N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" (с последующими изменениями), Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (с последующими изменениями).
В законе «Об образовании» были сохранены положения ранее принятых актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию. Так, согласно Постановлению Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составлял не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР (Определение Верховного Суда РФ от 08 декабря 2010 N 7-Г10-17).
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Признавая некоторые законодательные акты, которые предусматривали льготы для специалистов сельского хозяйства, недействующими, статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указывала, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на льготы и гарантии, которые носят компенсационный характер и которые отменяются, этот Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии.
Кроме того, Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" устанавливалось, что положения ранее принятых законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применялись до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации (до 1 января 2005 года).
Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм права, работникам культуры, педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, сохранялось и в дальнейшем право на получение жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г., при этом вопрос предоставления мер социальной поддержки находился в ведении субъектов РФ.
Вместе с тем, по настоящему делу судом установлено следующее.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривалось, что истец Богданова Г.М. проживала и осуществляла трудовую деятельность в период с 1 марта 1984 года по 31 декабря 1997 года в поселке городского типа - "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" городском поселении.
Согласно трудовой книжке, стаж Богдановой Г.М. в образовательных учреждениях составил - 8 лет 4 месяца 23 дня, учреждениях культуры - 3 года 6 месяцев 10 дней.
На момент возникновения спорных правоотношений, то есть на 1 января 2010 года действовал Закон Иркутской области № 73-оз от 14 ноября 2005 года «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях» (отменен Законом Иркутской области № 106-оз от 8 ноября 2010 года «О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области, вступившим в силу с 1 января 2011 года), а также Закон Иркутской области № 50-оз от 18 июля 2008 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников культуры, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных учреждениях культуры, муниципальных образовательных учреждениях» (с изменениями от 29 декабря 2009 года № 116/82-оз), которые определяли меры социальной поддержки специалистов, проживающих в сельской местности (поселках городского типа) и работающих в муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) - соответственно педагогическим работникам и отдельным категориям работников культуры.
В соответствии со статьей 1 Закона № 73-оз от 14 ноября 2005 года, предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг вышеуказанным педагогическим работникам (и пенсионерам) предусматривалось, если общий стаж работы этих работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составлял не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей.
Кроме того, пунктом 3 статьи 2 Закона № 50-оз от 18 июля 2008 года предусматривалось, что меры социальной поддержки предоставлялись работникам культуры, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), с учетом проживающих совместно с ними членов их семей, если общий стаж работы этих работников в сельской местности составлял не менее десяти лет.
Вместе с тем, как указывалось выше, на момент выхода Богдановой на пенсию за выслугу лет - 1 января 1998 года, стаж ее педагогической деятельности составлял 8 лет 4 месяца 23 дня, в учреждениях культуры истец проработала 3 года 6 месяцев 10 дней.
Пункт 16 статьи 5 Закона № 50-оз от 18 июля 2008 года определял, что если работник культуры имеет право на одни и те же меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно по другому правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по его выбору либо по настоящему Закону, либо по другому правовому акту.
Таким образом, позицию истца о необходимости суммирования ее стажа педагогической деятельности и как работника культуры суд находит ошибочной, так как действующим законодательством не предусмотрен такой порядок подсчета трудового стажа на соответствующих видах работ для целей предоставления вышеназванных мер социальной поддержки.
Богданова Г.М. также в обоснование своих доводов указывает, что до 01 января 2010 года ей как специалисту, проживающему в поселке городского типа и работающему в муниципальных учреждениях, затем и как пенсионеру, предоставлялись меры социальной поддержки. Суд не находит указанные основания заслуживающими внимания, поскольку данный вопрос в настоящее время не является предметом судебного разбирательства. При этом суд исходит из того, что предоставление указанных мер до указанной даты осуществлялось органом местного самоуправления в рамках программы «Сельский специалист».
Не является состоятельной и ссылка Богдановой Г.М. на ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением, так как данная норма права распространяется на работающих специалистов. Кроме того, "Жилищный кодекс РСФСР" утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в связи с введением ЖК РФ в жилищной сфере поменялся подход в вопросах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Так, ЖК РФ предусматривает такие формы социальной поддержки населения по вопросам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, как:
- предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159);
- льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ст. 160);
- льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде уменьшения размера платежа (скидки) расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее жилищное законодательство не предусматривает предоставление мер социальной поддержки такой категории граждан, как сельский специалист, в виде освобождения от уплаты за пользование жилым помещением.
Вопрос о предоставлении субсидий и льгот на оплату жилого помещения как малоимущему гражданину решается в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Богдановой Г. М. к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району о признании права на получение мер социальной поддержки как у специалиста, работавшего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования, и проживающего в рабочем поселке отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней.
Судья: