о взыскании недополученной заработной платы с учетом индексации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011 года город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ореховой В.В.,

при секретаре Шведовой А.Ю.,

с участием истца Кузьмичевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-749/11 по иску Кузьмичевой Т. Н. к Муниципальному учреждению «Культурно-досуговый центр «Радуга» города Байкальска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

третье лицо Администрация Байкальского городского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Кузьмичева Т.Н. обратилась в Слюдянский районный суд к Муниципальному учреждению «Культурно-досуговый центр «Радуга» города Байкальска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Исковые требования обоснованы тем, истец с 06 декабря 2006 года работает в должности вахтера - 1 ставка и уборщика помещений 0,5 ставки в МУ КДЦ «Радуга». Ее заработная плата с 2009 года за полную ставку по основной должности составляет 4330 рублей в месяц, включая вознаграждение в виде тарифной ставки в размере 1600,73 рублей, районный и северный коэффициенты и другие выплаты.

В спорном периоде истица просит произвести перерасчет исходя из одной ставки в должности вахтера без учета работы за внутреннее совместительство 0,5 ставки в должности уборщика помещений.

Ссылаясь на статьи 129, 133, 135 Трудового Кодекса РФ, истец указывает, что установленный ей размер заработной платы нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям Конституции и трудового законодательства, поскольку размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени, и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, без учета компенсационных, стимулирующих, социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Просит взыскать в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с февраля 2011 года по апрель 2011 года включительно по должности вахтера в сумме 7794 рублей.

В судебном заседании истец Кузьмичева Т.Н. исковые требования поддержала, просила взыскать с МУ КДЦ «Радуга» в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату с февраля 2011 года по апрель 2011 года включительно по должности вахтера всего в сумме 7794 рублей без учета индексации.

Представитель со стороны ответчика - Муниципального учреждения КДЦ «Радуга», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений против иска не представил.

Представитель третьего лица Администрации Байкальского городского поселения в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В представленных письменных возражениях по иску указано, что согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Такие выплаты, как районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка за работу в соответствующих местностях, по общим правилам включаются в минимальный размер оплаты труда.

Согласно расчетным листам заработная плата Кузьмичевой Т.Н. была начислена и выплачена не ниже минимального размера оплаты труда за отработанный период.

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ было исключено понятие минимального размера оплаты труда, при этом была ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы.

Прямое толкование изменений в законодательстве приводит к выводу о том, что доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются составной частью заработной платы, а значит, входят в общую сумму месячной заработной платы работника, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже МРОТ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера. Истцу производится компенсационная доплата до минимального размера оплаты труда - 4330 рублей.

Конституционный Суд РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О разъяснил, что изменения, внесенные в ст. 129 ТК РФ Федеральным законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 2), не затрагивают правила определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

По указанным основаниям представитель третьего лица считает, что такие компенсационные выплаты, как районный коэффициент и северная надбавка, правомерно были включены в состав заработной платы истца при доведении его до минимального размера оплаты труда, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового Кодекса РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, от 20.04.2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Вместе с тем, как следует из статей 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Перечень указанных особых условий, предусмотренный статьей 146 ТК РФ, является исключительным: тяжелые и вредные условия (статья 147 ТК РФ), особые климатические условия (статья 148 ТК РФ). При этом повышенные размеры оплаты труда работников за работу в особых условиях устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В силу ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной набавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотренные данным законом государственные гарантии и компенсации распространяются на районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Как видно из Постановления мэра муниципального образования Слюдянский район № 752 от 09.07.2010 «Об установлении размера районного коэффициента к заработной плате работников, финансируемых из бюджета муниципального образования Слюдянский район», установлен размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета в размере 1,3 (30%).

Судом исследованы распоряжение мэра от 28.01.2009 № 20-р о повышении заработной платы работников бюджетной сферы на основании ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установившем размер МРОТ в 4330 рублей, в связи с чем месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда; постановление мэра от 30.09.2009 № 1019 «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район, согласно которому с 1 сентября 2009 года тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений составляет 1600,73 рублей; постановление мэра от 28.01.2010 № 73 «О размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам муниципальных образовательных учреждений, и порядке формирования фонда оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования Слюдянский район», утвердившее Положение, в соответствии с которым условия оплаты труда работников образовательных учреждений, в том числе тарифные ставки (оклады), их увеличение, доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера указываются в трудовом договоре. Работникам образовательных учреждений в силу п. 18, п. 20 указанного Положения выплачиваются компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда в размере до 12% к тарифной ставке (окладу) при условии, что они не менее 50% рабочего времени заняты на указанных работах.

Таким образом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, без учета компенсационных выплат, которые устанавливаются работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Законодатель в качестве дополнительной гарантии работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районные и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются элементами вознаграждения за труд, механизм и размер которых не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории всей Российской Федерации. Вышеуказанные надбавки не входят в минимальный размер оплаты труда, а начисляются к заработной плате и являются дополнительной компенсацией в связи с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности с особыми условиями труда, оказалась бы равной минимальному размеру оплаты труда работников, не работающих в таких условиях. Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особых условий труда.

Вместе с тем, в состав МРОТ включаются выплаты, предусмотренные статьями 60.2, 97, 149 ТК РФ, в частности, выплаты за условия работы, отклоняющиеся от нормальных условий труда. В данном случае такие условия не относятся к особым условиям, предусмотренным статьями 146-148 ТК РФ.

Из нормы части 1 ст. 133 ТК РФ следует, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Таким образом, повышенная оплата должна производиться на основе районных коэффициентов и процентных надбавок, которые применяются именно к заработной плате тем, кто работает в регионах с неблагоприятными климатическими условиями.

Исходя из указанных правовых норм, минимальный размер заработной платы истца при условии выработки нормы рабочего времени на одну ставку с начислением 30% районного коэффициента и северной надбавки 30% должен составлять с 01 января 2009 года не менее 6928 рублей (4330 + 30% + 30%).

Из материалов дела установлено, что Муниципальное учреждение «Культурно-досуговый центр «Радуга» города Байкальска» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, смету расходов, лицевой счет в отделении казначейства, расчетный и иные счета в кредитных организациях, а также другие реквизиты юридического лица со своим наименованием.

Учредителем МУ КДЦ «Радуга» является Администрация Байкальского городского поселения.

Приказом № *** директора МУ КДЦ «Радуга» от 06.12.2005 года Кузьмичева Т.Н.. принята на работу на должность вахтера-технического работника по 2 разряду.

Согласно трудовому договору, заключенному между истцом и ответчиком 25 июня 2009 года, Кузьмичева Т.Н. принимается на должность уборщика служебных помещений, вахтера по 1 разряду на неопределенный срок, ей гарантируется выплата заработной платы с установленными надбавками к заработной плате и прочими денежными выплатами согласно положению об оплате труда.

Данные обстоятельства подтверждаются и представленной суду трудовой книжкой истицы.

Факт наличия трудовых отношений и условия заключения трудового договора сторонами не оспаривались.

Судом исследованы расчетные листки начисленной истцу заработной платы в спорный период работы, из которых следует, что законный порядок начисления заработной платы в спорный период работы в качестве вахтера не соблюдался.

В феврале, марте и апреле 2011 года норма рабочего времени на полную ставку вахтера истцом выработана полностью. При этом заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки и компенсационных доплат без учета оплаты за работу за внутреннее совместительство за работу уборщиком помещений составила 4330 рублей.

Однако, при таких условиях, за каждый из полностью отработанный месяц заработная плата по должности вахтера должна быть начислена и выплачена в размере не менее 6928 рублей (из расчета: 4330 х 1,6 (коэффициенты) ежемесячно.

Следовательно, истице недоначислено и невыплачено в спорном периоде (февраль-апрель 2011 года) 7794 рубля = (6928-4330) х 3месяца.

Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит доводы стороны третьего лица необоснованными, а исковые требования Кузьмичевой Т.Н. о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с февраля 2011 года по апрель 2011 года подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.89 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кузьмичевой Т. Н. удовлетворить. Взыскать с Муниципального учреждения «Культурно-досуговый центр «Радуга» города Байкальска» в пользу Кузьмичевой Т. Н. недополученную заработную плату за период с 01 февраля 2011 года по апрель 2011 года включительно в сумме 7794 рубля.

Взыскать с Муниципального учреждения «Культурно-досуговый центр «Радуга» города Байкальска» в доход государства государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: