о возложении обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка на землях лесного фонда, демонтировать самовольные постройки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2011 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., при секретаре Барлыкбаевой М.К.,

с участием представителя межрайонного Западно-Байкальского прокурора Иркутской области - старшего помощника прокурора Слюдянского района Кулагина А.В.,

представителя Боброва Р.А.- Конюхова Ю.В.,

представителя администрации МО Слюдянский район Маюровой О.Е., представителей ООО «ТК АНТА» Соколовой Н.А., Губановой Е.Б.,

рассмотрев гражданское дело № 2-4/2011 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца территориальное Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству, администрация МО Слюдянский район, Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области,

к Боброву Р. А., третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «Топливная компания «АНТА», о возложении обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка на землях лесного фонда площадью 0, 6 га в "АДРЕС", возложении на ответчика обязанности демонтировать кафе площадью 10 м х 5 м, помещение кассы 6мх5 м, три бензоколонки, фундамент строящегося объекта, туалет металлический, вагончик, трансформатор площадью 6х5 м, асфальтовое замощение,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование исковых требований и уточненном исковом заявлении указано, что в ходе проверки, проведенной территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству, установлено, что в "АДРЕС" Общество с ограниченной ответственностью Топливная компания «Анта» (ООО «ТК «АНТА») самовольно занимает земельный участок на землях лесного фонда площадью 0,5 га для размещения АЗС. Согласно информации территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству, на данном участке расположены следующие объекты: кафе площадью 10 м х 5 м, помещение кассы 6 м х 5 м, трансформатор площадью 6 м х 5 м, 3 бензоколонки общей площадью 10 м х 5 м.

Согласно обмеру участка, произведенного центральным межрайонным отделом Управления Роснедвижимости в Слюдянском районе, площадь земельного участка составляет 0,6 га. Участок частично огорожен, используется под комплексную застройку АЗС. На участке имеется фундамент будущего строения, здание, эстакада, насосное сооружение, павильон-касса, туалет, металлический вагончик, трансформаторная будка.

Самовольное занятие земельного участка Обществом подтверждаются актом проверки территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству № *** от 16 апреля 2008 года, протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, № *** от 16 апреля 2008 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 16 апреля 2008 года за № *** ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Топливной компании «Анта» было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Данное постановление обжаловано не было, штраф был уплачен.

8 апреля 2002 года мэром Слюдянского района принято постановление № *** «О согласовании ООО ТК «Анта» места размещения стационарной АЗС на "АДРЕС", которое не является правоустанавливающим документом на землю, разрешение на строительство каких-либо объектов, на ввод АЗС в эксплуатацию ООО «ТК «АНТА» не выдавалось. Из ответа администрации "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" МО от 14 августа 2008 года за № *** следует, что в период с 2006 года ООО «ТК «АНТА» не выдавалось разрешение на строительство АЗС, на ввод в эксплуатацию АЗС. Какого-либо права на пользование лесным участком, занятым для размещения АЗС, у ООО «Топливная компания «Анта» не возникло, следовательно, правовых оснований для использования ответчиком участка лесного фонда площадью 0,6 га в "АДРЕС" не имеется.

Участок общей площадью 351623 кв.м., расположенный по адресу "АДРЕС", является собственностью Российской Федерации.

Таким образом, ООО Топливной компанией «Анта» самовольно, в отсутствие правоустанавливающих документов была размещена АЗС на землях лесного фонда.

Самовольным занятием участка Общество нарушает право собственника - Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, следовательно, имеет место нарушение интересов Российской Федерации.

Представитель третьего лица - территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица - Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

В силу статьи 167 части 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся без уважительных причин представителей названных третьих лиц.

Представитель третьего лица - Администрации Слюдянского муниципального образования Маюрова О.Е. исковые требования полагала необоснованными, полагая, что истцом не представлено доказательств того, что спорные объекты расположены на земельных участках в пределах государственного лесного фонда, спорный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем не индивидуализирован как объект права.

В ходе судебного разбирательства судом была произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО «ТК Анта» на надлежащего - Боброва Р.А.

Бобров Р.А. исковые требования не признал, в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в его отсутствие, в присутствии его представителя - Конюхова Ю.В.

Конюхов Ю.В. исковые требования не признал по тем основаниям, что истцом не подтвержден документально факт расположения объектов, о сносе которых заявлено, непосредственно на земельном участке из земель лесного фонда общей площадью 351623 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, Слюдянское лесничество, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. По мнению ответчика данные объекты относятся к объектам придорожного сервиса и находятся в границах и пределах полосы отвода федеральной автодороги, а не на землях лесного фонда. Кроме того землеустроительная экспертиза показала, что спорный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем не ясно, об освобождении какого участка заявлено прокурором.

Представители ООО «Топливная компания Анта» Соколова Н.А., Губанова Е.Б. полагали иск не подлежащим удовлетворению, поскольку истцом не подтверждено документально, что спорные объекты расположены в границах земельного участка государственного лесного фонда. Согласно заключению землеустроительной экспертизы, до установления границ земельного участка лесного фонда в соответствии с действующим законодательством РФ невозможно определить, находятся ли объекты АЗС в границах земель лесного фонда, либо федеральной автодороги. Материалы землеустройства, представленные прокурором, являются недопустимым доказательством, так как не соответствуют закону «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем невозможно определить, где именно находятся объекты АЗС относительно предмета спора, и в границах ли земель РФ.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 "Земельного кодекса Российской Федерации", объектами земельных отношений являются:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельные участки;

- части земельных участков.

При этом земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

Кроме того, Лесным кодексом Российской Федерации установлен такой объект отношений, как лесной участок. Из статьи 7 ЛК РФ следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 ЛК РФ.

При этом особенностью лесного участка является специально установленный Лесным кодексом РФ порядок установления его границ. Границы лесных участков устанавливаются в порядке лесоустройства при проектировании лесного участка. Статьей 69 ЛФ РФ, в частности, установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков.

Статья 92 ЛК РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Таким образом, земельный участок (в том числе лесной) может быть признан объектом земельных отношений в том случае, если он сформирован, его границы описаны и удостоверены в установленном законом порядке, и данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст. 7 ФЗ-221 в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Пунктом 2 вышеуказанной статьи определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как 1) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер); 2) кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного действия с которым (преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (образование объекта недвижимости); 3) адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости; 4) сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; 5) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; 6) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок; 7) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; 8) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Таким образом, основными признаками земельного участка (в том числе лесного), с помощью которых осуществляется его индивидуализация, являются местоположение, площадь и границы участка.

Местоположение земельного участка (то есть его адрес), в соответствии с «Порядком ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, относится к числу сведений о земельном участке, которые вносятся в Реестр объектов недвижимости. При отсутствии такого адреса в Реестр вносится описание его местоположения (п. 63).

Сведения об адресе земельного участка вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов земельным участкам. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в Реестр вносится описание его местоположения (п.68).

Согласно пункту 64 «Порядка…», в Реестр вносятся такие сведения о местоположении границы земельного участка, как 1) список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат); 2) кадастровые номера смежных земельных участков.

Пунктом 7 статьи 38 ФЗ-221 определено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".

Таким образом, сведения кадастра позволяют подтвердить существование земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого земельного участка.

Следовательно, в силу статьи 56 ГПК РФ с учетом норм права, подлежащих применению, на истца возлагается обязанность по предоставлению доказательств, характеризующих предмет спора, а также сведений, индивидуализирующих предмет спора, предусмотренных нормами земельного законодательства.

Прокурором в обоснование довода об установлении факта незаконного занятия ответчиком земельного участка на землях лесного фонда на территории в "АДРЕС" под постройки, связанные с размещением Автозаправочной станции, представлены следующие доказательства, содержащие сведения о месте положения земельного участка и строений:

- копия Свидетельства о государственной регистрации права собственности на лесной участок, земли лесного фонда общей площадью 351 623 кв.м. по адресу: Иркутская область, Слюдянский район, Слюдянское лесничество с условным № ***;

- копии планов лесного участка Слюдянского лесничества "АДРЕС", занимаемого АЗС «Анта» в "АДРЕС" площадью 0,5 га;

- копия протокола осмотра территории государственного инспектора по использованию и охране земель от 22.09.2008 с приложением обмера площади земельного участка;

- выкопировка из плана;

- архитектурно-планировочное задание на проектирование придорожного комплекса с АЗС на 450 заправок в сутки;

- материалы дела об административном правонарушении.

Представленные прокурором письменные доказательства не могут быть положены в основу судебного решения, поскольку у суда не имеется оснований для признания их допустимыми и достоверными.

К такому выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии со ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Вместе с тем, перечисленные выше письменные доказательства в подлиннике суду прокурором не представлены, а в представленных копиях отсутствуют необходимые сведения о лицах, удостоверивших эти копии; выкопировка из плана не содержит никаких реквизитов о плане, из которого эта выкопировка сделана, и о лицах, отвечающих за её изготовление и достоверность.

В целях проверки доводов ответчика о том, что спорные объекты относятся к объектам придорожного сервиса и находятся в границах и пределах полосы отвода федеральной автодороги, а не на землях лесного фонда РФ, судом была назначена землеустроительная экспертиза в ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". На разрешение эксперта был поставлен вопрос о том, находятся ли объекты, подлежащие сносу, на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, или находятся в пределах полосы отвода федеральной автодороги М-55.

В материалы дела предоставлено заключение эксперта № ***, из которого следует, что в Федеральном государственном учреждении «Земельная кадастровая палата» по Иркутской области отсутствуют данные кадастрового учета по земельным участкам: АЗС ТК «Анта», "АДРЕС" и Федеральной автодороги М-55, землеустроительные работы по уточнению границ земельных участков с целью постановки их на кадастровый учет не выполнялись.

Эксперт также указал, что спорный земельный участок, об освобождении которого заявлено, принадлежащий Российской Федерации согласно Свидетельству о собственности № *** от 19 мая 2008 года, имеет лишь условный № ***. Данный участок не был поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством РФ, границы данного земельного участка не установлены на местности и не были уточнены.

По указанным основаниям эксперт пришел к выводу о невозможности провести сравнение имеющихся условных границ земельного участка, принадлежащего Российской Федерации согласно свидетельству о праве собственности № *** от 19 мая 2008 года с границами земельного участка, занимаемого объектами, расположенными на "АДРЕС" до момента установления на местности и уточнения границ указанного земельного участка, как того требует ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Эксперт указал в Заключении, что имеющиеся данные по указанному земельному участку не могут приниматься во внимание и сравниваться с геодезическими данными других земельных участков в виду их условного характера и несоответствия требованиям действующего земельного законодательства Российской Федерации.

В Заключении эксперт также указал, что границы земель федеральной автодороги М-55 Байкал участка Иркутск-Чита не установлены на местности, не разграничены и не оформлены в соответствии с действующим законодательством РФ, отсутствуют необходимые данные, которые могли быть положены в основу исследования. Отсутствие необходимых данных лишило возможности эксперта ответить на поставленный судом вопрос до момента надлежащего оформления земель федеральной автодороги М-55 Байкал участка Иркутск-Чита в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ.

Выводы эксперта, изложенные в заключении, не противоречат установленным обстоятельствам по делу и не вызывают у суда сомнений. Экспертное заключение произведено лицом, обладающим специальными познаниями в области геодезии (землеустроительных работ), получено с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. В связи с чем данное экспертное Заключение суд признает относимым и допустимым доказательством по делу.

Таким образом, при судебном рассмотрении установлено, что представленные прокурором в материалы дела доказательства не содержат сведений компетентных органов, осуществляющих деятельность по землеустройству, ведению государственного реестра данных и по ведению кадастрового учета в порядке ст.ст. 67-70 Земельного кодекса РФ, о месте положения земельного участка, об освобождении которого просил прокурор, о границах этого участка, его принадлежности и категории.

При рассмотрении настоящего гражданского дела суд также принимает во внимание, что на заседание судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 марта 2010 года представителем Боброва Р.А. - Конюховым Ю.В. были представлены подлинники документов: свидетельства о государственной регистрации права собственности за ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" на автозаправочную станцию, сооружение, инвентарный № ***, литер А, площадью 36,30 кв.м., по адресу: "АДРЕС", условный № ***, и на кафе, нежилое здание, инвентарный № ***, литер Б, площадь 138,5 кв.м., по адресу: "АДРЕС", условный № ***. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 16 апреля 2007 года, из которого следует, что Общество с ограниченной ответственностью "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" приобрела в собственность указанное недвижимое имущество по названному адресу у Боброва Р.А. Заверенные судьей судебной коллегии по гражданским делам копии указанных документов приобщены к материалам настоящего гражданского дела.

Однако, перечисленные выше доказательства в отношении ООО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" также не содержат никаких сведений, позволяющих соотнести данные о земельном участке и расположенных на нем объектах в "АДРЕС", являющихся предметом судебного разбирательства, и объектами недвижимости по адресу: "АДРЕС", прошедшими государственную регистрацию.

В связи с тем, что спорный участок надлежащим образом не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, с учетом положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ и статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", у суда не имеется оснований для признания данного участка самостоятельным объектом гражданских прав и, как следствие, для удовлетворения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца территориальное Управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому лесничеству, администрация МО Слюдянский район, Территориальное Управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области,

к Боброву Р. А., третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Топливная компания «АНТА» о возложении обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка на землях лесного фонда площадью 0, 6 га в "АДРЕС", возложении на ответчика обязанности демонтировать кафе площадью 10 м х 5 м, помещение кассы 6мх5 м, три бензоколонки, фундамент строящегося объекта, туалет металлический, вагончик, трансформатор площадью 6х5 м, асфальтовое замощение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Судья: