о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Слюдянка                                                                                             3 июня 2011 года

Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Казариной Н.А.,

при секретаре Поповой Т.В.,

С участием истца Гусакова С. С., соответчика Администрации муниципального образования Слюдянский район в лице представителя Маюровой О. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-647-11 по иску Гусакова С. С. к администрации Слюдянского городского поселения, администрации муниципального образования Слюдянский район, Правительству Иркутской области о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к администрации Слюдянского городского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска Гусаков С.С. указал, что на основании постановления мэра Слюдянского района № *** от 16 января 1998 года он был направлен в социальный приют "АДРЕС", поскольку мать- ФИО1 решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" районного суда Иркутской области от 11 июля 1997 года была лишена родительских прав в отношении него, а отец - ФИО2 его воспитанием не занимался. На основании постановления мэра города Слюдянка № *** от 29 сентября 1998 года он был помещен в детское учреждение, поскольку остался без попечения родителей, так как отец ФИО2 решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" районного суда от 5 февраля 1998 года был лишен родительских прав в отношении него.

С 19 октября 1998 года он находился в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" на полном государственном обеспечении, которое закончил в 2006 году.

С 1 сентября 2006 года по 26 ноября 2008 года обучался в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", 26 ноября 2008 года был отчислен из состава учащихся, поскольку 18 сентября 2008 года был осужден "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" городским судом Иркутской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам 2 месяцам лишения свободы и отбывал наказание с 18 июня 2008 года по 17 августа 2010 года в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". С 7 сентября 2010 года по 15 ноября 2010 года обучался в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", откуда был отчислен на основании приказа № ***-к от 15 ноября 2010 года. В настоящее время направил заявление в техникум о восстановлении его в учебе.

Жилой площади он не имеет, поскольку органами опеки жилое помещение за ним не закреплялось. В настоящее время не имеет даже регистрации. Во время учебы в техникуме проживал в общежитии.

30 ноября 2005 года в соответствии с постановлением главы администрации города Слюдянка № *** Гусаков С.С. был принят на учет и включен в списки общего и внеочередного предоставления жилых помещений несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение за ним не закреплено.

В судебном заседании истец Гусаков С.С. на иске настаивал, уточнив исковые требования, просил обязать Администрацию МО Слюдянский район предоставить ему внеочереди жилое помещение не ниже норм, установленных законодательством по договору социального найма в границах МО Слюдянский район. на иске настаивал

Ответчик администрация Слюдянского городского поселения в лице представителя ФИО3, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассматривать дело в их отсутствие. В письменных возражениях, предоставленных в суд, указал, что городское поселение является ненадлежащим ответчиком по следующим основаниям.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства на федеральные органы государственной власти, и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из требований законодательства, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в статье 2, конкретизирует полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П было установлено, что из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими нормами законов следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Соответственно, ч.4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, упомянутым в ч.3 ст.49, жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В соответствии с законом Иркутской области №52-оз государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма наделено муниципальное образование Слюдянский район.

Слюдянское муниципальное образование в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма не наделялось, соответственно обязанность по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма у администрации Слюдянского городского поселения отсутствует. Жилищный фонд на территории Слюдянского муниципального образования является собственностью муниципального образования Слюдянский район и договора социального найма заключаются администрацией от имени КУМИ Слюдянского района по доверенности.

Согласно части 7 ст. 19 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных норм Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 86 устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что в случае не предоставления субвенции из бюджета Иркутской области бюджету муниципального образования Слюдянский район на исполнение переданных государственных полномочии администрация муниципального образования Слюдянский район имеет право не исполнять переданные полномочия, не подкрепленные соответствующими финансовыми средствами, обратное повлечет нарушение Бюджетного кодекса РФ.

По указанным основаниям администрация Слюдянского городского поселения считает себя ненадлежащим ответчиком и просит признать администрацию Слюдянского городского поселения ненадлежащим ответчиком.

Соответчик администрация муниципального образования Слюдянский район, привлеченная к участию в деле по инициативе суда, с иском не согласилась. Представитель по доверенности Маюрова О. Е. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данная категория граждан обеспечивается жильем органами исполнительной власти.

Законом Иркутской области № 52- оз от 29.06.2010 года « о наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления и утвержден перечень МО, наделяемых данными полномочиями. В данный перечень входит МО Слюдянский район.

В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области № 50 -оз от 22. 06. 2010 года «О дополнительных гарантиях прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» учет детей -сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган. Комиссия по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ежегодно разрабатывает реестр детей - сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете, формирует списки, рассматривает документы для последующего принятия решения администрации муниципального района о предоставлении детям - сиротам жилых помещений либо об отказе в их предоставлении.

Гусаков С. С. обратился в администрацию МО Слюдянский район с заявлением о включении в общий реестр детей - сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о предоставлении жилого помещения по договору социального найма 15 февраля 2011 года с приложением необходимого пакета документов.

17 февраля 2011 года пакет документов Комиссией был рассмотрен и постановлением администрации МО Слюдянский район от 18.02.2011 года № *** Гусаков С.С. был включен в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения. В реестре он значится под порядковым № ***.

Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жильем детей - сирот осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматривается в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Бюджету МО Слюдянский район в 2011 году из областного бюджета переданы средства в сумме 3200000 рублей на заключение четырех муниципальных контрактов для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, включенных в реестр, ранее чем Гусаков С.С.

На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Соответчик Правительство Иркутской области, привлеченный к участию в деле по инициативе суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В письменных возражениях указал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким категориям детей жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится к полномочиям органов местного самоуправления, и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансирование обеспечения жилыми помещениями, являющегося вопросом местного значения, относится к расходным обязательствам муниципальных образований и должно осуществляться за счет средств соответствующих местных бюджетов.

В целях реализации полномочий по установлению дополнительной гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, на территории Иркутской области приняты Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» и Закон Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Иркутской наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма.

Предоставление детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по месту учета детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области № 52-ОЗ, включено, в том числе, муниципальное образование Слюдянский район.

Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

В 2010 году Законом Иркутской области от 18 декабря 2009 года
были предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в размере 100 000 000 (сто миллионов) рублей. На 2011 год предусмотрены субвенции на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий в размере 100 000 000 (сто миллионов) рублей.

Орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями формирует список детей-сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и в целях осуществления контроля за исполнением переданных государственных полномочий и своевременного планирования бюджетных ассигнований. Реализация государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договору социального найма в рамках Закона Иркутской области № 50-ОЗ, осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Иркутской области.

Органы местного самоуправления городских и сельских поселений Иркутской области указанными государственными полномочиями не наделены.

Гусаков С.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей в администрации Слюдянского городского поселения.

Факт постановки Гусакова С.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Из искового заявления не усматривается, что Гусаков С.С. обращался в орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и необходимым перечнем документов.

Основанием для предоставления ребенку-сироте жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Законом Иркутской области № 50-ОЗ является соблюдение им заявительного порядка обращения за предоставлением жилого помещения и принятие уполномоченным органом соответствующего положительного решения.

Указанный заявительный порядок Гусаковым С.С. не соблюден, следовательно, и жилое помещение по договору социального найма за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области, ему представлено быть не может.

Правительство Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области специальной компетенции, является высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, входящим в систему органов государственной власти Иркутской области.

Привлечение лица к участию в разрешении гражданского дела в качестве ответчика возможно в случае, если истец и ответчик являются субъектами спорного материального правоотношения. Субъекты правовых отношений должны находиться в юридической связи, выраженной в наличии взаимосвязанных юридических прав и обязанностей.

Поскольку между Гусаковым С.С. и Правительством Иркутской области отсутствуют какие-либо правоотношения, которые являются по заявлению истца предметом судебного разбирательства, то и надлежаще применить соответствующие нормы права представляется не возможным. Предъявляемые к Правительству Иркутской области исковые требования не отвечают указанным выше критериям. Правительство Иркутской области не является субъектом спорных правоотношений, в связи с чем, Правительство Иркутской области является ненадлежащим ответчиком в данном гражданском деле. В связи с чем просили признать Правительство Иркутской области ненадлежащим ответчиком.

Выслушав пояснения и возражения сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования Гусакова С.С. подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что истец имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Постановлен на учет лиц, нуждающийся в получении жилого помещения по списку детей-сирот. В силу закона он имеет право на получение вне очереди гарантированного государством благоустроенного жилого помещения.

Это подтверждается следующими доказательствами.

Гусаков С. С.., "ДАТА" года рождения, родился в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ". Согласно свидетельству о рождении матерью является ФИО1, отцом ФИО2.

Согласно паспорту Гусакова С. С., "ДАТА" года рождения, он не имеет регистрации.

Из решения "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" районного суда следует, что 11 июля 1997 года ФИО1 была лишена родительских прав в отношении Гусакова С.С., он был передан органам опеки для определения в детское учреждение.

5 февраля 1998 года решением "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" районного суда ФИО2 также был лишен родительских прав в отношении сына Гусакова С.С.

Постановлением мэра Слюдянского района от 16.01.1998 Гусаков С.С. был направлен в социальный приют "АДРЕС" на полное государственное обеспечение. Над несовершеннолетним временным государственным опекуном была назначена администрация приюта с 16.12.1997 года. В постановлении было указано, что Гусаков С.С. имущества и жилья не имеет.

Постановлением мэра г. Слюдянка от 29.09.1998 года № *** Гусаков С.С. был помещен в детское учреждение.

Согласно постановлению главы Администрации города Слюдянка от 30. 11. 2005 года № *** Гусаков С.С. был принят на учет и включен в списки общего и внеочередного предоставления жилых помещений несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Гусаков С.С. получил аттестат об основном общем образовании в 2006 году.

Приказом от 26.11.2008 года № ***-к Гусаков С.С. был отчислен из состава учащихся с 26.11.2008 года.

В соответствии с приложенной к делу справке "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" Гусаков С.С. обучался в "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" по очной форме с 07.09.2010 по 15.11.2010, в период обучения проживал в общежитии. Зарегистрирован по месту жительства не был.

Согласно справке с мест лишения свободы следует, что Гусаков С. С. отбывал наказание с 18. 06. 2008 по 17. 08. 2010 года и был освобожден по отбытию срока 17. 08. 2010 года.

Согласно справке с "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ" следует, что Гусаков С. С. обучался в лицее № *** "АДРЕС" с 01.09. 2006 года и был отчислен в связи с постановлением суда от 30. 09. 2008 года. Затем был восстановлен с 07. 09. 2010 года. 15.11.2010 был отчислен по решению педагогического совета.

Из справки администрации Слюдянского городского поселения следует, что Гусаков С.С. действительно состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма внеочередном порядке. Номер льготной очереди № ***, дата постановки на учет 30.11.2005.

Согласно справке Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Слюдянскому району от 01.02.2011, за Гусаковым С.С. органами опеки жилое помещение не закреплялось.

Из сообщения начальника Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Слюдянского отдела следует, что прав Гусакова С.С. на объекты недвижимости не зарегистрировано.

Начальник Слюдянского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» сообщает, что по данным архива объектов градостроительной деятельности Слюдянского района и реестра собственников жилья за Гусаковым С.С. частных домовладений, приватизированного жилья не числится, правом приватизация не пользовался.

Из персонального дела Гусакова С.С. установлено, что он 15.02.2011 обратился в адрес муниципального образования Слюдянский район с заявлением о включении его в общий реестр детей -сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принятии решения о предоставлении жилого помещения в населенном пункте г. Слюдянка.

Представленными суду доказательствами подтверждается тот факт, что 19.10.2010 в районе утвержден Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений, в соответствии с которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма общей площадью 33 квадратных метра (пункт 12 Порядка предоставления жилых помещений).

Из материалов дела установлено, что постановлением Администрации МО Слюдянский район от 18.01.2011 № *** в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, обратившихся с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в границах МО Слюдянский район включен Гусаков С.С., о чем письмом от 18.02.2011 года за исх. № *** истец извещен.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 8 ч.1 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.49 ч.3 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с законом Иркутской области от 22 июня 2010 года № ***- ОЗ № « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» предусмотрено обеспечение детей-сирот, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам найма предоставляются детям сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного Правительством Иркутской области исполнительного органа государственной власти Иркутской области ( статья 2).

В силу ст. 3 указанного закона учет детей-сирот осуществляется в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории Иркутской области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма. В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области 352- ОЗ, включено муниципальное образование Слюдянский район.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по месту учета в Слюдянском районе осуществляется администрацией муниципального образования Слюдянский район, а не городским поселением и не Правительством Иркутской области.

В силу ст. 4 п. 10 Закона Иркутской области № 50-ОЗ « О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.

Дополнительные гарантии установлены субъектом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 8).

Исходя из принципа правовой определенности, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или в порядке, предусмотренном законом субъекта Иркутской области.

Судом установлено, что истец проживал в Слюдянском районе и был принят на учет нуждающихся вне очереди в предоставлении жилого помещения по месту своего жительства, поскольку именно постановлением мэра Слюдянского района он был направлен в детский приют в г.Слюдянке. Потом истец обучался в учебных заведениях для детей-сирот в Иркутской области, находился в местах лишения свободы. В настоящее время у него отсутствует даже временная регистрация. Он не может вернуться в Слюдянку, т.к. у него отсутствует жилое помещение. В настоящее время Гусаков С.С. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке в списке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Суд приходит к выводу, что субъект вправе установить место предоставления жилого помещения, поскольку такие полномочия предоставлены ему Федеральным законом. Во-вторых, истец не имел закрепленного жилья в Слюдянском районе и, следовательно, не мог проживать в Слюдянке по месту выявления и первичного устройства в детский приют по объективным причинам.

Статья 18 Конституции Российской Федерации, о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Исковые требования Гусакова С. С. к администрации муниципального образования Слюдянский район о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Слюдянский район предоставить Гусакову С. С. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы 33 кв. метра.

В удовлетворении исковых требований к администрации Слюдянского городского поселения и Правительству Иркутской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна. Судья