о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года                                                                город Слюдянка

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Барлыкбаевой М.К.,

с участием истца Конопелькиной Г.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-712/11 по исковому заявлению Конопелькиной Г. Е. к администрации Култукского городского поселения о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

                                                           У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска Конопелькина указала, что с 2002 года проживает в квартире, расположенной по адресу: "АДРЕС"; несет бремя его содержания. 04 сентября 2007 года на основании постановления Кудтукской администрации ей был выдан дубликат Ордера на данное жилое помещение, на состав семьи из одного человека.

Как указала истец, ранее квартира принадлежала предприятию "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", которое было ликвидировано в 1998 году.

В настоящее время она намерена приватизировать квартиру, однако прежний собственник ликвидирован. В связи с чем в ином порядке, кроме судебном, она не может реализовать свои права, связанные с приобретением жилья в собственность.

В судебном заседании истец Конопелькина свое требование поддержала.

Глава администрации Култукского муниципального образования не возражал против удовлетворения искового заявления, просил дело рассматривать в отсутствие представителя администрации и указал, что спорное жилое помещение не находится в муниципальной собственности Култукского муниципального образования.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Конституция Российской Федерации (статья 40) гарантирует каждому право на жилье.

В силу ст. 61 ч.2 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

15 декабря 2005 года Слюдянским районным судом было рассмотрено гражданское дело по иску ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" к Култукской поселковой администрации, Конопелькиной Г.Е. о признании недействительным ордера на жилое помещение. В удовлетворении иска отказано, решение вступило в законную силу 06 августа 2003 года (дело № ***).

Объектом спорным правоотношений по указанному гражданскому делу являлась квартира, расположенная по адресу: "АДРЕС". 25 ноября 2002 года Култукской поселковой администрацией на имя Конопелькиной Г.Е. на основании выписки из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", личного заявления Конопелькиной был выдан ордер за № *** серии А на право занятия квартиры № *** дома № *** по "АДРЕС".

Судом по делу № *** было установлено, что спорная квартира в собственности ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" не находилась. Так, ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" образовался в результате реорганизации ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" путем выделения самостоятельного открытого акционерного общества "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". Данные обстоятельства подтверждались Приказом ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" № *** от 30.06.1998г, разделительным бухгалтерским балансом на 30.06.1998г и актом приемки-передачи основных средств. Ранее ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" выделилось в самостоятельное акционерное общество наряду с ОАО «"ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" и ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в результате реорганизации АООТ "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".

Также на основании письменных документов: справки "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" центра инвентаризации и учета объектов недвижимости, решения Исполнительного Комитета Култукского поселкового совета народных депутатов № *** от 27 декабря 1991 года, копии технического паспорта, Плана приватизации государственного предприятия "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" суд установил, что квартира по адресу: "АДРЕС" ранее принадлежала Государственному предприятию "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". Преобразование государственного предприятия "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" в акционерное общество открытого типа в 1994 году осуществлялось в соответствии с действующими на тот период времени Указом Президента от 01.07.92г № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и программой разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Бурятия на 1993 год (л.д.42). В силу Указа Президента от 10.01.1993г № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» и в соответствии с п.9 Плана приватизации государственного предприятия "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" жилой фонд должен был быть передан в муниципальную собственность.

В связи с чем, указано по делу № ***, согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по "АДРЕС" в соответствии с п.№ *** раздела № ***, приложением № *** Плана приватизации государственного предприятия "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", утвержденного председателем Госкомимущества РБ 24.05.1994г, жилой фонд остался в государственной, муниципальной собственности. Кроме того, отметил суд, истец по делу (ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ") в нарушение норм ст. 223 ч.2 Гражданского кодекса РФ не представил доказательств, свидетельствующих наличие регистрации права собственности на спорное жилое помещение.

Таким образом, судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что спорная квартира ранее находилась в собственности Государственного предприятия "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", в ходе приватизации не вошла в состав объектов, подлежащих передаче предприятию при его приватизации.

Постановлением главы администрации Култукского городского поселения № 57 от 25 августа 2006 года домовладению № ***, расположенному по адресу: "АДРЕС", присвоен № *** «В».

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 18 Федерального Закона № 1541-1 от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в РФ" при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов кроме районов в городах). В соответствии с Приложением 3 к указанному Постановлению, в перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности включены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в введении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения) районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной, администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Указом Президента РФ от 10 января 1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" определено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением в том числе жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплутационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций. Указанные объекты относятся к федеральной собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта.

Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства после приватизации государственного предприятия "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" спорная квартира не была передана в муниципальную собственность. Данный факт подтвержден справкой МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным муниципального образования Слюдянский район» от 30 мая 2011 года за № ***, согласно которой жилое помещение не входит в состав муниципального жилищного фонда МО Слюдянский район, в реестре поквартирного муниципального жилищного фонда МО Слюдянский район не состоит.

Суд находит, что право истца на приватизацию спорного жилого помещения, которое у него возникло в силу закона, не может быть поставлено в зависимость от действий (бездействия) органов местного самоуправления по своевременной передаче - приему объекта недвижимости в их ведение.      

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управления учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Наличие у нанимателя Конопелькиной права пользования жилым помещением подтверждено решением суда по делу № ***, дубликатом ордера от 04 сентября 2007 года, где состав семьи указан один человек, и ответчиком не оспаривалось.

Доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении истцом своих обязанностей по содержанию жилого помещения, суду не представлено.

Согласно справкам Слюдянского отделения Ростехинвентаризации от 10 мая 2011 года за № *** и 31 мая 2011 года за № *** на спорную квартиру сведений о наличии арестов и запрещений не имеется; за Конопелькиной приватизированного жилья не числится, правом приватизации жилья она не пользовалась.

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно Техническому паспорту жилого помещения, составленному по состоянию на 27 апреля 2011 года, квартира № *** состоит из одной жилой комнаты общей площадью 25,2 кв.м., инвентаризация стоимость составляет в ценах 2010 года 201 432, 00 рублей, то есть является изолированным жилым помещением.

Таким образом, у суда не имеется оснований для отказа истцу Конопелькиной в реализации её права на приватизацию квартиры № *** дома № *** «В» по "АДРЕС".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Конопелькиной Г. Е. удовлетворить.

Признать право собственности Конопелькиной Г. Е. на квартиру № *** дома № *** «В», расположенного по "АДРЕС", состоящую одной жилой комнаты общей площадью 25, 2 кв.м, из них жилой 25, 2 кв.м, инвентаризационной стоимостью в ценах 2010 года 201 432, 00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней.

Судья: