Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Слюдянка 16 февраля 2011 года
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Тюменцевой Т.В., при секретаре Бураковой Н.А., с участием представителя ответчика и представителя третьего лица Титовой Н.Л., рассмотрев материалы гражданского дела № 2-274/11 по иску Филипповой Л. А. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» (далее МДОУ общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок») о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации и возложении обязанности по установлению базового месячного оклада не ниже 4330 рублей (МРОТ) и иного размера заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Филиппова Л.А., помощник воспитателя МДОУ общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок», находящаяся в трудовых отношениях с ответчиком с 16 сентября 2010 года, обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании недополученной заработной платы за период с октября по декабрь 2010 года с учетом индексации, и просила обязать ответчика установить ей базовый месячный оклад не ниже установленного ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» 4330 рублей в месяц.
В последующем истец уточнила свои требования и просила взыскать в ее пользу недополученную заработную плату в размере 12 330,66 руб, индексацию невыплаченной заработной платы с учетом ставки рефинансирования Центрального банка России в сумме 956,63 руб; просила обязать ответчика установить ей базовый месячный оклад не ниже МРОТ, то есть 4330 руб в месяц, и обязать выплачивать ей ежемесячно заработную плату не ниже 7 447,60 руб при условии полностью отработанного рабочего времени.
В обоснование исковых требований истец пояснила, что ее оклад составляет 1744,80 руб, то есть менее установленного размера оплаты труда, что нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства.
Как указывает истец, заработная плата определена в статье 129 Трудового кодекса РФ, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, и месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы оплаты труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады, ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Следовательно, по мнению истца, именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 Трудового кодекса РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
В судебном заседании истец отсутствовала, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика и третьего лица - муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» - правопреемника Управления образования муниципального образования Слюдянский район Титова Н.Л., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении на основании следующего.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера), и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальный учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе, условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ).
Согласно общим правилам заработная плата работника бюджетного учреждения складывается из трех составных частей:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой работы (оклад, должностной оклад или ставка);
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и др.);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент и процентная надбавка в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда.
Из расчетных листков Филипповой Л.А. следует, что ее заработная плата составила за октябрь - 4438,34 руб, за ноябрь 2010 года - 5594,09 руб, за декабрь 2010 года - 5418,41 рублей. Из этого следует, что заработная плата истцу была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.
В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.
Прямое толкование изменения законодательства, по мнению ответчика, приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 № 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в статью 129 ТК РФ Федеральным законом № 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной степени соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчик считает, что такие компенсационные выплаты как районный коэффициент и северная надбавка, правомерно не были включены в состав заработной платы истца при доведении его до минимального размера оплаты труда.
Также ответчик полагает, что в компетенцию суда не входит установление размера заработной платы, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия, так как способом защиты нарушенного права является только взыскание недополученной заработной платы.
Кроме того, ответчик сослался на то, что истец, предъявив требование о взыскании конкретной недополученной суммы заработной платы, не обосновал его соответствующим расчетом.
В судебном заседании было сделано заявление представителя ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд на основании ст. 392 ТК РФ. Истец обратилась в суд 27.01.2011, не представив заявление о восстановлении пропущенного срока с приложением доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска. В связи с изложенным в удовлетворении исковых требований за октябрь 2010 года следует отказать.
Суд, исследовав доводы сторон в совокупности с письменными материалами дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из учредительных документов ответчика, муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида - детский сад №3 «Теремок» является юридическим лицом; в качестве его учредителя выступает администрация муниципального образования Слюдянский район в лице Управление образования.
Согласно трудовому договору между истцом и ответчиком, заключенному 16 сентября 2010 года, Филиппова Л.А. принята на работу в качестве помощника воспитателя по 3 разряду ЕТС. Продолжительность рабочей недели составляет 5 дней. Работнику установлена ставка 1744,80 руб в соответствии с 3 разрядом оплаты труда по ЕТС, с выплатой доплаты за вредность в размере 12%, районного коэффициента в размере 30% и 30%-ной северной надбавки.
Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 133 ч. 3 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Понятие заработной платы как оплаты труда работника (экономическая категория), приведенное в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, является общим и не равнозначно понятию месячной заработной платы работника, указанному в вышеприведенной норме.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Судом установлено из трудового договора, что истцу выплачивалась процентная надбавка в размере 30% за непрерывный стаж работы, установленная Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, выплачиваемые в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 № 2555 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».
Таким образом, предоставление социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, основано на положениях ч. 2 ст. 423 ТК РФ, согласно которой изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Судом исследованы распоряжение мэра от 28.01.2009 № ***-р о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы до 4330 рублей в месяц с 01.01.2009 года; постановление мэра от 30.09.2009 № *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № *** «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившего Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.
Из совокупного анализа указанных положений и правовых норм, исходя из их системного толкования, следует, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Данная норма находится в Особенной части Трудового кодекса РФ и должна быть дополнением к нормам Общей части кодекса.
Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях.
Этот вывод следует также из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливающей, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 № 8-пп, прожиточный минимум для трудоспособного населения в 4 квартале 2010 года составлял 6078 рублей.
Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).
Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием заявления о восстановлении пропущенного срока и отсутствием уважительных причин его пропуска, учитывая, что рассматривается спор о праве, для защиты которого установлены специальные сроки, суд считает возможным применить по заявлению ответчика последствия пропуска срока обращения в суд и рассмотреть исковые требования по существу только в пределах трехмесячного срока ноябрь-декабрь 2010 года, с учетом даты обращения в суд 27.01.2011. Вместе с тем, суд считает, что решение должно быть вынесено на день рассмотрения дела в суде.
Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы, табели учета рабочего времени, Положение о порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам детского сада «Теремок», приказы работодателя о распределении стимулирующих выплат, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.
В ноябре 2010 года истец перевыполнила норму рабочего времени (194 часов вместо 167); ей начислили заработную плату в размере 5332,19 руб, без учета больничного листа. В декабре 2010 года норма рабочего времени истцом также перевыполнена (229 часов вместо 183 часов), начислено 5418,41 руб.
Так как при таких условиях размер заработной платы за норму рабочего времени в ноябре не должен быть менее 8048,10 руб (6928:167х 194), разница за ноябрь составила 2715,91 руб (8048,10 - 5332,19).
В декабре 2010 года согласно отработанному времени истцу должны были начислить заработную плату в размере 8669,46 руб, разница составляет 3251,05 руб (8669,46 - 5418,41).
Всего, за период с 1 ноября по 31 декабря 2010 года истцу не доплачено по основной должности 5966,96 руб (2715,91+3251,05).
Достаточных оснований для установления обязанности работодателя начислять и выплачивать сверх установленного МРОТ иные компенсирующие и стимулирующие надбавки в виде доплаты за вредность, а также из надтарифного фонда не имеется, так как трудовым законодательством данный вопрос не урегулирован. Трудовой договор истца с ответчиком также не предусматривает обязанности работодателя начислять данные надбавки на базовый оклад 4330 рублей. В связи с изложенным, в этой части требование истца удовлетворению не подлежит.
Рассматривая требование об индексации недополученной заработной платы, суд приходит к выводу об его удовлетворении.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Взысканию с ответчика подлежит денежная компенсация (проценты) за задержку причитающихся выплат исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки, с учетом изменения ставки. Компенсация определяется путем деления процентной ставки за соответствующий период на 300 и умножения на количество дней (за период действия ставки в данном размере).
Процентная ставка рефинансирования Банка России установлена с 01.06.2010 в размере 7,75%. Расчет индексации должен быть следующим:
- за период с 11 декабря 2010 года по 16 февраля 2011 года, то есть за 68 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 7,75% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 47,71 руб ( 2715,91 х 7,75% : 300 х 68);
- за период с 11 января по 16 февраля 2011 года, то есть за 37 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ 7,75% и размера индексации 1/300 часть за каждый день просрочки - 31,07 руб ( 3251,05 х 7,75% : 300 х 37).
Денежная компенсация за задержку выплат составит 78,78руб (47,71+31,07).
Истцом заявлено также требование обязать ответчика установить ей базовый месячный оклад не ниже установленного МРОТ в 4330 рублей и месячную заработную плату не ниже 7 447,60 руб при условии полностью отработанного рабочего времени.
Не оспаривая размера недополученной заработной платы за прошедший период, исходя из размера МРОТ, суд, вместе с тем, полагает, что в удовлетворении данного требования следует отказать.
В компетенцию суда не входит установление размера заработной платы, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия, так как способом защиты нарушенного права является только взыскание недополученной заработной платы. Данное обстоятельство не препятствует работнику обратиться в суд в случае дальнейшего нарушения его трудовых прав.
Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Филипповой Л. А. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» в пользу Филипповой Л. А. недополученную заработную плату за период с ноября по декабрь 2010 года в сумме 5966,96 руб и индексацию в размере 78,78 руб.
Отказать Филипповой Л. А. в удовлетворении искового требования о возложении обязанности по установлению базового месячного оклада не ниже 4330 рублей и установлении заработной платы не ниже 7400 рублей.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления № 2 «Улыбка» госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: