Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года город Байкальск
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Калашниковой Т.А., при секретаре Сафоновой С.Н., с участием истца Галюкшевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-121/11 по иску Галюкшевой Д. А. к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, третье лицо Муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район»
У С Т А Н О В И Л:
Гр. Галюкшева Д. А. обратилась в Слюдянский районный суд к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Исковые требования обоснованы следующим: Истец работает в должности секретарь-машинистка в МОУ «Начальная школа - детский сад № 14» с 01 сентября 2009 года на основании трудового договора и приказа о приеме на работу. Ее заработная плата составляет 4330 рублей в месяц, включая оклад, доплату за вредность, надтарифный фонд, доплату ФОТ, районный и северный коэффициенты.
Ссылаясь на статьи 129, 133, 135 Трудового Кодекса РФ истец указывает, что размеры тарифных ставок (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 Трудового Кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда.
Истец считает, что установленный ей размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства.
Просит взыскать в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период: сентябрь 2010 года в сумме 2128,64 рублей, октябрь 2010 года в сумме 2598 рублей, ноябрь - 2598 рублей и обязать ответчика установить ей базовый месячный оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), выплаты компенсационного и стимулирующего характера - сверх фиксированного размера оплаты труда, установив заработную плату не менее 6928 рублей при условии выработки рабочего времени на ставку.
В дальнейшем истец уточнила исковые требования, просила также взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2010 года.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, просила взыскать с Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» в ее пользу недополученную заработную плату за период с сентября 2010 года по декабрь 2010 года включительно и обязать Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад № 14» установить ей базовый оклад не ниже установленного ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года № 82-ФЗ (в редакции от 24.06.2008г) в размере 4330 рублей в месяц, без учета районного и северного коэффициента, т.е. установить оклад в размере 4330 рублей и обязать выплачивать ежемесячно заработную плату в размере не ниже 6928 рублей (4330 х60%) при условии полностью отработанного времени.
Представитель ответчика и третьего лица - Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» и Муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» по доверенностям ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные отзывы, в которых указала, что ответчик исковые требования не признает, просит отказать в их удовлетворении. Возражения на иск обоснованы тем, что согласно статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка за работу в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда.
Согласно расчетным листам заработная плата Галюкшевой Д.А. составила за сентябрь 2010 г. - 4 129,58 рублей, октябрь 2010 г. - 4786,83 рублей, ноябрь 2010 г. - 5172,51 рублей. Из чего следует, что заработная плата Галюкшевой Д.А. была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.
В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.
Прямое толкование изменения законодательства приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в ст. 129 ТК РФ Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. С учетом вышеизложенных обстоятельств, ответчик считает, что такие компенсационные выплаты, как районный коэффициент и северная надбавка, правомерно были включены в состав заработной платы Галюкшевой Д.А. при доведении его до минимального размера оплаты труда.
Также ответчик считает, что в компетенцию суда не входит установление размера заработной платы, так как это условия трудового договора, сторонами которого являются работник и работодатель. Суд не вправе вмешиваться в данные условия, так как способом защиты нарушенного права является только взыскание недополученной заработной платы.
Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных Галюкшевой Д. А. требований о взыскании с Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» г. Байкальска недополученной заработной платы.
Также просит отказать и в удовлетворении заявленных Галюкшевой Д.А. требований об обязании Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» г. Байкальска установить базовый месячный оклад не ниже установленного ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года № 82-ФЗ (статья 1 в редакции Федерального закона от 24.06.2008 г) МРОТ в размере 4330 рублей в месяц без учета районного и северного коэффициента, об обязании выплачивать ежемесячно заработную плату в размере не ниже 6928 (4330*60%), при условии полностью отработанного времени.
Муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» такжевозражает против требований истца Галюкшевой Д.А. и просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Как видно из Постановления мэра муниципального образования Слюдянский район № *** от 09.07.2010 «Об установлении размера районного коэффициента к заработной плате работников, финансируемых из бюджета муниципального образования Слюдянский район», установлен размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета в размере 1,3 (30%).
Судом исследованы распоряжение мэра от 28.01.2009 № ***-р о повышении заработной платы работников бюджетной сферы на основании ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установившем размер МРОТ в 4330 рублей, в связи с чем месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда; постановление мэра от 30.09.2009 № *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № *** «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившее Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.
Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.
Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.
Из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30.07.2010 № 194-пп, прожиточный минимум для трудоспособного населения во 2 квартале 2010 года составлял 5950 рублей.
Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.
Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 20% (с учетом стажа работы) должен составлять не менее 6754,80 рублей (4330 + 30% + 20%).
Из материалов дела установлено, что МОУ для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» является юридическим лицом и обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества; по законодательству Российской Федерации имеет смету расходов, лицевой счет; а также другие реквизиты юридического лица со своим наименованием.
Учредителем МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 14» является администрация муниципального образования Слюдянский район в лице муниципального учреждения «Управление образования муниципального образования Слюдянский район», которое переименовано в муниципальное казенное учреждение «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» на основании постановления Администрации муниципального образования Слюдянский район от 28 января 2011 года № ***.
Приказом № *** директора МОУ «Начальная школа-детский сад № 14» от 01 сентября 2009 года Галюкшева Д. А. принята на работу секретарем-машинисткой с 01 сентября 2009 года.
Согласно трудовому договору, заключенному между истцом и ответчиком 01 сентября 2009 года, Галюкшева Д.А. принимается на должность секретаря-машинистки и ей гарантируется выплата заработной платы по тарификации с учетом районного и северного коэффициентов.
Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.
Судом исследованы: справка о выплаченной истцу заработной плате, а также расчетные листки за спорный период работы, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.
Так, в сентябре 2010 года при норме часов 176, истцом фактически отработано 72 часа. При этом заработная плата с учетом надбавки за вредность, доплат из надтарифного фонда и ФОТ, а также районного коэффициента (30%) и северной надбавки (20%) за отработанное время составила 2052,78 рублей (за исключением оплаты по внутреннему совместительству). Однако, при таких условиях размер заработной платы должен быть рассчитан следующим образом: 4330:176 х 72 х 1,5 = 2657,05 руб., разница составляет 604,27 рублей.
В октябре 2010 года истцом выработано рабочего времени 84 часа, при норме 168 часов. При этом заработная плата с учетом надбавки за вредность, доплат из надтарифного фонда и ФОТ, а также районного коэффициента (30%) и северной надбавки (20%) составила 2703,20 рублей (за исключением оплаты по внутреннему совместительству и доплаты за предыдущий месяц). Однако, при таких условиях расчет должен быть следующим: 4330:168 х 84 х 1,5 = 3247,50 рубля, разница составит 544,30 рублей.
В ноябре 2010 года истец отработала 83,5 часов, при норме 167 часов. При этом выплаченная ей заработная плата составила 2931,60 рублей, однако, с учетом фактически отработанного времени, расчет должен быть следующим: 4330 : 167 х 83,5 х 1,5 = 3247,50 рубля, разница составляет 315,90 рубля.
В декабре 2010 года истцом выработан 91,5 час, при норме 183 часа. При этом заработная плата с учетом надбавки за вредность, доплат из надтарифного фонда и ФОТ, а также районного коэффициента и северной надбавки, и перерасчета, за исключением оплаты по внутреннему совместительству, составила 2931,60 рублей. Однако, при таких условиях размер заработной платы не должен быть менее 3247,50 руб. (4330 : 183 х 91,5 х1,5), разница составляет 315,90 рублей.
Всего разница в заработной плате составила 1780,37 коп.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит доводы стороны ответчика необоснованными, а исковые требования Галюкшевой Д.А. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с сентября по декабрь 2010 года подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлено также требование обязать ответчика установить ей базовый месячный оклад не ниже установленного МРОТ в 4330 рублей, без учета районного коэффициента, северной надбавки, доплаты за вредность и других выплат, обязать ответчика выплачивать ежемесячно заработную плату в размере не ниже 6928 рублей (4330х60%) при условии полностью отработанного времени.
Суд полагает, что в удовлетворении данного требования следует отказать, поскольку в соответствии со статьями 133,135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии см трудовым законодательством. В компетенцию суда не входит установление размера заработной платы. Данное обстоятельство не препятствует работнику обратиться в суд в случае дальнейшего нарушения его трудовых прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Галюкшевой Д. А. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа-детский сад № 14»в пользу Галюкшевой Д. А. недополученную заработную плату за период с сентября по декабрь 2010 года (включительно) в сумме 1780 рублей 37 копеек.
Отказать Галюкшевой Д. А. в удовлетворении искового требования обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 14» установить базовый месячный оклад не ниже установленного минимального размера оплаты труда в 4330 рублей, без учета районного коэффициента, северной надбавки, доплаты за вредность и других выплат, обязать выплачивать ежемесячно заработную плату в размере не ниже 6928 рублей при условии полностью отработанного времени.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа - детский сад № 14» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:подпись.
Копия верна: Судья