о взыскании недоимки по земельному налогу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Слюдянка 16 марта 2011 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Казариной Н.А., при секретаре Поповой Т.В., с участием ответчика Шевченко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-369/2011 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Ангарску Иркутской области к Шевченко М. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 год и пени,

У С Т А Н О В И Л :

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Ангарску Иркутской области обратилась в суд с иском заявлением к Шевченко М. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 год в размере 415727,84 руб и пени в размере 26623,90 руб.

В обоснование исковых требований указано, что на основании сведений, предоставленных в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 ст.85 НК РФ, Территориальным отделом по г.Ангарску и Ангарскому району Шевченко М.А. является собственником земельных участков, расположенных по адресу:

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 20.02.2007;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 21.12.2007;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 24.09.2008;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 24.09.2008;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 24.09.2008;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 24.09.2008;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 24.09.2008;

- "АДРЕС" с кадастровым № *** с 16.12.2008.

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ Шевченко М.А. является плательщиком земельного налога. Налоговые ставки установлены п.1 ст.394 НК РФ, п.2 Решения Думы АМО от 11.10.2005 № 443-71 Д(4) «О земельном налоге». Первоначально расчет земельного налога, подлежащего уплате Шевченко М.А. за 2009 год, составил 663659,66 руб на следующие участки:

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 22872094, сумма налога 171540,70 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 17939952 руб, сумма налога 15634,67 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 9491095 руб, сумма налога 8271,49 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 13499765 руб, сумма налога 23530,09 руб.

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость13499765 руб, сумма налога 11765,05 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 14872072 руб, сумма налога 12961,01 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 160143323 руб, сумма налога 139564,91 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 9491095 руб, сумма налога 8271,49 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 0,15 %, 3 месяца, кадастровая стоимость 92057 руб, сумма налога 2,01 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 156120618 руб, сумма налога 272118,24 руб.

В последующем был произведен перерасчет земельного налога в связи с изменением ставки налога, подлежащего уплате за 2009 год. Сумма земельного налога составила 415727,84 руб:

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 22872094, сумма налога 171540,70 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,2 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 17939952 руб, сумма налога 12507,73 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,2 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 9491095 руб, сумма налога 6617,19 руб;

- "АДРЕС", доля 0,3, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 13499765 руб, сумма налога 2491,26 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,2 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 14872072 руб, сумма налога 10368,81 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,2 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 160143323 руб, сумма налога 111651,92 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 9491095 руб, сумма налога 8271,49 руб;

- "АДРЕС", доля 0,5, ставка 1,5 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 61900568 руб, сумма налога 53946,34 руб;

- "АДРЕС" доля 0,5, ставка 1,2 %, 12 месяцев, кадастровая стоимость 156120618 руб, сумма налога 217694,59 руб.

Налоговое уведомление об уплате земельного налога № *** было направлено в адрес налогоплательщика почтой, что подтверждается реестром отправки. В установленный законом срок сумма налога ответчиком уплачена не была. Шевченко М.А. было направлено требование от 25.05.2010 № *** об уплате налога, что подтверждается реестром отправки. Ответчиком в срок, установленный в требовании, сумма налога добровольно уплачена не была, в порядке п.1, 3 ст.75 НК РФ начислены пени в размере 26623,90 руб.

В последствии истец уточнил исковые требования указав, что налоговые ставки, которые применялись при исчислении земельного налога, установлены п.2 Решения Думы АМО «О земельном налоге» (в редакции от 02.04.2009 № 243-21гД).

Представитель истца - ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области в судебное заседание не явился. Направлено ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Ответчик Шевченко М.А. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что исковые требования ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В уведомлении об уплате земельного налога № *** от 14.01.2010 неправильно указаны: сумма налога, подлежащего уплате, сведения опринадлежащей налогоплательщику доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества (земельные участки), ставка налога.

Таким образом, уведомление об уплате земельного налога № *** от 14.01.2010 не соответствует законодательству об уплате налогов и сборов, а именно п. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, и как следствие является незаконным.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты нарушенного права является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Согласно ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вправе не исполнять акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

В результате, налоговым органом были созданы препятствия для исполнения обязанности по уплате налога.

Им не было исполнено (в силу прямого указания ст. 21 НК РФ) уведомление № ***, налоговым органом было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № *** от 25.05.2010.

Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование № *** от 14.01.2010 не соответствует данной норме. Установленные законодательством о налогах и сборах условия к форме и содержанию требования об уплате налога, инспекцией не выполнены, что является нарушением законным прав и интересов налогоплательщика.

Сумма недоимки, которую налоговый орган просит взыскать в исковом заявлении не соответствует сумме, указанной в требовании об уплате налога № ***.

В соответствии со ст. ст. 44, 46 Налогового кодекса Российской Федерации механизм взыскания налога представляет собой многостадийный процесс, который включает в себя процедуру внесудебного порядка взыскания налога. По смыслу данных норм, несоблюдение налоговым органом любого из условий, предъявляемых законодателем к процедуре взыскания налога, сбора, штрафа, пеней, является основанием для признания ненормативного правового акта налогового органа, изданного на соответствующем этапе процедуры принудительного взыскания налога, сбора, штрафа, пеней, незаконным.

Таким образом, требование № *** от 25.05.2010 не соответствует законодательству об уплате налогов и сборов, а именно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, и как следствие является незаконным.

Кроме того, в исковом заявлении налоговый орган просит взыскать пени в размере 26 623,90 рублей.

Как указано в статье 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Требование № *** содержит сведения на уплату пени по земельному налогу в сумме 9154,89 руб.

Исходя из представленного налоговым органом расчета пени, следует, что сумма пени составляет 26 623,90 и начислены на недоимку по налогу в размере 415 727,84 руб. Между тем, в требовании от № *** указана сумма недоимки в размере 663657,65 руб.

Неисполнение налоговой инспекцией положений, установленных статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика, предусмотренные статьей 21 указанного Кодекса, так как создает условия, когда он и суд, исходя из содержания требования, не имеют возможности проверить правильность начисления пеней, количество дней просрочки, а также налоговые периоды, отвечающие законодательству о налогах и сборах сроки уплаты налогов, исходя из которых могут быть начислены пени.

Требование об уплате налога № *** не соответствует вышеназванным положениям, поскольку не содержит данных о налоговом периоде, в котором она образовалась и за какой период начислены пени.

Как уже указывалось, согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика только с момента получения соответствующего уведомления.

Поскольку, уведомление № *** от 14.01.2010, не соответствует нормам налогового законодательства, то и пени начисляться не должны.

Законодательством о налогах и сборах прямо предусмотрены гарантии защиты нарушенных прав налогоплательщиков. Так, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустранимости сомнений, противоречий и неясности актов налоговых органов. Согласно ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщикам предоставлено право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Он является законопослушным налогоплательщиком, однако, несоблюдение инспекцией законодательства о налогах и сборах препятствует исполнению обязанности по уплате налога.

При расчете земельного налога налоговым органом неправильно применена ставка земельного налога 1.5 %.

Примененная налоговая ставка, не соответствующая ставкам, указанным в Решении Думы города Ангарска №123-19Гд «О земельном налоге» от 30.10.2006, что является нарушением законных прав и интересов.

Ранее указанные земельные участки представляли собой единое землепользование ОАО «Ангарский электромеханический завод» (кад. № 38:26:040305:0007) и были предоставлены для использования в производственной деятельности. После перехода права собственности назначение земельных участков не менялось.

Инспекция ФНС России по г. Ангарску Иркутской области при расчете земельного налога со ссылкой на сведения XLM файлов, полученные от органов Роснедвижимости, часть земельных участков относит к категории «земли промышленности», часть к категории «прочие земли», что не соответствует их первоначальному и фактическому назначению.

Судом установлено, что Шевченко М.А. поставлен на учет в ИФНС по г.Ангарску. Согласно сведениям Роснедвижимости Шевченко М.А. является собственником земельных участков, расположенных по адресу:

-"АДРЕС" с кадастровым № ***, категория земли промышленности, размер доли 0,0581;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***, категория земли промышленности, размер доли 0,0581;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***, категория земли промышленности, размер доли 0,0581;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***, категория земли промышленности, размер доли 0,0581, категория земли в пределах поселений, отнесенные к производственным территориальным зонам, размер доли 0,0581;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***, категория земли в пределах поселений, отнесенные к производственным территориальным зонам, размер доли 0,0581;

-"АДРЕС" с кадастровым № ***, категория земли промышленности, размер доли 0,0581;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***, категория прочие земли, размер доли 0,0581;

Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Земельный налог на территории города Ангарска и размеры налоговых ставок установлены Решением Думы города Ангарска от 30.10.2006 г. N 123-19гД "О земельном налоге".

ИФНС по г.Ангарску в адрес Шевченко М.А. 06.02.2010 заказным письмом было направлено уведомление об уплате земельного налога за 2009 год в размере 663659,66 руб. Расчет земельного налога был произведен исходя из ставки 1,5%, примененной ко всем земельным участкам, расположенным по адресу:

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

-"АДРЕС" с кадастровым № ***;

-"АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***;

- "АДРЕС" с кадастровым № ***

Применение налоговым органом ставки 1,5% противоречит Решению Думы города Ангарска от 30.10.2006 г. N 123-19гД "О земельном налоге".

Таким образом, в уведомлении об уплате земельного налога № *** от 14.01.2010 неправильно указана сумма налога, подлежащего уплате, сведения о принадлежащей налогоплательщику доли в праве общей собственности на объекты недвижимого имущества (земельные участки), ставка налога. Данное уведомление не соответствует требованиям ст.52 п.3 НК РФ.

Согласно ст.52 п. 3 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Поскольку плательщиком земельного налога в установленный законом срок оплата земельного налога в размере 663659,66 руб. не произведена, ему было выставлено требование (по состоянию на 25.05.2010) об уплате налога в сумме 663657,65 руб, пени в сумме 9154,89 руб, сбора, штрафа в срок до 15.06.2010. Требование было направлено Шевченко М.А. 03.06.2010 заказным письмом, что подтверждается копией реестра заказной корреспонденции.

Согласно п.1 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование № *** от 14.01.2010 не соответствует данной норме. Установленные законодательством о налогах и сборах условия к форме и содержанию требования об уплате налога, инспекцией не выполнены, что является нарушением законным прав и интересов налогоплательщика.

Сумма недоимки, которую налоговый орган просит взыскать в исковом заявлении, не соответствует сумме, указанной в требовании об уплате налога № ***.

Кроме того, в исковом заявлении налоговый орган просит взыскать пени в размере 26 623,90 рублей.

Согласно ст.75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Требование № *** содержит сведения на уплату пени по земельному налогу в сумме 9154,89 руб.

Исходя из представленного налоговым органом расчета пени, следует, что сумма пени составляет 26 623,90 и начислены на недоимку по налогу в размере 415 727,84 руб. Между тем, в требовании от № *** указана сумма недоимки в размере 663657,65 руб.

В судебном заседании ответчиком заявлено о пропуске налоговым органом срока обращения в суд.

Срок исполнения требования № *** об уплате земельного налога, направленного в его адрес, истек 15.06.2010.

В соответствии со ст. 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Таким образом, срок обращения налоговым органом с исковым заявлением о взыскании налога, должен быть не позднее двадцати четырех часов 15.12.2010.

Исковое заявление о взыскании налога датировано 13 декабря 2010 года. Однако, как следует из оттиска почтового штемпеля на конверте, исковое заявление было сдано в отделение почтовой связи спустя месяц 14 января 2011 года. В суд иск поступил 19 января 2011 года.

Вследствие этого, инспекцией был нарушен установленный законодательством о налогах и сборах срок обращения в суд за взысканием налога.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный налоговым органом шестимесячный срок обращения в суд может быть восстановлен судом. При этом, налоговый орган обязан представить доказательства уважительности пропуска срока обращения в суд

Налоговый орган обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Исходя из даты на исковом заявлении 13 декабря 2010 года, можно установить, что все необходимые документы для обращения в суд инспекцией были подготовлены.

Из указанных обстоятельств следует, что у инспекции было достаточно времени для отправки искового заявления в суд в установленный законом срок. Доказательств, которые в силу объективных причин, препятствовали налоговому органу своевременно обратиться в суд, в материалы дела не представлены. При направлении иска инспекцией допущена просрочка значительной продолжительности.

Пропуск налоговым органом срока для обращения в суд с иском к налогоплательщику о взыскании сумм налога, штрафов и пеней является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд в связи с тем, что исковое заявление было подано в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" городской суд. 20.12.2010 "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" городским судом было вынесено определение о возвращении искового заявление, которое было получено ИФНС 11.01.2011. Просят признать причину пропуска срока уважительной и восстановить пропущенный срок.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд. Считает необходимым отказать налоговому органу в признании данного обстоятельства в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд, поскольку ошибочное обращение в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" городской суд не может быть признано в качестве уважительной причины пропуска срока.

Инспекция ФНС России по г.Ангарску Иркутской области является квалифицированным участником гражданских правоотношений, имеющим в штате квалифицированных юристов, которым должны быть известны положения гражданского процессуального законодательства о подсудности. Направляя исковое заявление, налоговый орган располагал сведениями о том, что Шевченко М.А. имеет регистрацию по адресу: "АДРЕС".

Кроме того, налоговый орган располагал возможностью предъявить исковые требования к Шевченко М.А. в период с 16.06.2010 года до 15.12.2010 года, указанной возможностью истец не воспользовался.

Таким образом, на момент обращения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Ангарску Иркутской области в суд с данным исковым заявлением срок обращения истек и восстановлению не подлежит.

Иные доказательства, которые могли бы повлиять на указанные выводы суда, сторонами представлены не были.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Ангарску Иркутской области о восстановлении срока обращения в суд отказать.

Отказать в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Ангарску Иркутской области к Шевченко М. А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2009 год и пени.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий