Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 июля 2011 года город Слюдянка Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ореховой В.В., единолично, при секретаре Шведовой А.Ю., с участием старшего помощника прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е.И., представителя Службы занятости населения Иркутской области Некрыловой Т.Д. по доверенности от 13.06.2011 г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-814/11 по иску прокурора Слюдянского района, действующего в интересах субъекта Российской Федерации (Иркутской области) к Кудриной К. Г. о взыскании денежных средств, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерство финансов Иркутской области, Центр занятости населения Иркутской области У С Т А Н О В И Л: В обоснование заявления указано, что приказом ОГУ ЦЗН Слюдянского района от 09.08.2010 г. Кудрина была снята с учета в качестве безработной, с прекращением выплаты пособия. Основанием послужило предоставление гражданину субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости в размере 58800 рублей, на создание дополнительных рабочих мест в размере 58800 рублей. Денежные средства были перечислены гражданину 12.08.2010 г. и 23.11 2010 г. соответственно. Субсидии были предоставлены по Договору № *** с от 19.07.2010 г. «О предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработного гражданина и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» и Дополнительного соглашения от 22.11.2010 г., согласно которым гражданин обязался осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев со дня внесения сведений в ЕГРИП, сохранять созданные дополнительные рабочие места в рамках принятых обязательств. Вместе с тем ответчик не выполнил условий Договора и Дополнительного соглашения. Так, было установлено, что 14.03.2011 г. Кудрина снялась с учета в качестве ИП, то есть осуществляла предпринимательскую деятельность менее 12 месяцев, лишила рабочего места принятого продавца ФИО1 Предложение ОГКУ ЦЗН в добровольном порядке вернуть денежные средства ответчик не исполнил. Как указано в иске, предоставление субсидии осуществлялось в рамках федеральной программы по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Принятое Правительством Иркутской области постановление № 9-пп от 01.02.2010 г. определяло, что обеспечение мероприятий программы осуществляется за счет средств областного бюджета, включая субсидии из областного бюджета, и возлагалось на Службу занятости населения Иркутской области. В связи с неисполнением Кудриной обязательств по возврату в бюджет области полученных финансовых средств субъекту РФ- Иркутской области причинены убытки в размере 117600 рублей. В судебном заседании старший помощник прокурора Афанасьева Е.И. поддержала исковое заявление по вышеуказанным основаниям. Представитель Министерства финансов Иркутской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 28.12.210 г., исковые требования просил удовлетворить и указал, что на Службу занятости населения Иркутской области, как исполнительный орган государственной власти Иркутской области, возложены обязанности по распределению лимитов бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств. Постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2010 г. № 20-пп предусмотрено, что в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении,, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения. Таким образом, ответчиком субъекту РФ (Иркутской области) причинены убытки в размере 117600 рублей ФИО2 просил дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель Службы занятости населения Иркутской области Некрылова Т.Д. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что предоставленная гражданке Кудриной субсидия являлась целевой и предоставлялась на условиях, обусловленных Договором. Так, Кудрина приняла на себя обязательство осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года со дня внесения записи в ЕГРИП, сохранять дополнительно созданные рабочие места на этот же период. Кудрина нарушила условия договора, так как прекратила свою деятельность как ИП 14.03.2011 г. В этом случае субсидия подлежит возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок, что ответчиком не было исполнено. В настоящее судебное заседание ответчик Кудрина, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила. Настоящее дело рассмотрено в порядке заочного производства, о чем вынесено определение. Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Слюдянского района подлежащим удовлетворению на основании следующего. Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34, часть 1; статья 37, части 1 и 3; статья 39, часть 1). В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции РФ установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя. В связи с чем законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия по регулированию данной сферы общественных отношений, определил в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы. Защита от безработицы, как следует из положений вышеуказанного Закона, обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с потерей работы, и социальной поддержки граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными. В силу ст. 7 ч.2 ФЗ 1032-1 Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанной нормой права постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 за № 1011 утверждены «Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - 19.07.2010 г.). Настоящими «Правила…» определялся порядок и условия предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. В п.2 пп. «е» «Правил…» указано, что субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия (далее - региональные программы) - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В целях принятия мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Иркутской области Правительством Иркутской области принято постановление от 01.02.2010 N 9-пп "Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год". Основанием для разработки Программы явились нормативные акты - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации". В п. 3 «Программы…» указано, что финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, включая предоставленные областному бюджету субсидии из федерального бюджета. В соответствии с Программой уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является Служба занятости населения Иркутской области. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется путем предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, ранее являющимся безработными гражданами, а также юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг, созданным гражданами, ранее являющимися безработными, в целях возмещения затрат, связанных с развитием самозанятости безработных граждан и стимулированием создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (абз. 13 п.3 «Программы…»). Постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2010 N 20-пп утвержден «Порядок реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год". Согласно п. 40 «Порядка…» размер субсидии на реализацию данного мероприятия определяется исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента. Размер субсидии увеличивается на сумму 12-кратной максимальной величины пособия по безработице без учета районного коэффициента за каждого безработного гражданина, трудоустроенного на дополнительно созданное рабочее место в рамках технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) (далее - бизнес-план). Судом установлено, что гражданка Кудрина К.Г., "ДАТА" рождения, была поставлена на учет в ОГУ ЦЗН Слюдянского района (учредителем которого является СЗН Иркутской области) в качестве нуждающейся в государственной услуге содействия в поиске подходящей работы, вследствие чего 05.02.2010 г. заведено Личное дело № ***. 02.07.2010 г. Кудриной подано заявление о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан в связи с организацией собственного дела. 19.07.2010 г. независимая комиссия в составе членов - начальника отдела торговли малого и среднего предпринимательства и муниципального заказа управления экономики администрации МО Слюдянский район; начальника сектора кредитования юридических лиц УДО № *** Шелеховского ОСБ № ***; начальника отдела по социально-экономическому развитию, малому бизнесу и потребительскому рынку комитета по экономике и финансов администрации Байкальского городского поселения; временно замещающей должность директора ОГУ ЦЗН Слюдянского района; начальника отдела содействия трудоустройству ОГУ Ц311 Слюдянского района вынесла Итоговый протокол. Как следует из Протокола, рассмотрев представленный Кудриной бизнес-план на тему «Магазин элитной модельной обуви» с созданием дополнительного рабочего места, личное дело получателя государственных услуг, комиссия решила: заключить с Кудриной К.Г. договор по представлению субсидии на организацию предпринимательской деятельности с созданием дополнительного рабочего места. В связи с чем 19.07.2010 г. ОГУ Центр занятости населения Слюдянского района (далее - Центр занятости) заключил с Кудриной К.Г. Договор № ***с «О предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработного гражданина». Согласно п. 1.1, предметом договора является предоставление Центром занятости Кудриной субсидии на организацию самозанятости, а также предметом договора являлась организация гражданином, ранее являющимся безработным, предпринимательской деятельности (открытие собственного дела) на условиях настоящего Договора. Пунктом 2.2.1 Договора предусматривалась обязанность Центра занятости о перечислении гражданину субсидии в размере 58800 рублей в месячный срок после государственной регистрации физического лица в качестве ИП. При этом обязанностью гражданина являлось осуществление предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п.2.1.4 Договора). Договором предусмотрено, что он вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в течение года с даты получения Свидетельства о государственной регистрации юридического лица в качестве ИП (п. 4.3 Договора). 22.11.2010 г. между Центром занятости и Кудриной заключено Дополнительное соглашение к Договору № ***с от 19.07.2010 г. «О предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработного гражданина». Договор от 19.07.2010 г. был дополнен пунктами следующего содержания: 2.1.6 Организовать в соответствии с бизнес-планом одно дополнительное рабочее место в течение 14 дней, направить в Центр занятости сведения о потребности в работниках; 2.1.7 трудоустроить на дополнительно созданные рабочие места безработных граждан, направленных Центром занятости; 2.1.8 Сохранять созданные дополнительные рабочие места в рамках выполнения обязательств, предусмотренных п. 2.1.4 Договора № ***с; п. 2.2.1 дополнен словами - об обязанности Центра занятости перечислить гражданину 58800 рублей на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Договор № ***с и дополнительное соглашение вступили в законную силу с момента их подписания сторонами (соответственно 19.07.2010 г. и 22.11.2010 г.). Кудрина была ознакомлена с условиями Договора и Дополнительного соглашения, приняла данные условия, что подтверждено наличием ее подписи в данных документах. Во исполнение Договора № ***с и Дополнительного соглашения 04 августа 2010 г. Кудрина зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП серии 39 № ***; поставлена как ИП на учет в налоговом органе на территории РФ. Кроме того, ИПБОЮЛ Кудрина заключила с ФИО1 Трудовой договор сроком действия с 20.09.2010 г. (на неопределенный срок), согласно которому гражданин принимался на работу к ИП в качестве продавца. Факт исполнения Центром занятости своих обязанностей по перечислению ответчику денежных средств в размере 117600 рублей подтвержден Актами о выполнении условий договора от 01.12.2011 г., 18.02.2010 г., подписанных сторонами. Доказательств иного суду ответчиком Кудриной в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено. Вместе с тем, в ходе осуществления Центром занятости контроля установлено невыполнение ИП Кудриной условий Договора № ***с и Дополнительного соглашения от 22.11.2010 г. Так, из МИФНС № *** по Иркутской области от 18.03.2011 г. за № *** в Службу занятости населения Иркутской области (вх. 25.03.2011 г. № ***) поступили сведения о том, что ИП Кудрина прекратила свою деятельность 14.03.2011 г. в связи с принятием ею соответствующего решения. Пунктом 3.1 Договора № ***с предусматривалось, что в случае нарушения гражданином условий, установленных при ее предоставлении, субсидия подлежит возврату Гражданином в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения. В связи с чем 29.03.2011 г. Центр занятости обратился к Кудриной с требованием о возврате в областной бюджет денежных средств в размере 117600 рублей. Доказательств, свидетельствующих о возврате ответчиком в областной бюджет денежных средств в размере 117600 рублей суду не представлено. Вместе с тем суд находит требование Областного государственного учреждения Центр занятости населения Слюдянского района законными на основании следующего. Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ определено, что субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг (ст. 1). За нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, статьей 289 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность, а именно: наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. При этом из смысла статьи 289 БК РФ следует, что нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Согласно ст. 49 «Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год", утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 19.02.2010 N 20-пп в случае неиспользования (неполного использования) субсидии, а также в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения. Таким образом судом установлено и ответчиком не предоставлено возражений в части того, что субсидия, предоставленная гражданке Кудриной на организацию самозанятости, создание дополнительного рабочего места была использована ею не по назначению. То есть денежные средства были использованы ответчиком на осуществление предпринимательской деятельности в срок менее 12 месяцев, дополнительное рабочее место создано на срок менее 12 месяцев. Также ответчиком нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, а именно: осуществление предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в ЕГРИП, сохранение созданных дополнительных рабочих мест в период осуществления предпринимательской деятельности на срок не менее 12 месяцев со дня внесения записи в ЕГРИП. Принимая во внимание назначение предоставляемых государством бюджетных средств (субсидии), суд находит, что с ответчика Кудриной подлежат взысканию денежные средства в виде предоставленной субсидии в полном объеме - 117600 рублей. В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В связи с тем, что субъект Российской Федерации - Иркутская область понесла убытки в размере 117600 рублей, указанная сумма подлежит возмещению с ответчика Кудриной К.Г. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем Кудрина не предоставила доказательств, свидетельствующих об отсутствии ее вины по неисполнению условий Договора (Дополнительного соглашения), то есть обязательств, определенных сторонами договора. Согласно статье 103 части 1 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственного сбора на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, в сумме 3552, 00 рубля. На основании изложенного, руководствуясь ст.253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Слюдянского района, действующего в интересах субъекта Российской Федерации (Иркутской области) к Кудриной К. Г. о взыскании денежных средств, третьи лица Министерство финансов Иркутской области, ОГУ Служба занятости населения Иркутской области удовлетворить. Взыскать с Кудриной К. Г. в бюджет Иркутской области денежные средства в размере 117600 (ста семнадцати тысяч шестисот) рублей 00 копеек. Взыскать с Кудриной К. Г. в доход государства государственную пошлину в размере 3552, 00 (трех тысяч пятисот пятидесяти двух рублей) 00 копеек. Разъяснить ответчику Кудриной К.Г. право подачи в Слюдянский районный суд заявления об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения копии настоящего решения. Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае подачи такого заявления - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: