о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Слюдянка 11 мая 2011 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Казариной Н.А., при секретаре Поповой Т.В., с участием истцов ФИО2, ФИО3, представителя ответчика и третьего лица - Муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» Титовой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-611/11 по искам Лезиной Н. Д., Наберухиной Е. Н., Филипповой Л. А., Генинг Л. А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации;

У С Т А Н О В И Л:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Слюдянский районный суд с исками к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации за период с января по март 2011.

В обоснование требований истцы указали, что их заработная плата с 2011 года составляет 4330 руб в месяц и включает в себя оклад, надтарифный фонд, районный коэффициент, северную надбавку и надбавку за вредность. Считают, что заработная плата начисляется неверно, так как оклад составляет менее установленного МРОТ - 4330 руб. Сложность, качество и условия выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты не учитываются работодателем.

Ссылаясь на ст. ст. 129, 133, 135 Трудового кодекса РФ истцы указали, что установленный размер заработной платы нарушает их трудовые права и не соответствует положениям Конституции и трудового законодательства, так как именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Истцы просили взыскать с ответчика недополученную заработную плату с учетом индексации за период с 01.01.2011 по 31.03.2011: в пользу ФИО1 в сумме 7950,70 руб, индексацию в сумме 123,20 руб; в пользу ФИО4 - 7166,24 руб, индексацию в сумме 109,56; в пользу ФИО3 - 8229,70 руб, индексацию в сумме 129,70 руб, в пользу ФИО2 - 8245,83 руб, индексацию в сумме 127,69 руб.

В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО3, участвующие в деле, поддержали исковые требования по изложенным в заявлениях основаниям в полном объеме, представили расчеты заработной платы с января по март 2011 года включительно, согласно которым им не доплачена заработная плата.

Истцы ФИО1, ФИО4 в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» и третьего лица - Муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район» Титова Н.Л., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала.

В возражениях на исковые требования указано, что согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка за работу в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда и соответствуют требованиям закона.

Согласно расчетным листам заработная плата истцов за январь, февраль и март 2011 года была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

Прямое толкование изменения законодательства приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в ст. 129 ТК РФ Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

С учетом вышеизложенных обстоятельств ответчик считает, что такие компенсационные выплаты, как районный коэффициент и северная надбавка, правомерно были включены в состав заработной платы истцов при доведении его до минимального размера оплаты труда.

Заслушав истцов, представителя ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенный размер оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Как видно из Постановления мэра муниципального образования Слюдянский район № *** от 09.07.2010 «Об установлении размера районного коэффициента к заработной плате работников, финансируемых из бюджета муниципального образования Слюдянский район», установлен размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета в размере 1,3 (30%).

Судом исследованы распоряжение мэра от 28.01.2009 № ***-р о повышении заработной платы работников бюджетной сферы на основании ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установившем размер МРОТ в 4330 рублей, в связи с чем месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда; постановление мэра от 30.09.2009 № *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № *** «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившее Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.

Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам свыше названного минимального размера оплаты труда.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истцов при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).

Из материалов дела, в частности Устава в новой редакции (внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 01 апреля 2011 года), установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» является юридическим лицом; может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

Учредителем МБДОУ общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» является муниципальное образование Слюдянский район; функции и полномочия учредителя осуществляются муниципальным казенным учреждением «Комитет по социальной политике и культуре муниципального образования Слюдянский район».

Приказом № *** от 09.02.2007 ФИО1 была принята на работу в должности помощника воспитателя с северной надбавкой 30%, 30 % районный коэффициент, согласно трудовому договору ей установлен 3 разряд ЕТС с тарифной ставкой 1744,80 руб, надбавкой за вредность 12% (л.д. 8-9, 10).

Согласно приказу № *** от 15.05.2006 и трудовому договору ФИО4 принята на должность помощника воспитателя по 3 разряду ЕТС с тарифной ставкой 1744,80 руб, с северной надбавкой 30%, 30 % районный коэффициент, надбавкой за вредность 12 % (л.д. 21-22, 23).

Как видно из приказа № *** от 16.09.2010 и трудового договора от этой же даты ФИО3была принята на работу помощником воспитателя по 3 разряду ЕТС, с тарифной ставкой 1744,80 руб, с сохранением северной надбавкой 30%, 30 % районный коэффициент, надбавкой за вредность 12 % (л.д. 36-37, 38).

Приказом № *** от 12.01.2004 ФИО2принята на работу в должности помощника воспитателя с северной надбавкой 30%, 30 % районный коэффициент, согласно трудовому договору ей установлен 3 разряд ЕТС с тарифной ставкой 1744,80 руб, надбавкой за вредность 12% (л.д. 61-62, 63).

Факт наличия трудовых отношений с истцами и условия трудовых договоров сторонами не оспаривались.

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцам заработной платы в спорный период работы - с января по март 2011 года, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период не соблюдался.

Так, ФИО1 отработала в январе 2011 года норму 120 часов. Исходя из размера оплаты труда 6928 руб при условии полной отработки рабочего времени. Ей начислено 4330. Разница в оплате составила 2598 руб (6928 - 4330).

В феврале 2011 года истец отработала 159 часов при норме рабочего времени 151 час. Ей должны были начислить 7295,05 руб (6928 : 151 х 159), фактически начислили 4492,33 руб. Разница составила 2802,71 руб (7295,05 - 4492,33).

В марте она отработала полную норму рабочего времени 175 часов, ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 4330 руб, разница составила 2598 руб (6928-4330) - л.д. 13

За три месяца ФИО1 не начислили 7998,72руб (2598+2802,71+2598).

ФИО4 отработала в январе 2011 года норму 120 часов, должна была получить 6928 руб, фактически получила 4330 руб, разница составила 2598 руб.

В феврале истец отработала 123 часа (находилась на больничном) при норме 151 час, должна была получить зарплату в сумме 5643,21 руб (6928:151х123); ей начислили 3745,53 руб - 427,10 руб (оплата по больничному листу) = 3318,53 руб, разница составила 2324,68 руб (5643,21-3318,53).

В марте 2011 года истец отработала полную норму рабочего времени 175 часов, должна была получить 6928 руб, фактически ей начислили 4330 руб, разница составила 2598 руб (6928-4330) - л.д. 28.

За три месяца ФИО4 не получила 7520,68 руб (2598+2324,68+2598).

ФИО3 отработала в январе 2011 года 135 часов при норме 120 час, должна была получить зарплату в сумме 7794 руб (6928:120х135); ей начислили 4917,53 руб, разница составила 2876,47 руб (7794-4917,53).

В феврале 2011 года истец отработала 163 часа норме 151 час. Ей должны были начислить 7478,56 (6928:151х163) руб, фактически начислили 4674,11 руб, разница составила 2804,45 руб (7478,56 - 4674,11).

В марте она отработала норму 175 часов, ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 4330 руб, разница составила 2598 руб (6928-4330) - л.д. 39.

За три месяца ФИО3 не получила 8278,92 руб (2876,47+2804,45+2598).

ФИО2 отработала в январе 2011 года полную норму рабочего времени 120 часов, ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 4330 руб, разница составила 2598 руб (6928-4330).

В феврале истец фактически отработала 71 час при норме 151 час (80 часов больничный). Должны были начислить 3257,53 руб (6928:151х71), ей начислили 3878,17 руб с учетом больничного 1386 руб + 462 руб. За фактически отработанное время ей начислили 2030,17 руб. Разница в феврале составила 1227,36 руб (3257,53-2030,17).

В марте она отработала полную норму рабочего времени 175 часов, ей должны были начислить 6928 руб, фактически начислили 4330 руб, разница составила 2598 руб (6928-4330) л.д.66.

За три месяца ФИО2 не доплатили 6423,36 руб (2598+ 1227,36+2598).

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит доводы стороны ответчика необоснованными, а исковые требования истцов о взыскании недополученной заработной платы с января по март 2011 года подлежащими частичному удовлетворению.

В то же время следует отказать истцам в удовлетворении исковых требований о взыскании индексации на недополученную сумму.

Судом установлено, что со стороны работодателя не имелось нарушений сроков выплаты истцам зарплаты и других выплат. Недополученная зарплата, о взыскании которой заявили истцы, ранее не начислялась и не была предусмотрена трудовым договором.

В соответствии со ст.89 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лезиной Н. Д., Наберухиной Е. Н., Филипповой Л. А., Генинг Л. А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида - детский сад № 3 «Теремок» в пользу:

- Лезиной Н. Д. недополученную заработную плату за период с 1 января по 31 марта 2011 года (включительно) в сумме 7998,72 рублей.

- Наберухиной Е. Н. недополученную заработную плату за период с 1 января по 31 марта 2011 года (включительно) в сумме 6423,36 рубля.

- Филипповой Л. А. недополученную заработную плату за период с 1 января по 31 марта 2011 года (включительно) в сумме 8278,92 рублей.

- Генинг Л. А. недополученную заработную плату за период с 1 января по 31 марта 2011 года (включительно) в сумме 7520,68 рублей.

Отказать Лезиной Н. Д., Наберухиной Е. Н., Филипповой Л. А., Генинг Л. А. в удовлетворении исковых требований о взыскании индексации недополученной заработной платы.

Взыскать с муниципального бюджетного детского образовательного учреждения «Детский сад № 2» госпошлину в доход государства в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья